Понятие организации социальной защиты населения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие организации социальной защиты населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Различают субъекты и объекты социальной защиты (рис. 5). Меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой — адресованы отдельным социальным группам населения. Социальная защита населения распространяется на всех граждан: при обеспечении каждому человеку возможности применять свои способности, иметь доход; при официальном установлении прожиточного минимума; при защите интересов потребителей; при индексации доходов. Социальная защита адресно затрагивает несколько групп населения: безработных, пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, ветеранов (труда, военной службы), граждан, подвергшихся катастрофам (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и др.), семьи с детьми, детей-сирот.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Значение организации социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.

Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.

В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.

Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.

Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.

В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.

Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:

  • биологическую природу человека;
  • особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
  • производственную сферу;
  • трудовые отношения и другие.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Читайте также:  Как оформить дом и землю в собственность без документов в деревне?

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.

Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;

— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;

— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;

— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;

— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.

Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.

Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.

Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.

В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.

Управление по социальной политике администрации города Оренбурга (далее — Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя главы администрации города Оренбурга по социальным вопросам.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными муниципальными правовыми актами города Оренбурга, а также настоящим Положением.

Управление обеспечивает на территории муниципального образования «город Оренбург» в пределах своей компетенции проведение единой политики по социальной поддержке граждан и социальной помощи, а также в сфере охраны здоровья, и обладает следующими полномочиями (функциями) в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Меры социальной поддержки, установленные Оренбургским городским Советом, предоставляемые отдельным категориям граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на терри тории города Оренбурга, за счет средств городского бюджета:

1. Ежемесячная денежная выплата детям, до исполнения 18 лет, воинов, погибших, ставших инвалидами (в том числе впоследствии умерших) в результате участия в боевых действиях на территории Афганистана и боевых действиях по наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан.

Согласно решению Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с 01.01.2017 приостановлена ежемесячная денежная выплата на проезд (ЕДВ) в размере 300,0 руб. пенсионерам (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет), не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству.

2. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «Ветеранам города Оренбурга».

3. Доплата к пенсии лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

4. Компенсации расходов по оплате стоимости лечебной путевки и проезда к месту лечения лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

5. Ежемесячная адресная компенсация оплаты за проезд лицам, награжденным муниципальной медалью «Материнство».

6. Ежемесячное материальное обеспечение вдове первого космонавта СССР Гагариной В.И.

7. Выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.

8. Ежегодная денежная помощь семьям военнослужащих, (сотрудников), погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

9. Ежегодная денежная выплата отдельным категориям граждан, приуроченная к мероприятиям по празднованию Дня Победы.

10. Единовременные денежные выплаты участникам переломных битв ВОВ (к юбилейным датам).

11. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении одного или двух несовершеннолетних детей.

12. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении трех и более несовершеннолетних детей.

13. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, на частичную компенсацию по кредиту (займу) на приобретение жилья.

14. материальная помощь жителям города Оренбурга, находящимся в трудной жизненной ситуации.

На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.

В апреле 2017 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в дискуссии «Развилки и перспективы развития социальной политики» в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в Высшей школе экономики 11-14 апреля.

В обсуждении участвовали эксперты, занимающиеся вопросами пенсионного обеспечения, доходов населения, занятости и трудовых отношений, социального обслуживания населения и др.

Глава Минтруда России Максим Топилин отметил необходимость сохранения страховых принципов в системе социального обеспечения в России, в том числе в пенсионной системе.

В 2012 году Правительством утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Она исходит из того, что нам нужно двигаться по пути развития страховых инструментов, страховых институтов, что мы и делаем. Усиление страховых принципов – ключевое направление.

Читайте также:  Льготы и выплаты Почетным донорам России в 2022 году

В последние годы была серьезно снижена зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2012-2013 годах не были бы приняты меры по сбалансированности Пенсионного фонда, по уходу от зависимости от трансфертов, то сегодня такого результаты не было бы. В 2012 году трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 3,1% ВВП, в 2016 году – 2,5% ВВП. Прогноз на 2017 год – 2,5% ВВП, на 2018 год – 2,3%, на 2019 год –2,2% ВВП.

Одним из вызовов для России Министр назвал демографическую ситуацию. «В последний год мы видим не радующие нас тенденции по рождаемости. Это прогнозировалось. По оценкам демографов, мы должны были прийти в зону сокращения рождений два-три года назад. Но вопреки всем демографическим прогнозам этого не происходило. Считаем, что сработали меры, которые мы принимали по поддержке семей, прежде всего, меры, направленные на стимулирование рождаемости»,[31] – сказал Министр.

Сейчас необходимо разработать дополнительные меры по поддержанию уровня рождений, чтобы не скатиться в 2006-2007 годы, когда рождалось чуть более 1,3-1,4 млн детей в год. Число женщин в репродуктивном возрасте уже не первый год снижается, и нужно этим тенденциям попытаться противостоять. Предотвратить серьезное сокращение рождений можно дополнительными мерами. Это показывает практика. На протяжении 2006-2015 годов постоянно дополнялись меры поддержки семейной политики новыми и новыми инструментами – материнский капитал, пособия, в том числе на третьего ребенка, детские сады.

Эффективным инструментом поддержки семьи, в том числе доходов, является организация яслей для детей от полутора до трех лет. Было бы целесообразно подумать над тем, чтобы программу по детским садам расширить до полутора лет, потому что мама должна работать. Многие регионы этим занимаются.

Министр также отметил, что семьи необходимо поддерживать прежде всего с точки зрения занятости.

В таблице 2 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Таблица 2

Объекты и субъекты социальной политики

Автор

Источник

Определение

Характеристика

Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Объектом социальной политики является население страны.

При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

Е.И. Холостова

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. [9, 25]

Объект — нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Осадчая Г.И.

Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. — М.: союз, 2004г.

Субъект — главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Объект — население

К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

Волгина Н.А.

Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

Субъекты — люди, учреждения, организации, социальные институты.

Объекты — население

К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

Принципы социальной защиты

В системе социальной защиты существует несколько основных принципов:

  • Во-первых, социальная справедливость и гуманность – то есть признание ценности человеческой жизни, реальная оценка его личностного потенциала, осознание причин и сути рискогенных ситуаций и путей выхода из них.
  • Во-вторых, адресность. Она заключается в учете индивидуальных рисковых ситуаций, которые конкретны для отдельного индивида в силу его психологических и физиологических особенностей, а также особенной социальной группы. Учет производится с целью осуществления комплекса важных необходимых мер по социальной поддержке, адаптации и активизации внутреннего потенциала человека, его инициативности и мотивированности.
  • В-третьих, последний принцип – многосубъектность. Она заключается в наличии институтов в рамках системы социальной защиты населения. Это обусловлено своеобразным наличием значительного числа ее субъектов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, реализуют определенные задачи и функции.
  • В-четвертых, это общественная целесообразность. Согласно данному принципу контингент защищенных от рисков и социальных опасностей должен быть очень четко ограничен лишь теми категориями населения, которые частично или полностью лишены способности к трудоустройству, самообслуживанию и самообеспечению. Если данный принцип будет нарушен, то это приведет к полному угасанию трудовой мотивации. Люди будут считать себя нетрудоспособными по признакам, которые на самом деле не являются основанием для этого.
  • В-пятых, принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных рисков и размера отчислений, которые уходят на их финансирование. Это значит, что экономически должны покрываться те сферы, которые действительно в этом нуждаются, и которые официально подтверждены как нетрудоспособные, малообеспеченные. Для этого существуют органы социальной защиты, которые сотрудничают с экономическими органами, где можно фактически подтвердить свою финансовую нестабильность и нужду в дополнительных средствах. К таким средствам относятся пенсии, льготы, ежемесячные социальные отчисления, стипендии.
  • В-шестых, исходя из принципа экономической эффективности, формируется еще один принцип – принцип экономической справедливости. Он заключается том, что экономическая защита должна касаться как тех, кто находится в процессе экономики (предприниматели, бизнесмены), так и тех, кто по объективным причинам (нетрудоспособность, инвалидность, старость) находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Нельзя все время концентрироваться на проблемах одной сферы, так как при этом начинают формироваться неэффективные и убыточные процессы в остальных.
Читайте также:  Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности

Система социальной помощи

Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.

Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.

Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.

Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.

Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Основные объекты социальной инфраструктуры

К ним принято относить следующие элементы:

  • предприятия торговли;
  • культурно-массовые комплексы;
  • водообеспечение и канализацию;
  • различные виды пассажирского транспорта;
  • объекты здравоохранения;
  • финансовые организации;
  • стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха

В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.

Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.

В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.

Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией. В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.

В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.

Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:

  • ремонтно-строительные работы;
  • предоставление социально значимых услуг

К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *