Обязанности детей в семье: воспитываем ответственное поколение!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности детей в семье: воспитываем ответственное поколение!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г.

Как приучить ребенка к труду

С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.

  • В семье должно быть взаимное уважение. Никогда не оскорбляйте ребенка. Даже если он не захотел что-то сделать, то не злитесь. Лучше еще раз объясните, чего вы от него хотите, зачем это нужно и кому.
  • В просьбах и поручениях недопустимо использование таких фраз, как «сделай сейчас же», «иначе ты останешься без…», «я кому сказала» и т.п. Лучше говорить «как будет свободная минутка», «пожалуйста, помоги мне», «мне без тебя не справиться». Благодаря таким словам ребенок почувствует свою значимость.
  • Любое задание должно выполняться по совместной договоренности, при обоюдном согласии.
  • Хвалите детей за каждое выполненное поручение. Даже если его не удалось сделать хорошо. Дети ждут ласкового слова, одобрения своих действий и стремятся к этому.
  • Изредка и по большим заслугам можно поощрять материально, например, сладостями, игрушками. Деньги в этом случае не подходят, наоборот, они могут сыграть против родителей. Дети просто-напросто начнут пользоваться этим и зарабатывать таким образом, не отдавая себе отчет, что это неправильно. Помощь должна быть бескорыстна.
  • При повторных просьбах не раздражайтесь, избегайте ругани и шантажа. Попытайтесь донести до сознания чада смысл ваших слов, убедить его в необходимости определенных действий.
  • Давайте ребенку те поручения, которые ему будет приятно выполнять. Кто-то любит поливать цветы, другой не откажется пылесосить, а третий будет рад выгуливать или кормить домашнего питомца.
  • Для выполнения малышом каких-либо несложных обязанностей можно превратить их в увлекательную игру. Благодаря родительской фантазии чадо с великим удовольствием приберет свои игрушки, поможет маме накрыть на стол и т.д.
  • Прибавляя обязанности, давайте и некоторые привилегии, права. Например, немного позже ложиться спать или сидеть за компьютером.
  • Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:

    • самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, кушать;
    • прибирать за собой игрушки, уносить пустые тарелки с обеденного стола;
    • мыть посуду, подметать пол;
    • поливать цветы;
    • заботиться о домашних питомцах, кормить их;
    • следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.

    Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка:

    Во сколько лет ребенок может считать себе полноценным взрослым?

    Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым. Конвенция о правах ребенка определяет, что взрослым считается только то человеческое существо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста. До этого момента такой человек считается ребенком.

    С какого конкретно возраста каждый ребенок может начать выражать свое мнение, чтобы к нему можно было прислушиваться?

    Ответ: Ребенок может выражать свое сформулированное мнение касательно любого вопроса, который затрагивает его личные интересы. Начиная с десяти лет, прислушиваться к мнению своего ребенка обязательно, к примеру, в открытом или закрытом судебном заседании. Согласно законам, каждый ребенок, который может самостоятельно формулировать свое мнение, может высказывать свою точку зрения.

    Читайте также:  Суточные при командировках в 2022 году

    Можно ли отобрать ребенка, не лишая родителя его родительских прав?

    Ответ: Провести ограничение прав можно только через обращение в суд. Подобная процедура применяется исключительно в интересах конкретного ребенка в ситуациях, когда один из его родителей по независящим от него причинам не может себя контролировать. К примеру, если он страдает от психического расстройства.

    Права и обязанности родителей и детей кратко, сходства и различия

    Родителями являются граждане, которые берут на себя ответственность за ребенка. Согласно семейному кодексу, одинаковыми правами обладают приемные и родные опекуны. Если биологические родители обратятся в суд за восстановлением прав, суд может обратить внимание на юридическую правильность оформления документов. О том, какие права и обязанности родителей и детей, лекция расскажет далее. Ключевые права опекунов:

    • Встречаться с ребенком, даже если они развелись, проживают в разных городах или странах.
    • Представлять интересы детей.
    • Выбирать образование для ребенка.
    • Получать пособия, льготы. Зачастую выплаты положены детям из многодетной семьи и инвалидам.
    • Воспитывать ребенка.
    • Если у отца есть сомнения касательно его отцовства, он может провести анализ ДНК, установить или оспорить отцовство.

    Защита прав несовершеннолетних детей

    В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.

    Семейный кодекс России гласит, что несовершеннолетнее лицо имеет право в любом возрасте обратиться в органы опеки с жалобой и заявлением. Однако вопрос защиты свобод несовершеннолетних осложняется тем, что сам ребенок крайне редко самостоятельно обращается за помощью. Специалисты предполагают, что это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в общественных детских организациях.

    Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам

    В 2–3 года:

    • убирать игрушки;
    • складывать грязную одежду в корзину;
    • убирать книги и журналы
    • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
    • вытирать пролитое;
    • вытирать пыль.

    С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).

    Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.

    Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.

    Дашук, участница конференции на 7е

    В 4–5 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • убирать свою постель;
    • выбрасывать мусор;
    • убирать со стола;
    • поливать растения;
    • приготовить завтрак из хлопьев.

    В 6–7 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • рассортировать белье;
    • подметать;
    • помогать готовить и упаковывать завтрак;
    • накрывать на стол;
    • убирать в спальне;
    • наливать напитки;
    • отвечать на телефонные звонки.

    В 8–9 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • загружать посуду в посудомоечную машину;
    • разбирать купленные продукты;
    • помогать готовить ужин;
    • готовить свою одежду для стирки;
    • чистить овощи;
    • делать тосты;
    • гулять с собакой.

    У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?

    Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…

    Eugenie, участница конференции на 7е

    В 10–12 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
    • складывать выстиранное белье;
    • убирать в ванной;
    • готовить простые блюда;
    • стирать;
    • стричь газон;
    • убирать свою постель и менять постельное белье;
    • убираться в кухне;
    • присматривать за младшими братьями и сестрами.
    Читайте также:  Оплата больничных работодателем в 2021 году: новые обязанности для организаций

    Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

    Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

    Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

    С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

    Дети как никто другой нуждаются в защите, ведь далеко не всегда они могут постоять за себя. Более того, малыш может и не знать, что нарушают его законные интересы, если, например, он всю жизнь живет в неблагополучной семье, где его бьют и плохо кормят. Он не знает другой жизни и воспринимает это как норму.

    В статье мы рассмотрели, какими правами и обязанностями обладают дети (как родные, так и усыновленные) в российском семейном праве, с какого момента эти права и обязанности возникают и какие организации обеспечивают защиту прав детей. Но здесь важен и другой момент: мы с вами тоже должны быть внимательными не только к своим маленьким членам семьи, но и к окружающим, чтобы не допускать нарушения прав несовершеннолетних. Всем известно, что серьезные проблемы психологического характера часто вытекают из детских моральных травм, поэтому внимательное отношение к детям – задача номер один.

    Ограничение подростков старше 14, но младше 18 в возможностях распоряжаться доходами

    Кроме эмансипации, есть и обратная ситуация – когда возможности подростка, достигшего 14, но младше 18 лет, урезаются. Обычно это происходит, когда несовершеннолетний неразумно распоряжается своими доходами – то есть тратит их на азартные игры, незаконно приобретаемые алкогольные напитки или наркотики и т. д.

    Для того, чтобы лишить гражданина, достигшего 14 лет, но ещё не ставшего совершеннолетним, возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами, требуется решение суда.

    В качестве заявителей выступают родители (или иные представители) либо орган опеки. Они обращаются в суд, который в свою очередь указывает срок, на который накладывается такое ограничение. Если срок не указан, ограничение действует до совершеннолетия.

    Эта норма не касается подростков, прошедших эмансипацию. Для них ограничения наложены могут быть лишь в порядке, предусмотренном для взрослых.

    Каждый ребенок должен иметь фамилию, имя и отчество

    СК РФ в статье 58 рассматривает личные права и обязанности детей. В ней говорится, что ребенок может быть зарегистрирован только с фамилией, именем и отчеством. По закону имя ребенку выбирают родители. Они должны в этом вопросе прийти к общему согласию.

    Определение отчества ребенка имеет свои особенности. Если человек рождается в обычной полной семье, то отчество дается по имени отца. Например, отца зовут Алексей. Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории «мать-одиночка». В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка.

    Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша.

    Ответственность детей за невыполнение обязанностей

    Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

    При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

    В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

    • хулиганство;
    • распитие алкоголя;
    • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

    Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

    • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
    • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
    • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
    • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
    Читайте также:  Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 29.09.2020

    Права и обязанности детей

    С момента рождения каждый ребёнок приобретает личные права, определённые Семейным кодексом РФ. Кратко перечислим основные из них.

    • Право на имя, фамилию и отчество.
    • Проживание с родителями или иными законными представителями.
    • Забота и воспитание со стороны матери и отца.
    • Получение бесплатной медицинской помощи.
    • Получение образования.
    • Общение с родственниками по отцовской и материнской линии.
    • Защита от родителей, не выполняющих свои обязанности, применяющих незаконные меры воспитания (например, в случае жестокого обращения).
    • Выражение собственного мнения.
    • Материальное обеспечение со стороны родителей.

    До наступления совершеннолетия у ребёнка нет определённых законом обязанностей по отношению к родителям. Уважение матери и отца, послушание, забота о них в большей степени обусловлены традициями.

    Права любого несовершеннолетнего в семье

    Главной задачей любой семьи, в особенности родителей, является воспитание полноценного члена общества, здорового, образованного и развитого.

    Новорожденный обладает привилегиями с рождения, постепенно приобретая дополнительные: например, с четырнадцати лет он может самостоятельно совершать сделки, получив согласие родных. При этом основные права не меняются:

    1. Несовершеннолетний имеет возможность на семью, он может жить и воспитываться в ней. Ответственность перед законом лежит на матери или оцте или опекунах: они обязаны действовать в интересах малыша. Со стороны государства контроль осуществляется органами опеки и попечительства.
    2. Чадо имеет возможность знать своих родных и жить с ними: никто не может запретить ему видеться с отцом или матерью. Также он может видеться и общаться с ними, требовать воссоединения родных и получение разрешения на въезд, если, например, отец уехал в другую страну на заработки и решил забрать жену с сыном. Эти же привилегии распространяется на всех близких родственников: например, мать не может запретить видеться с дедушкой или дядей.
    3. Малолетний должен содержаться на деньги родителей или родственников, также помощь может быть оказана государством. Если у подростка нет родных, государство берет на себя все расходы. Все личные доходы несовершеннолетнего (зарплата, стипендия) остаются в его распоряжении.

    После четырнадцати лет

    В этом возрасте малолетний получает паспорт, а вместе с ним и дополнительные преимущества.

    И хотя родители все еще отвечают за него, гражданин становится все более самостоятельным. Он может:

    1. Совершать любые сделки, заручившись согласием родных или их представителей.
    2. Распоряжаться своим имуществом и получаемыми деньгами, предварительно получив согласие членов семьи.
    3. Заполнять все необходимые документы: на выезд заграницу, получение справок и т.д.
    4. Самостоятельно решать, с кем из родителей он останется при разводе.
    5. В некоторых случаях требовать признать усыновление недействительным.
    6. Быть исключенным из школы или какого-либо училища за нарушения.

    Документальное утверждение детских прав и обязанностей

    Наиболее существенное влияние на развитие законодательства, связанного с формированием прав детей, оказала Генеральная Ассамблея Лиги Наций. На ее заседании 24.09.1924 г. были разработаны документы о правах ребенка — принята декларация, вошедшая в историю как Женевская.

    При разработке стратегии этого документа учитывалась обязанность каждого государства предоставлять своим несовершеннолетним гражданам все лучшие достижения человечества. Первый соответствующий документ, одобренный представителями разных государств, был подписан в 1948 г. Это Всеобщая декларация прав человека. В ней было провозглашено, что дети получают право и на особую заботу, и на полноценную защиту предоставленных им прав. Причём значения не имеют:

    • происхождение;
    • язык;
    • половые признаки;
    • вероисповедание;
    • национальность;
    • прочие обособления.

    В отдельной Декларации прав ребенка от 1959 года были утверждены потребности детей в правовой защите. Прозвучал призыв к представителям мирового сообщества не только способствовать соблюдению прав детей, но и разрабатывать меры по защите этих прав.

    В 1979 г. ООН приняла всемирно признанную Конвенцию о правах детей. Основные документы о правах ребенка указывали на необходимость признания:

    • несовершеннолетнего личностью полноценной, самостоятельной;
    • ценности его интересов, когда рассматриваются нужды государства, общества, религии, семьи.

    Здесь же были провозглашены основополагающие детские права:

    • на фамилию;
    • на материальное обеспечение;
    • на гражданство;
    • на образование;
    • на отдых и пр.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *