Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос по уголовным делам: как облегчить условия надзора или снять его?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со статьей 1 Закона №64-ФЗ, таким надзором является наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определенных запретов (ограничений) и за исполнением возложенных обязанностей.
Как снять надзор после освобождения?
После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:
- заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
- до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
- в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.
Статьей 3 Закона ФЗ-64 определен круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор:
1. В первую очередь, это лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и на момент установления надзора имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Уголовный кодекс РФ (ст. 15 УК РФ) предусматривает 4 категории (степени) преступления, которые определяются в зависимости от характера, последствий и т.д. Наименее опасными преступлениями являются деяния небольшой тяжести, к которым относятся побои, причинение незначительного ущерба в результате обычной кражи, повреждение имущества и т.д. Далее статьей предусмотрены преступления средней тяжести, за которые может быть максимальное наказание 5 лет лишения свободы. Виновным в совершении таких преступлений, если ранее не было случаев привлечения к уголовной ответственности, часто назначают ограничение свободы, обязательные и исправительные работы, лишение свободы условно. В отношении осужденных за преступления небольшой и средней тяжести административный надзор не устанавливается, если только это не повторные преступления в биографии лица.
Иные правила при осуждении человека за преступления тяжкого (до 10 лет лишения свободы включительно) и особо тяжкого преступления (свыше 10 лет лишения свободы). К таким чрезвычайно опасным преступлениям относятся разбои, убийства, изнасилования, вымогательства, сбыт наркотических веществ и т.д. Законодатель справедливо счел, что судимые за такие преступления лица нуждаются в особом контроле, поэтому такой категории граждан устанавливается административный надзор.
2. Лица, которые осуждались к лишению свободы при наличии признаков рецидива, то есть повторного преступления при непогашенной предыдущей судимости. После отбытия наказания за совершение повторного преступления будет установлен надзор.
3. Лица, которые осуждены за умышленное преступление, посягающее на права несовершеннолетнего лица. К таким преступлениям относятся не только деяния против половой неприкосновенности, но и любые другие: к примеру, кража у ребенка телефона, причинение несовершеннолетнему телесных повреждений и т.д.
4. Лица, которые были осуждены за два и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконная перевозка, приобретение и хранение наркотического средства в значительном размере), ст. 228.3 УК РФ (те же действия в отношении прекурсоров и растений, содержащих прекурсоры наркотиков или психотропных веществ), ч. 1 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование наркосодержащих растений в крупном размере), ч. 1 ст. 234.1 УК РФ (незаконный оборот новых психоактивных веществ).
Процессуальные особенности рассмотрения судом административных дел об административном надзоре
Дела данной категории подлежат рассмотрению и разрешению в сокращенный 10-дневный срок со дня поступления заявления в суд. В отношении лиц, отбывающих наказание, дата судебного заседания должна быть назначена таким образом, чтобы не истек срок отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Лица, участвующие в деле, должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания по делу об административном надзоре. Суд при принятии административного искового заявления одновременно возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре. Дела данной категории подлежат рассмотрению и разрешению с обязательным участием прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной, не препятствует рассмотрению заявления.
По делам о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной, также не препятствует рассмотрению заявления и суд не обязан откладывать слушание дела.
В то же время, если отсутствие в судебном заседании представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которых признавалась судом обязательной, не вызвано уважительными причинами, суд должен обсудить вопрос о наложении судебного штрафа.
По делам об административном надзоре суд наделен правом истребования доказательств по своей инициативе, если они необходимы в целях правильного разрешения дела.
Осуществлять контрольную деятельность уполномочены работники полиции, которые ведут профилактические дела, формируют учеты, а также проводят личные проверки освобожденных граждан. Устанавливает надзор только судья. Но назначение административного контроля возможно по отношению ограниченного перечня лиц (статья 3 ФЗ № 64). К ним относятся все участники с непогашенной или неснятой судимостью, которые допустили совершение следующих категорий преступлений:
- относящиеся к категории тяжких;
- рецидив;
- два и более проступка;
- в отношении несовершеннолетнего;
- против половой неприкосновенности;
- особо тяжкое деяние;
- повторное совершение в период административного надзора;
- преступник во время отбывания наказания был признан злостным нарушителем дисциплины;
- совершение двух и более административных правонарушений на протяжении одного календарного года.
Другие граждане, которые были освобождены из мест лишения свободы, но не подпадают ни под одну из этих категорий, освобождаются от админнадзора.
Возможные ограничения
Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, включает следующие правила и ограничения:
- категорический запрет на посещение определенного перечня мест (как правило, это бары и кафе, в которых разрешена свободная продажа алкогольных напитков);
- невозможность участия в массовых мероприятиях (кроме детских);
- ограничение на оставление личного жилья в обозначенные часы (ночное и вечернее время);
- ограничение передвижения за территорию гарнизона (административного района проживания);
- регулярное посещение органов полиции (максимум 4 раза на протяжении одного месяца).
Дмитровский городской суд Решение Гражданское дело 2а-1234
Лазарев А. Б освобожден из мест лишения свободы ДД. ММ. ГГГГ, поставлен на учет в органе, осуществляющем административный надзор, ДД. ММ. ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Согласно статьи 6 Федерального закона №64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Административное исковое заявление о снятии административного надзора
Образец Административного искового заявления о досрочном прекращении административного надзора
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов либо копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу лиц, участвующих в деле;На основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон N 64-ФЗ) поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.… (укажите иные сведения, характеризующие поднадзорное лицо: его поведение, отношение к труду, выполнению обязанностей, отсутствие нарушений общественного порядка и трудовой дисциплины, когда и какие положительные действия им проявлены по месту жительства, учебы, указать поощрения и награждения, в том числе общественными организациями).
Устанавливается надзор в тех случаях, когда за лицом были отмечены следующие правонарушения:
- Преступления особо тяжкие или тяжкие по своему характеру.
- Случаи рецидива.
- Умышленные, если потерпевшим становится несовершеннолетний.
Надзор необходим для того, чтобы предупредить преступления и любые другие нарушения права, а также для того, чтобы оказывать воздействия и проводить профилактические мероприятия, направленные на защиту государства и общества.
Субъективная сторона выражается в следующих действиях:
- Неприбытие человека без уважительных причин в учреждение, установленное и определённоеему компетентными органами.
- Добровольное оставление лицомтого места, где он должен находиться, жить или пребывать согласно судебному постановлению.
— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия. Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором. — Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.
Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.
Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.
Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.
Каков порядок установления административного надзора?
Знакомый был осужден по части 2 ст.162 УК РФ. Полностью отбыл наказание. В отношении него был установлен административный надзор сроком на 2 года. Через год он привлекается по 20.1 КоАП РФ и нарушает надзор, дома не бывает. И еще несколько раз нарушает ограничения. Его привлекают по ст. 314 УК РФ, получает он 6 месяцев реального лишения свободы. Отбывает 6 месяцев. Теперь в ОВД ему говорят, еще два раза привлекаешься, то опять получаешь ст. 314 УК РФ. Я думаю в отношение него, согласно пленуму, повторно могут надзор установить, так как по разбою первоначально судимость не погашена, и надзор был прерван, так как был привлечен по ст.314 УК РФ. Без установление через суд надзора, его ведь не смогут привлечь по ст.314 УК РФ? На сайте суда нет информации, что ОВД подавала административный иск в отношение него, чтобы установить надзор.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Брянской области
Каков порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?
В силу статьи 1 Закона административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей.
Административный надзор устанавливается за социально-опасными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор закреплен статьей 3 Закона и является исчерпывающим. При этом, основаниями для установления административного надзора являются:
признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы;
лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, Законом предусмотрены случаи установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость независимо от наличия вышеуказанных оснований, а именно осужденного за:
совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
а также в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
В отношении поднадзорных лиц лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Следует иметь в виду, что согласно части 4 статьи 5 Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:
объявления поднадзорного лица в розыск;
признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
заключения поднадзорного лица под стражу;
осуждения поднадзорного лица, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.
Основания для прекращения административного надзора закреплены в статье 9 Закона, в их числе:
истечение срока административного надзора;
снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);
осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);
вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
смерть поднадзорного лица;
прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), если имеющаяся у него судимость погашена или снята;
погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), было прекращено ранее.
Как досрочно прекратить административный надзор
Практика успешного применения закона показывает, что характеристик должно быть как можно больше.Суд уведомит о поданном заявлении потерпевшего, таким образом, его мнение также влияет на исход. Желательно, что бы ущерб, причиненный преступлением, был погашен.Повторно обратиться в суд при отказе можно будет не ранее шести месяцев. Таким образом, выбрать способ досрочного прекращения надзора можно только после ознакомления ряда условий, которые вы в своем вопросе не указали.
Советую вам посетить консультацию очно и предоставить адвокату приговор и решение суда об установлении административного надзора. Совет В случае необходимости, адвокат также может помочь вам собрать необходимые доказательства исполнения установленных законом условий: сделать адвокатский запрос, собрать необходимые справки и характеристики, предварительно выяснить мнение потерпевшего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре 1.
Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению. 3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора. 6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Права поднадзорного лица Поднадзорное лицо имеет право: 1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений; 2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений; 3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; 4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора. Статья 11. Обязанности поднадзорного лица 1.
Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора 1.
Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.
Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.
Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.
Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.
- Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.
- Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
- Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.
Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.
- В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
- При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
- За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.
- Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
- Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
- Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Закон № 64-ФЗ о надзоре: суть процедуры и способы ее реализации
Надзор административного характера представляет собой процесс наблюдения за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, но еще не погасившими возникшую судимость. Цель процедуры – контроль поведения преступных элементов, отбывших назначенное приговором наказание, а также отслеживание их действий, проверка соблюдения ими положений закона.
Важно! Главной задачей надзора выступает предупреждение свершения ранее осужденными гражданами очередных преступлений. Также контроль производится для оказания на нарушителей профилактического воздействия с целью защиты государства и общества.
Регламент реализации процесса установлен законом № 64-ФЗ. Дополнительно, но в более кратком варианте, его положения дублируются в ст. 173.1 УИК РФ.
В реальности контролирующие меры имеют вид системы ограничений прав и свобод, временно запускаемой в отношении освободившегося осужденного. Здесь речь идет о различного рода запретах, а также обязанностях, налагаемых на каждого конкретного нарушителя в индивидуальном порядке.
Так, на практике и на основании ст. 4 ФЗ № 64 используются следующие варианты исполнения надзорных мер:
- запрет на посещение и пребывание в определенных заведениях и местах;
- обязательная явка для регистрационной отметки – от 1 до 4 раз в месяц;
- запрет на посещение мероприятий массового характера, участие в них;
- полное ограничение возможности выхода за пределы жилища в конкретное время суток (обычно это ночные часы – с 22.00 до 6.00);
- запрещение выезда за пределы населенного пункта, страны.
Регулярный мониторинг соблюдения осужденным ограничений производится органами внутренних дел. Подразделение для обязательной явки назначается в соответствии с местом постоянного или временного проживания поднадзорного лица либо с учетом места его фактического пребывания. Под последним понимают территорию города, района, сельского поселения, избираемую освобожденным из колонии человеком, не имеющим реального места жительства.
Регламент и этапы надзора
Контроль и сопутствующие ограничения налагаются на освобожденного человека судебными органами. Запрос на применение надзорных мер подается в инстанцию администрацией исправительного учреждения, где содержался осужденный, за 2 месяца до завершения наказания.
Вынесенное судом постановление направляется в подразделение ОВД по месту регистрации или пребывания освобождающегося гражданина. Предварительно последний обозначает конкретный адрес, по которому он будет проживать. По факту прибытия на место, ранее осужденному следует встать на учет в контролирующую структуру.
Дальнейший процесс можно разделить на 3 стадии:
- Предварительная. На этом этапе проводится сбор и анализ информации о конкретном осужденном. Разрабатываются оптимальные ограничительные меры. На протяжении всего периода мониторинга их перечень может дополняться по решению суда. Например, по факту периодического нарушения режима издается приказ о применении вспомогательных запретов, более ужесточенных.
- Текущая. В процессе стадии осуществляется проверка исполнения ограничений и обязанностей, возложенных на человека судом.
- Завершающая. Предполагает вынесение решения о продлении контролирующих мероприятий либо об их снятии.
Пролонгация надзорных мер производится на основании ст. 7 закона № 64-ФЗ. Период запретов может быть увеличен, если поднадзорный свершил в этот момент преступление и был приговорен к наказанию, не предусматривающему тюремный срок. Второе основание – допущение нескольких административных нарушений в течение года. Решение об увеличении временного интервала принимает суд на основании запроса из ОВД. Максимальный период продления – 6 месяцев.
Прекращение ограничительных мер происходит по факту окончания интервала их действия, установленного судебной инстанцией. Дополнительно запреты аннулируются в результате снятия судимости, по причине смерти поднадзорного или при направлении его в исправительное учреждение по причине осуждения за очередное преступление.
Важно! Контроль с лица, ранее судимого за действия против половой неприкосновенности малолетнего ребенка (до 14 лет), и признанного страдающим от такого расстройства поведения и психики, как педофилия, снимается иначе. Основания – аннулирование либо прекращение судимости в совокупности с окончанием применения в отношении него принудительных медицинских мер.