Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К юристам нашего Центра обратился клиент с вопросом о его порядке действий в следующей ситуации. Покупателем были приобретены и оплачены товары у иностранного продавца. Товар был передан покупателю в указанном месте, но без документов, подтверждающих прохождение им процедуры таможенного оформления, и самих деклараций.

Наличные деньги — это бумажные купюры и банкноты, а также монеты (кроме монет, изготовленных из драгоценных металлов).

Денежный инструмент представляет собой чек или вексель, а также это могут быть ценные бумаги, которые подтверждают обязательства должника выплатить одолженные деньги.

Не следует путать ценные бумаги с расписками. В расписке указывается имя должника и имя того, кому необходимо вернуть долг. В ценной бумаге лишь указывается факт обязательного возврата, причем конкретно имя человека, которому должны деньги, не обозначается.

Дорожным чеком считается ценная бумага, в которой указывается номинал и две подписи владельца. На данный момент дорожные чеки выпускаются в евро и долларах.

Номиналы в евро:

  • 50 EUR.
  • 100 EUR;
  • 500 EUR.

Номиналы в долларах США:

  • 20 USD;
  • 50 USD;
  • 100 USD;
  • 500 USD;
  • 1000 USD.
  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение недекларирования либо недостоверного декларирования товаров только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.

Административная ответственность

Административную ответственность за правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, устанавливают две статьи Кодекса об административных правонарушениях – 16.1 и 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с этими статьями физические лица могут быть привлечены к административной ответственности за доказанные административные правонарушения, связанные с:

  1. недекларированием товаров, подлежащих таможенному декларированию с назначением наказания в виде конфискации товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  2. сокрытием товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других, с назначением наказания в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  3. нарушением порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов, с назначением наказания в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;
  4. недекларированием наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, с назначением наказания в виде их конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

В соответствие с п. 2 ст. 355 ТК ТС обязательного таможенному декларированию подлежат:

  • Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. грузов массой не более 50 кг и общую сумму не более 10 тыс. евро, перевозимые воздушным транспортом, или более 1500 евро, перевозимые другими видами транспорта);
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • Валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. USD);
  • Культурные ценности;
  • Иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

Незадекларированным товар будет считаться и при неточностях в заподненой таможенной декларации на ввозимый товар. Например, если было неверно указано количество ввозимого товара или ввозимый товар не соответствует описанию, указанному в таможенной декларации.

За ввоз воз незадекларированных товаров лицо виновное в данном деяние может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности.

Введена уголовная ответственность за недекларирование валюты

30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200-1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Эта статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (часть первая статьи 200-1) или в особо крупном размере (часть вторая статьи 200-1).

К административной ответственности привлекается лицо, которое без письменного декларирования, перемещает через таможенную границу наличные денежные средства в сумме превышающей 10 000 долларов США в эквиваленте, а к уголовной ответственности свыше 30 000 долларов США в эквиваленте.

Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г.

Астане 5 июля 2010 года) без письменного декларирования разрешен единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США.

При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если в его в действиях не содержится иного состава преступления.

Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

  • За совершение преступления, предусмотренного статьей 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
  • Согласно примечанию к статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
  • Указанную информацию необходимо учитывать гражданам при планировании въезда в Российскую Федерацию или выезда из неё, за исключением случаев перемещения через границу с государствами-членами Таможенного союза (Республика Белоруссия, Республика Казахстан).
  • Данные меры предприняты в рамках реализации государством комплекса мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений.

Кроме того, указанным федеральным законом внесены изменения в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

Начиная с 30 июня 2013 года, уголовная ответственность за данное преступление будет наступать в том случае, если сумма таможенных платежей, неуплаченных физическим лицом или организацией при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров в одной или нескольких партиях, превысит один миллион рублей (крупный размер). Особо крупным размером будет признаваться сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая три миллиона рублей.

Административная ответственность

Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:

  • Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).
Читайте также:  Как оформить в собственность излишки земли на своем участке

Судебная практика по статье 16.7 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 305-АД16-2498 от 02.06.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15569/09 от 07.12.2009 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД16-10441 от 23.08.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-307/10 от 08.02.2010 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД16-2498 от 30.06.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-562 от 04.06.2009 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

Решение Верховного суда: Решение N ВАС-17639/09 от 24.02.2010 Коллегия по административным правоотношениям, первая инстанция

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17476/09 от 12.02.2010 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Понятие правонарушения

Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

Ответственность юридических и физических лиц

Ответственность предусматривается статьей №16.2 Кодекса Российской Федерации, далее по тексту КоАП, которая в свою очередь описывает случаи недостоверного декларирования товаров всех видов и предусмотренную за это ответственность. Сам перечень сведений (информации), которая в обязательном порядке должна присутствовать в таможенной декларации приводится в статье 124 ТК РФ, так же ограничивается сведениями. Которые важны для целей исчисления таможенных пошлин.

Согласно судебной практике, на сегодняшний день Арбитражный суд по Федеральному Сибирскому Округу подтвердил, что самое частое привлечение к административной ответственности Заявителя при декларировании соответствия происходит за недостоверно предоставленную информацию о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).

Помимо этого, распространены случаи, при которых физическое или юридическое лицо не предприняли должных действий для декларирования товара, здесь речь идет о бездействии лиц. Самое распространенные ситуации связанные с бездействием встречаются с пассажирами (физ.лица), которые пересекая границу имели при себе оборудование или иной товар, который подлежит декларированию. В таких случаях таможенные службы вынуждены возбуждать дело по преднамеренному не декларированию товара.

Еще примером недостоверного декларирования может являться неверно указанная информация в самой декларации, или целенаправленная дезинформация, а именно, Заявитель в декларации указывает адрес изготовителя, перечень и наименования товара одни, а по факту при проверке на границе сотрудниками таможни выясняется, что юридическое или физическое лицо провозит еще один товар, который не указан в данной декларации, или наименования товара вообще не совпадают с действительностью, с тем, что указанно на самих коробках с товаром.

№152. Административное дело. Статья 16.3 ч.1 КоАП РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «….» (далее -общество1) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее — таможня) от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Решением суда от 21.05.2008 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанций и удовлетворить заявление о признании незаконным постановления таможни. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. Таможня представила отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представители таможни просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда в силе.Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, общество 10.01.2007 подало в таможню грузовую таможенную декларацию № 10226020/230109/0001330 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 15.09.2008 № L08/08 с (Литва) товара, в том числе товара № 7 — проката плоского из нелегированной стали, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического и другого покрытия, в листах (изготовитель ЗАО «Запорожсталь», (Украина). При декларировании товара у общества была затребована копия лицензии Министерства экономики Украины на поставку плоского холоднокатаного проката производства ЗАО «Запорожсталь», (Украина). Требование таможенного органа о представлении лицензии было основано на положениях Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины о регулировании поставок плоского холоднокатаного проката, происходящего из Украины на таможенную территорию Российской Федерации от 21.06.2007 (далее — Соглашение). Отсутствие у декларанта указанной лицензии’ явилось основанием для запрещения выписка товара и составления таможней в отношении общества протокола от 25.02.2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Постановлением таможни от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке. Суд пришёл к выводу о доказанности вменяемого обществу состава административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявления.Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба общества подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих Экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса. Указанная норма является отсылочной, поскольку не содержит перечня запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя 1/з национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон № 164), в случаях, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федераций, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям. Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 ТК РФ, которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной статьи при декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, и сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Соглашение подписано между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины, является международным договором межведомственного характера, заключено в целях регулирования экспорта холоднокатаного проката с таможенной территории Украины «на таможенную территорию Российской Федерации. Соглаш��ние предусматривает установление квот в период его действия (до 20.06.2010). Выпуск товара с таможенной территории Украины на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии (статья 3), выдаваемой Министерством экономики Украины в пределах квот. Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный товар ввозился на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом 15.09.2008 № L08/08 с литовской компанией и с территории Литвы. Общество не имеет договорных отношений с компаниями из Украины, которые в силу Соглашения могут осуществлять поставку (экспорт) спорного товара, происходящего из Украины (статья 6). Поскольку Соглашение регулирует вопросы экспорта холоднокатаного проката из Украины и не вводит каких — либо ограничений в отношении поставок холоднокатаного проката с территории других государств, нет оснований полагать, что Соглашение распространяется и на случаи поставок не с территории Украины. Кроме того, в силу положений Соглашения лицензия могла быть выдана Только на основании заключенного договора поставки с украинскими производителями (перечислены в Соглашении) или с уполномоченными экспортерами. Такие договорные отношения у общества отсутствуют. Доказательств обратного таможня не представила. При таких обстоятельствах требование таможенного органа о представлении копии лицензии Министерства экономики Украины общество не могло исполнить. Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к Административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ). В данном случае таможня не доказала, что общество нарушило запрет на ввоз спорного товара. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности за несоблюдение установленных ё соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения дела, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию. Справка

Опубликовано: 22 ноября 2018 13:43 Последнее изменение: 16 декабря 2020 12:30

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Перечень составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;
Читайте также:  ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Перечень составов уголовных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
  • контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
  • контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
  • контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 16.3 КОАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КОАП РФ.

За указанное нарушение установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 308- АД18-3513 по делу N А63-253/2017).

Изначально следует указать, осуществляется ли въезд или выезд с территории Таможенного союза. В графе представлены два варианта выбора, нужный отмечается крестиком.

1 графа: личные данные путешественника и информация о его заграничном паспорте: Ф. И. О., дата рождения (формат день – месяц – год), подданство, страна постоянного проживания, тип проездного документа, его серия и дата выдачи. А также в данном разделе потребуется указать дату выдачи въездного разрешения и адрес пребывания путешествующего на территории РФ.

2 графа: информация о деньгах и денежных инструментах. Необходимо точно указать сумму и валюту.

3 графа: личные данные владельца, ввозимые или вывозимые средства.

4 графа: источники происхождения имеющихся с собой финансов. Потребуется выбрать из таких вариантов:

  • Зарплата или прибыль от осуществления предпринимательской деятельности.
  • Дивиденды.
  • Прибыль от реализации имущества.
  • Трансферты.
  • Пенсионные выплаты, стипендиальные выплаты, алименты и другое.
  • Прибыль от сдачи недвижимости в аренду.
  • Заемные средства.
  • Деньги, полученные в наследство.
  • Другое.

5 графа: информация относительно предполагаемого использования на территории РФ провозимых средств.

6 графа: вид транспорта, на котором совершается поездка в РФ.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

Владелец холдинга “Русский стандарт” Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Таможенное декларирование товаров
  • Таможенное оформление
  • Таможенный склад
  • Таможенное оформление товаров физическими лицами
  • Растаможка автомобилей
  • Сертификация
  • Страхование грузов
  • Международные перевозки
  • Таможенный брокер (представитель)
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Таможенные правила
  • Таможня и налоги
  • Таможенные документы
  • Таможенное право
  • Таможенные пошлины
  • Таможенные платежи
  • Таможенный контроль
  • Таможенный тариф
  • Таможенная стоимость
  • Таможенные режимы / процедуры
  • ТН ВЭД
  • Таможенный пост
  • Таможенные сборы
  • Таможенный союз

Владелец холдинга “Русский стандарт” Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Недекларирование денежных средств и малозначительность

За ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность

За правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, ввозимых на территорию ТС и вывозимых с этой территории, предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность (ч. 1, 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4 КоАП РФ; п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Договора, ратифицированного Законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ):

  • 1) за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  • 2) за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  • 3) за нарушение порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов — в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;

4) за недекларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, — в виде ее конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.

Уголовная ответственность

За деяния, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС, предусмотрена, в частности, следующая уголовная ответственность (ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ):

  1. 1) за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в крупном размере — в виде штрафа в размере от трехкратной до десятикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до двух лет;
  2. 2) за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков) в особо крупном размере — в виде штрафа в размере от десятикратной до пятнадцатикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо ограничения свободы или принудительных работ на срок до четырех лет;
  3. 3) за незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере — в виде штрафа в размере от 300 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо принудительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет;
  4. 4) за незаконное перемещение, в частности, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;
  5. 5) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов — в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового;
  6. 6) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в крупном размере — в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет;
  7. 7) за незаконное перемещение, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в значительном размере — в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового;
Читайте также:  Разовые выплаты пенсионерам c 1 января 2023 года: последние новости из Госдумы

8) за незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в особо крупном размере — в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование по статистике таможенных органов являются наиболее частыми составами административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Так, в последние годы около 35% возбуждаемых таможней дел касаются именно фактов недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, при этом около 50% дел возбуждаются в отношении физических лиц, 45% — юридических лиц и 10% — на должностных или неустановленных лиц.

Письмо Федеральной таможенной службы от 30 апреля 2015 г. N 18-12/21021 “О направлении разъяснений”

Направляем для использования в практической деятельности разъяснения по квалификации административных правонарушений по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Первый заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник таможенной службы
В.И. Козлов

Комментарий к статье 16.2 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

— основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц — от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.

Административные таможенные правонарушения

Заявительница сослалась на свой возраст, социальное и финансовое положение, которые, по ее мнению, позволяли суду освободить ее от административного наказания.

За незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (более 20 тыс. USD) и особо крупном размере (более 50 тыс.

Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Учитывайте, что данные таможенные правила созданы специально для защиты граждан, материального имущества и окружающей среды. Продукция, перевозимая на территорию РФ и прочих государств ЕАЭС должна подходить под разнообразные требования – нормы СанПина, общетехнические, экологические, фармакологические и прочие.

Но в ходе досмотра выяснилось, что товара не 10, а 15 штук. Здесь налицо недостоверное декларирование, где декларант соврал в момент декларирования товара.

Если же идет спор о первых четырех цифрах классификации, то тогда считается что это ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. Немного не ясно на чем основана такая практика. На наш взгляд, она несколько ошибочна. И в то же время это не является правилом.

В практике наших юристов были дела, когда клиенту было выгоднее заменить штраф за недекларирование на конфискацию, и нам удавалось добиться именно такой меры.

Компания Юнитрейд оказывает услуги по судебной защите участников ВЭД и по обжалованию незаконных решений таможенных органов.

В то же время, если на физическое лицо заведено уголовное дело, то привлечение к административной ответственности по этому самому факту нарушения не производится.

За сообщение таможенному органу … .3 или части 3 статьи 16.2 КоАП РФ соответственно. 3. Экспортные таможенные …

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, п. 2 ст. 208 АПК РФ заявление (жалоба) об оспаривании решения (постановления) административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения (постановления).

Каждая из перечисленных статей Уголовного кодекса предусматривает два или более альтернативных видов наказания, которые избирает и назначает суд в зависимости от тяжести совершенного преступления, его последствий и личности подсудимого. Так:

  1. незаконное перемещение наличных денежных средств и иных денежных инструментов в крупном размере карается либо штрафом от трехкратной до десятикратной ее суммы или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы, либо принудительными работами на срок до двух лет;
  2. незаконное перемещение наличных денежных средств и иных денежных инструментов в особо крупном размере карается либо штрафом от десятикратной до пятнадцатикратной ее суммы, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы, либо принудительными работами на срок до четырех лет;
  3. незаконное перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере карается либо штрафом от 300 000 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до пяти лет;
  4. незаконное перемещение ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, карается лишением свободы на срок от трех до семи лет. В виде дополнительного наказания могут быть назначены либо штраф в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо ограничение свободы;
  5. незаконное перемещение наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов карается лишением свободы на срок от трех до семи лет. В качестве дополнительного наказания могут быть назначены либо штраф в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо ограничение свободы на срок до одного года или без такового;
  6. незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в крупном размере карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет;
  7. незаконное перемещение наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в значительном размере карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. В качестве дополнительной меры наказания могут быть назначены либо штраф в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо ограничение свободы на срок до полутора лет или без такового;
  8. незаконное перемещение наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в особо крупном размере карается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. В качестве дополнительной меры наказания могут быть назначены либо штраф размером до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что имея реальную возможность и достаточный срок для проверки сведений в отношении перемещаемого товара, предприниматель, тем не менее, не осмотрел и не измерил пиломатериалы перед убытием с таможенной территории.

Суть дела заключалась в том, что при пересечении границы Российской Федерации, ввозимые доверителем с собой в качестве ручной клади вещи, по мнению таможенного органа не подразумевалось использовать для личных нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *