Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Предпосылки совершения преступления

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Нищета и бедственное положение семьи

Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.

Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается социальное неравенство. Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив – выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

  • Дмитрий Разумихин — близкий друг и товарищ Раскольникова по учебе
  • Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона и Дуни
  • Аркадий Иванович Свидригайлов — влюбленный в Дуню порочный дворянин
  • Зосимов — студент-медик, друг Раскольникова и Разумихина
  • Заметов — письмоводитель в полицейском участке
  • Семен Мармеладов — титулярный советник, пьяница, отец Сони
  • Катерина Ивановна — вторая жена Мармеладова, дочь офицера из хорошей, но бедной семьи
  • Петр Петрович Лужин — надворный советник, жених Дуни, расчетливый человек
  • Лебезятников — сосед Мармеладовых по квартире
  • Микола («Миколка») — красильщик, взявший на себя вину в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы
  • Лизавета — невинно убитая сводная сестра старушки-процентщицы
  • Настасья — прислужница на квартире Раскольникова

Основные причины преступления

Личные идеи мужчины, а также его нужда — еще не все причины, по которым он решился на такой страшный шаг. Как уже говорилось выше, автор достаточно детально описывал все, что окружало Раскольникова. Вот лишь некоторые внешние атрибуты, которые повлияли на психологию героя и угнетали его:

  • Интерьеры квартир, комнат и казенных помещений. Как правило, они были небольшие, темные и грязные. В некоторых стены были неприятного желтого цвета.
  • Душная, жаркая погода. Отсутствует свежесть.
  • Улицы, которые чаще всего узенькие, пыльные и грязные.
  • Люди, что встречаются главному герою. Он часто натыкается на пьяниц, женщин легкого поведения, людей неприятных или недостойных. Среди его окружения попадаются и откровенные подлецы, например Лужин, который клевещет на сестру Раскольникова.
Читайте также:  Размер пособия по инвалидности в 2023 году

Внешние атрибуты лишь добавляют психологического напряжения герою. Вокруг все сухое, мрачное, серое. Люди разнузданные. И при этом он беден, а его сестра вот-вот выйдет замуж. Разбирая основные причины, почему Раскольников покушается на жизнь старухи процентщицы, можно выделить следующие:

  1. Финансовое положение семьи Раскольникова. Его угнетала мысль, что сестра может выйти за Лужина, который был неприятен Родиону. У Сони Раскольниковой настали тяжелые времена, так как она лишилась работы. Обо всем этом мужчина узнает из письма матери, которое герой получает практически в самом начале повествования.
  2. Раскольников в одном из эпизодов становится свидетелем разговора двух людей, которые обсуждают ту самую старуху. О ней говорят, как о личности подлой, которая наживается на бедности людей. Это лишний раз подкрепляет личную неприязнь героя, а также его теорию о «великих» и «обычных» людях. Он понимает, что от ее смерти никому хуже не станет, а как раз наоборот.
  3. Особое впечатление Родион получает после знакомства с господином Мармеладовым. Мужчина предстает перед читателем как личность выпивающая и безвольная. Он рассказывает печальную историю о дочери Сонечке, которая вынуждена заниматься непристойным делом, чтобы прокормить семью. Родиона история тронула и лишний раз заставила задуматься о несправедливости этого мира.
  4. Небольшой эпизод с обманутой девушкой легкого поведения, которую он встретил на бульваре, откладывает свой отпечаток. Основное опасение героя, что его сестра из-за их бедности тоже скатится до такого состояния. Он не может этого допустить.
  5. Решающим фактором является то, что он случайно узнает о времени и дне, когда старуха будет дома одна. Это подтолкнуло его и окончательно убедило нанести смертельный удар.

Все вышеперечисленные причины позволяют Раскольникову решиться на такой шаг. Он идет убивать во имя «великих», как он думал, целей, а также из-за собственного голода и нужды. Достоевский достаточно четко объясняет, зачем Раскольников убил старуху. На событие повлиял несколько факторов, которые в определенный момент сложились в одно убеждение главного героя, что он не просто обязан это сделать, а он имеет право. Высокомерие героя в итоге завело его в тупик. А после преступления последовало наказание.

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

«Наполеоном сделаться»

Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
— Раскольников. Часть 5, глава IV
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?»
— Раскольников. Часть 5, глава IV

Почему Родион Раскольников убил старуху-процентщицу

Главным героем романа является молодой человек по имени Радион Раскольников. Никаким образом невозможно оправдать его преступление, здесь никакая из причин не является достаточно веской. Этот мужчина очень беден, он мечтает выбраться из нищеты, но это не является главной причиной убийства старухи.
Вся суть Раскольникова заключается в том, что происходит деление людей на «великих» и «обычных». Вот и собирается он все это опробовать на практике. В общем себе доказывает, что он не является «тварью с дрожащей рукой». Раскольников считает, что старуха вовсе недостойна жизни, она для него обыкновенная вошь.

Эта старуха – проценщица очень жадная и жестокая, она очень многим людям дает деньги в долг под залог и вовсе не по выгодным условиям для людей, на беде чужих она наживается и копит свое состояние. В качестве рабыни использует свою слабоумную сестру, а в завещании она свое богатство завещает монастырю. Невольно совсем незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор незнакомцев в трактире, он говорят о злой старухе-проценщице, которая очень сильно обижает свою сестру. По понятию Раскольникова достаточно много людей просто ненавидят старуху. Совсем незадолго до убийства Радион знакомится с девушкой Соней Мармеладовой. Не все у нее складывается хорошо, она очень бедна и себе на жизнь зарабатывает непристойным ремеслом. Его сестра принимает решение выйти замуж за подлеца Лужина. Мужчине жалко и сестру, и мать, но он не сможет обеспечить им достойной жизни.

Незадолго до убийства Раскольников видит на улице пьяную и обманутую девушку. Он постоянно думает о своей сестре Дуне. Она бедна и с ней вполне может случиться что-то подобное. Он принимает решение убить старуху, да еще и узнает, что ее сестра Елизавета в этот вечер не будет находится дома.

Читайте также:  Пособие на ребенка в 2023 году

Комната Раскольникова достаточно мала и темна и навевает на мрачные мысли. Его мать вполне уверена в том, что именно комната вполне может быть виновата в том, что он несчастен. Радион в последнем месяце вовсе не дает частных уроков. Его в последнее время не увлекают никакие занятия. Он целыми днями сидит у себя в комнате. Молодой человек совершенно не занят и поэтому зацикливается на своей проблеме. Но даже если у Раскольникова такое, ему все равно нет оправдания. Совершив убийство старухи, он прекрасно понимает, что с таким грузом он не сможет жить. Радион терзается душевно и поэтому решает пойти в полицию и во всем раскаивается, а после отправляется на каторгу.

Нищета и бедственное положение семьи

Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.

Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.

Подготовка к убийству в романе преступление и наказание

Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие.

Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя.

Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются»[3].

Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею. Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий. Он намечает новый план, в котором изложение уже ведется от имени автора, но сосредоточено исключительно на главном герое.

Тип урока:урок комплексного применения ЗУН на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация – проверочный тест по изученному материалу; аудио-фрагменты сцены убийства старухи-процентщицы (авторское чтение фрагмента и музыкальная интерпретация сцены), таблица для заполнения и рабочий материал (для учащихся), репродукции иллюстраций Михаила Шемякина к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель урока:

анализ сцены преступления в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, определение вывода о том, что отчужденность от людей и одиночество приводят человека к трагедии.

Задачи:

1) Показать одиночество героя и раскрыть его конфликт с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

2) Развивать умения самостоятельно, в паре и в группе в комплексе применять знания, умения и навыки по анализу текста (фрагмента), осуществлять их перенос в новые условия на основании личностно-ориентированного подхода.

3) Воспитывать гуманистическое отношение к людям.

Класс разделен на три группы: 1-я – низкий уровень; 2-я – средний; 3-я – высокий уровень развития.

Ход урока

1. Приветствие, оргмомент.

2. Проверочный тест по изученному материалу, взаимопроверка учащимися работы по ключу, оценивание.

Откроем тетради, запишем дату и вид работы (на экране – презентация «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Проверочный тест).

3. Создание проблемной ситуации.

– Как вы понимаете слово ПРЕСТУПЛЕНИЕ? (ответы учащихся)

– Скажите, ребята, а легко ли совершать преступления? (ответы учащихся)

– А те, кто совершает преступление, – это сильные или слабые люди? (ответы учащихся).

Что здесь есть[править]

  • Боевой топор — знаменитое орудие убийства. Строго говоря, не боевой, а вполне себе плотницкий, да ещё и в первый раз использован как ударно-дробящее оружие — обухом вперёд. Вот Лизавете досталось уже лезвием. Он же и потайное оружие, так как носился Раскольниковым скрыто, с помощью петельки под пальто.
  • Буревестник фанатского сообщества: Аркадий Свидригайлов! Да, для одних он — извращенец, манипулятор, бездушный психологический садист и вообще полное чудовище, но для других — единственный из этого сумасшедшего цирка адекватный и трезвомыслящий человек без «тараканов» (ну, кроме разве что ещё хорошего парня Разумихина и следователя Порфирия Петровича) и, что уж говорить, способен на добрые поступки. Свидригайлов мармеладовских сирот пристроил.
  • Сам Родя Раскольников. Трагический герой или моральный урод без проблеска положительных черт (причем урод мелкий
    , что настраивает против него в том числе фанатов Свидригайлова выше)? Кое-кого изрядно подбешивает уже тот факт, что он смеет называть себя студентом, фактически, нигде не учась.
      Многие поклонники великолепных мерзавцев бьются в истерике от умственных способностей Раскольникова. Воплощение тропа «Умный — не значит мудрый» на все сто, причём в максимально уродливой форме.
  • А не преувеличение ли называть «моральным уродом без проблеска положительных черт» человека, который «из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища», «во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен», отдал последние деньги нищей семье Мармеладова, стал спасать изнасилованную пятнадцатилетнюю девочку от еще одного насильника, обратившись к полицейскому?
  • Соня Мармеладова — второй претендент. Готовая к самопожертвованию и бескорыстным поступкам непоколебимо чистая девушка или неприкрытая Мэри Сью-резонёр, которая волей самого Достоевского неспособна на ошибки и плохие поступки?
  • Буйный силач — Разумихин, человек роста довольно высокого (два аршина десять вершков — 185 см) и силы немалой. Да и при всём своём добродушии нередко буянит по пьяни, порой и до драк с городовыми доходит…
  • Великолепный мерзавец — Свидригайлов, нескучный и очень проницательный и, как ни странно, способный на добрые поступки.
  • Вербальный тик — манера Порфирия Петровича говорить со словоерсами.
  • Верхнее бельё — вот как выглядел Мармеладов при первой встрече с Раскольниковым: «Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая». А вот как сам Мармеладов говорит про Катерину Ивановну: «причешутся, воротничок там какой-нибудь чистенький, нарукавнички, ан совсем другая особа выходит».
  • Вечная загадка — отравил ли Свидригайлов свою жену Марфу Петровну? Сам он признался только в том, что готов был это сделать. И была ли Лизавета в момент смерти беременна? (Некоторые читатели утверждают, что да, была — на основании слов одного эпизодического персонажа, утверждавшего, что Лизавета беременела поминутно).
  • Гнусный алкаш — Мармеладов. Нет, он не злой и никого не бьёт, но, [сука!] потратить деньги, которые на панели заработала дочка-подросток, не на еду для больной жены и её детей от первого брака, а на водочку для себя, любимого? Да запросто!
  • Девственность — самое дорогое — «„А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!“ И часу в шестом Сонечка встала и с квартиры отправилась, а в девятом часу обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».
  • Доннерветтер унд сосиски — Амалия Липпевехзель, квартирная хозяйка Мармеладовых. Отчество же её — какая-то вечная загадка: Мармеладов называет её Амалией Фёдоровной, Катерина Ивановна — Амалией Людвиговной, а саму себя она изволит величать Амалией Ивановной.
      Мармеладов мог просто путать, а Катерина Ивановна явно говорит назло.
    Читайте также:  Выплаты за рождение 3 ребенка в 2023 в Нижегородской области
  • Драматическая болезнь — Катерина Ивановна страдает чахоткой, от которой, судя по всему, и умирает в конце романа.
  • Жертвенная старая коза, злая бабка и скупой рыцарь — процентщица.
  • Жертвенный агнец — её сестра.
  • Знахарский диагноз — Раскольников совершил преступление в состоянии горячки: лихорадка, перемежающаяся ознобом, с бредом и галлюцинациями, после чего пролежал четыре дня. Симптомы убедительно указывают на гриппозный психоз в острой форме.
  • Козёл с козлиным сердцем — Лужин.
  • Красивый — не значит хороший — Аркадий Свидригайлов. Красивый, дородный мужчина в расцвете лет — и при этом конченный извращенец и полное чудовище.
  • Маленький человек — Мармеладов.
  • Мета-пророчество — почти одновременно с выходом в печать первой главы (а точнее — за несколько дней до выхода, то есть о «заимствовании» говорить не приходится) было совершено очень похожее преступление: некий студент Данилов убил ростовщика и его служанку, неожиданно вошедшую в дом.
  • Момент характеристики — в первое знакомство с господином Лужиным читатель узнаёт, что он, во-первых, предпочитает невесту из небогатых, ибо жена должна почитать мужа за благодетеля, и во-вторых, что он прибыл в Петербург первым классом, отправив невесту в третьем классе для экономии. Прекрасный, прекрасный человек.
      Закадровый момент характеристики произошёл ещё раньше. Мать Раскольникова в письме рассказывает, что Лужин — «человек деловой и, кажется
      , добрый». Для тех читателей, у котор��х жанровая смекалка неразвита, автор подсветил устами самого Раскольникова.
  • На тебе! — есть сильные намерения полагать, что в образе Лужина Достоевский выставил Н. Г. Чернышевского с его теорией «разумного эгоизма»[1].
  • Названые братья — Соня Мармеладова и Лизавета в своё время обменялись крестами, став крестовыми сёстрами (вернее, Соня дала ей не крест, а нагрудный образок, но для ритуала это равноценная замена).
  • Наказание преступлением — несмотря на то, что Раскольников всё же был сослан в Сибирь за совершённые им убийства
    , мораль книги говорит о том, что куда худшее наказание — это всепоглощающая паранойя и не менее всепоглощающее чувство вины за свои действия, развившееся у него впоследствии.
  • Неудачная басня — для романа об угрызениях совести очень неожиданна фигура следователя Порфирия Петровича и его угроза разоблачить ГГ, если тот не сознается в убийстве сам. Кроме того, неясно, в чем именно состояло изначальное заблуждение Раскольникова. В идее, что есть некие особые люди, стоящие выше обычной морали и имеющие право проливать кровь? Или в надежде «уравновесить» убийство, потратив добытые деньги на благотворительность?
  • Ницшеанец-самоучка — ГГ.
  • Педофил — Свидригайлов. Строго говоря, не столько педофил (основной его страстью была вполне совершеннолетняя Дуня), сколько вообще развратник. Так что в малолетних девочках его привлекала больше запретность плода, ну и детская неопытность заодно.
  • Полное чудовище — Свидригайлов, конечно же!
  • Проходной двор и жить на проходе — жилище Мармеладовых, представляло собой проходное помещение анфилады, через которое в своё жильё проходили другие жильцы.
  • Птичку жалко — Мармеладов. То есть Достоевский пытался добиться такого эффекта, но у многих современных читателей смерть Мармеладова вызывает несколько иной отклик: «Сдох, наконец? Ну и слава Богу!»
  • Разумный паразит. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Впрочем, всё это лишь пригрезилось главному герою.
  • Самоуверенный мерзавчик — Лужин.
      В чём-то и сам Родя Раскольников, если задуматься.
  • Серобуромалиновая мораль — по мнению Свидригайлова, её носителем является сам Раскольников: «Убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало».
  • Скупой рыцарь — старуха процентщица.
  • Смищной аксэнт — речь квартирной хозяйки Мармеладовых Амалии Людвиговны Липпевехзель передана включает характерные ошибки и ненамеренное словотворчество человека, плохо знающего русский язык.
  • Ты знаешь, кто я — разговор между Раскольниковым и Соней, в котором первый признаётся, что знает убийцу старухи-процентщицы, и подталкивает вторую догадаться, что это он.
  • Характерное имя:
      Родион Романович Раскольников — решительная аллитерация трёх Р в имени, отчестве и фамилии. Кроме того, русские раскольники, давшие имя роду героя, отличались решительностью и храбростью, но упорствовали именно в косности и отсталости, шли на муки и сопротивлялись официальной церкви по таким нелепым вопросам, как «двумя или тремя пальцами креститься». Нельзя не признать, что все семейство Раскольниковых отличается тем же бунтарским упорством и по таким же бредовым поводам. А ещё Родион Романович два черепа топором расколол!


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *