Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, Вы обязаны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование мало практикуется. Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Введение.
Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.
Медицинская деятельность регулируется специальными законами.
Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов.
Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др.
Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения.
Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой.
Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими.
Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги).
Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях.
По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).
Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
Закон закрепляет права в области охраны здоровья семьи, беременных женщин и матерей несовершеннолетних военнослужащих граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту; граждан пожилого возраста; инвалидов; граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; лиц, отбывающих наказания. Государство берет на себя заботу об охране здоровья каждой семьи.
Прохождение медосмотров: законодательная база
Рассказывая о правах и обязанностях пациентов в медицинском праве, нельзя не коснуться такой темы, как диспансеризация, прохождение врачебных осмотров. Данная профилактическая мера тоже считается долгом пациента. Однако обязанность распространяется не на всех российских граждан — только на некоторые категории работников.
Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:
- Статьи 76 и 213 российского Трудового кодекса.
- ФЗ №273 (версия 2012 года) — «Об образовании в РФ». Статья 48.
- ФЗ №3132-1 (версия 1992 года) — «О статусе судьи в России». Статья 4.1.
- ФЗ №35 (версия от 2005 года) — «Об электроэнергетике в РФ». Статья 28.
- ФЗ №52 (версия 1999 года) — «Об эпидемиологическом, санитарном благополучии в РФ». Пункт 4 статьи 34.
Обязанности страдающих от опасных заболеваний
Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) — «Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными».
Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:
- Пройти врачебное обследование.
- Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
- Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.
В Перечень входят следующие заболевания:
- ВИЧ.
- Гепатит формы В и С.
- Туберкулез.
- Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).
Пациент имеет следующие основные права:
- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требований;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи;
- допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск священнослужителя;
- в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Нарушения прав человека в области здравоохранения
Нарушения прав человека или отсутствие внимания к ним могут иметь серьезные последствия для здоровья. Явная или скрытая дискриминация в медицинском обслуживании ― как среди работников здравоохранения, так и между работниками здравоохранения и пользователями услуг ― является мощным барьером для доступа к медицинским услугам и сказывается на их качестве.
Психические расстройства часто приводят к посягательствам на человеческое достоинство и самостоятельность, включая принудительное лечение или помещение в специальные учреждения, и к игнорированию правоспособности субъекта принимать решения. Парадоксально, но в рамках общественного здравоохранения до сих пор не уделяется должного внимания психическому здоровью, несмотря на высокие уровни насилия, нищеты и социальной изоляции, способствующие ухудшению показателей психического и физического здоровья людей с психическими расстройствами.
Нарушения прав человека не только усугубляют плохое здоровье, но для многих, включая людей с инвалидностью, представителей коренного населения, женщин с ВИЧ-инфекцией, работников секс-индустрии, лиц, употребляющих наркотики, транссексуалов и интерсексуалов, медицинские учреждения являются такими местами, где им угрожает повышенный риск нарушения прав человека, включая принудительное лечение или процедуры.
Законодательная база и правовые акты
- Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, то есть бесплатное медицинское обслуживание, согласно конституции Российской Федерации, статьи номер 41. Это основной закон, регламентирующий рассматриваемый нами вопрос. Его выполнение должно обеспечиваться государством.
- Государство Российской Федерации предоставляет охрану здоровья всем людям независимо от возраста, происхождения, отношения к религии, языка и даже национальности, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 5.
- Каждый гражданин имеет право на социальную защиту в том случае, если пропало здоровье, в обязанность входит реабилитация и уход за больным, назначение инвалидной группы и финансовое обеспечение, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 8.
- Медицинские сотрудники не имеют права отказать в оказании медицинского обслуживания, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 11.
- Информация о лечении и состоянии здоровья больного, а также о болезни полученная при медицинском обследовании составляют врачебную тайну, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 13.
- Несовершеннолетний тоже имеет право в сфере охраны его здоровья, к примеру, проходить в учебных учреждениях медицинские осмотры, а также получать реабилитацию и медицинскую помощь, а дети, которые не имеют родителей с четырех лет могут лечиться в больницах или поликлиниках, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 54.
- Право на лечение и оздоровление каждого гражданина с помощью реабилитации и санитарно-курортного лечения в лечебно-оздоровительном месте или на курорте, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 40.
- Право на присутствие родственника или отца на рождении дитя, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 51.
Таким образом право на охрану здоровья право и на медицинскую помощь установлено действительным законодательством. К этому врачам стоит относиться серьезно.
Права граждан при оказании им медицинской помощи
В настоящее время отношения «пациент — система здравоохранения» в нашей стране все больше переходят в сферу гражданско-правового регулирования, в которой пациент должен выступать как равноправный субъект медицинского страхования.
Основные права пациента при оказании ему медицинской помощи включают:
1. Право на получение медицинской информации.
Законом установлено, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина представляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, больных наркоманией, не достигших возраста 16 лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, — их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам), лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть представлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему представляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Указанное право имеет важное значение, поскольку отсутствие или недостаточная информированность пациента о состоянии его здоровья может привести к непоправимым последствиям.
2. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.
Врачебная тайна — это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещается.
С согласия гражданина или его законного представителя (назначенного им представителя, назначенного судом опекуна) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам. Прежде всего должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Без разрешения пациента (или его представителя) передача сведений о нем считается незаконной (т.е. считается разглашением врачебной тайны).
В разделе IV «Права граждан в области охраны здоровья» содержатся статьи, устанавливающие правовые нормы граждан РФ на охрану здоровья, а также права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в сфере данных правоотношений. Отдельные статьи устанавливают право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, право на медико-социальную помощь, предусматривают вопросы охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.
Законодательство РФ развивает конституционные нормы о праве граждан на охрану здоровья. Например, в Основах законодательства об охране здоровья указаны пути обеспечения этого права: охрана окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производство и реализация доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-социальной помощи.
В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Закон формулирует важнейшую для пациентов норму — защиту граждан от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний, а для лиц, виновных в нарушении этого положения, предусматривает ответственность.
В период создания Основ в стране происходили интенсивные миграционные процессы, а упрощение порядка въезда в Россию и выезда российских граждан за границу привело к невиданным ранее объемам иностранного туризма и деловых контактов россиян за рубежом. Такие процессы потребовали законодательного регулирования прав на охрану здоровья граждан РФ, находящихся за ее пределами, и прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам было поручено определять органам исполнительной власти в области здравоохранения на федеральном уровне и в субъектах Федерации.
Определенную гарантию осуществления права на охрану здоровья законодатель увидел в информированности граждан о факторах, влияющих на здоровье. Такая норма была сформулирована как право граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и о других факторах.
Разработка специфических законов требует тщательного определения перечня подобных заболеваний. Возможность гибкого изменения и дополнения такого перечня зависит от выделяемых обществом ресурсов на лечение заболеваний; определение перечня этих заболеваний возложено на Правительство РФ.
Само отнесение граждан к указанным группам позволяет оказывать им медико-социальную помощь и обеспечивать диспансерное наблюдение в соответствующих ЛПУ бесплатно или на льготных условиях.
Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для здоровья окружающих, устанавливаются Минздравом России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время идет формирование территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования.
Целью такого формирования является создание гибкой, последовательной, доступной для гражданина системы, обеспечивающей защиту его прав в условиях обязательного медицинского страхования с участием органов законодательной и исполнительной властей, участников медицинского страхования, органов государственного надзора, общественных организаций и объединений.
Организационные принципы формирования территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан включают:
- организацию координирующего органа — Координационного совета по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС;
- организацию структурных подразделений по защите прав граждан в территориальном фонде ОМС и страховых медицинских организациях;
- проведение экономической политики, направленной на увеличение доходной части бюджета территориального фонда ОМС и рациональное использование финансовых средств системы;
- проведение мероприятий по стандартизации в здравоохранении и в системе ОМС;
- создание условий для информационного обеспечения населения о его правах при предоставлении медицинской помощи (медицинских услуг);
- проведение контроля качества медицинской помощи с применением финансовых санкций в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи;
- введение в практику работы досудебного и судебного способов защиты прав граждан и организацию деятельности третейского суда;
- подготовку кадров по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС;
- проведение ежегодного анализа состояния дел по защите прав граждан по специально разработанной методике, отражающей деятельность всех участников обеспечения и защиты прав граждан и разработку плана мероприятий по устранению причин нарушения этих прав.
Система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования, как и любая система, характеризуется наличием объекта, субъектов и связей.
Объектом системы является право на медицинскую помощь, которое представлено объективным и субъективным правом.
Объективное право жителей субъекта РФ определяет объем бесплатной для жителя медицинской помощи и представлено в виде территориальной программы ОМС.
Лекарственное обеспечение
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
- Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1 Постановление РФ от 30 июля 1994г. № 890
- Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей с 50-типроцентной скидкой, согласно приложению № 2 Постановление РФ от 30 июля 1994г. № 890
- Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995г № 685 О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г № 890 «О Государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
- Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2020 N 1142-р О внесении изменений в распоряжение Правительства от 12.10.2019 N 2406-р
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2020 N 829
- «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения»
- Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»
- Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год согласно приложению N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
- Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, согласно приложению №2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
- Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, согласно приложению №3 к к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
- Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно приложению №4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
- Приказ Минздрава России от 01.06.2020 N 526н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга движения и учета в субъектах Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, доведения до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полученных по результатам мониторинга данных и согласования перераспределения лекарственных препаратов между субъектами Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2020 N 58856)
- Государственный Реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
- ФАРМАКОПЕЯ — сборник официальных документов (свод стандартов и положений), устанавливающих нормы качества лекарственного сырья — медицинских субстанций, вспомогательных веществ, диагностических и лекарственных средств и изготовленных из них препаратов
- Методические рекомендации по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинских и аптечных организациях
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
Личная и физическая неприкосновенность человека предопределяет одно из важнейших прав пациента — право на информированное согласие на медицинское вмешательство.
Любое медицинское вмешательство в человеческий организм возможно только после получения от пациента согласия на это вмешательство, в противном случае действия медицинского работника следует расценивать как насилие над личностью и причинение телесных повреждений.
Поскольку пациент не является специалистом в области медицины, для принятия взвешенного решения и дачи согласия на медицинское вмешательство ему необходима информация о сути вмешательства, его причинах, последствиях, рисках, возможных альтернативных методах лечения. Предоставить пациенту такую информацию может только профессионал — исполнитель медицинской услуги, на которого закон и возлагает обязанность информировать пациента.
Согласие пациента на медицинское вмешательство означает лишь реализацию его права обладать информацией для принятия решения о вмешательстве и вовсе не означает освобождения исполнителя медицинской услуги от ответственности за ненадлежащее ее оказание. Другими словами, если пациент согласился на вмешательство, это еще не означает, что лечебное учреждение с этого момента не несет ответственности за последствия лечения; в данном случае подлежат применению общие правила об ответственности за ненадлежащее лечение.
Согласие на медицинское вмешательство, как правило, оформляется письменно в виде записи в медицинской документации (истории болезни) либо в виде отдельного документа, который подписывает больной.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители, а при отсутствии таковых решает консилиум или лечащий врач, что иллюстрируется следующим примером.
Пример 2.
Учащийся К., 12 лет, доставлен в клиническую больницу с симптомами пищевого отравления, с болями в животе, нарушением стула, рвотой. При обследовании больного был заподозрен аппендицит. Операцию больному выполнили только на следующий день, поскольку хирург не получил согласия родителей на операцию (ждали, пока родители вернутся с дачи).
В результате задержки оперативного вмешательства на сутки у пациента развился гнойный аппендицит, выраженная интоксикация и возникла угроза перитонита.
Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство предусматривает предоставление информации о заболевании, его лечении, последствиях в определенной, доступной для пациента форме, в полном объеме, т.е. надлежащим образом. При нарушении этого условия могут наступить негативные для больного последствия, что иллюстрируется следующим примером.
Пример 3.
Больная Н., 14 лет, обратилась в клиническую больницу по поводу гнойного гайморита. После обследования ей объяснили неблагоприятные последствия данного заболевания, необходимость пунктирования гайморовой пазухи с целью удаления гноя, введения лекарственных средств. Больная согласилась на медицинское вмешательство, о чем сделана соответствующая запись в истории болезни. Однако лечащий врач во время объяснения хода данной операции не упомянул о том, что будет использовать местную анестезию новокаином, на который у больной, как выяснилось впоследствии, имелась аллергическая реакция. После введения новокаина больная скончалась от анафилактического шока.
Статья 19. Право на медицинскую помощь
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Скачать 323 ФЗ можно здесь.