Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Комментарии
Екатерина Барышева Екатерина Барышева 07.10.2022 Ребенок несдал ОГЭ по обществознанию, сдав математику, оусский язык и информатику. Хочу перевести его на семейное обучение. В комитете по образованию мне сказали, если даже семейное образование, а неостаться на втоиой год, то придется аттестовываться каждую четверть по всем предметам. А зачем, если он несдал только обществознание? Ответить Вероника Соколова 15.11.2022 Планируем перевести сына на семейное обучение в следующем году, рассматриваем сейчас вариант с дистанционным обучением в онлайн-школе. Сначала думала, что сама займусь обучением сына, но пересмотрела и перечитала кучу блогов мамочек, которые сами учат своих детей дома, и мне кажется, это очень сложно… Особенно совмещать с заботой о грудничке, например, и я уж не говорю о том, как совмещать с работой. Лучше, если организацией учебного процесса займутся профессионалы Ответить Валечка Фитисова 16.11.2022 тоже размышляю на эту тему, очень моему ребенку понравилось на дистанционке в карантин, и успеваемость улучшилась. А какие школы вы рассматриваете? Ответить Вероника Соколова 16.11.2022 Мы кстати тоже о семейном обучении после удаленки задумались))) сейчас на примете несколько школ, проходили пробные занятия в Онлайн-школе, например, очень понравилась подача материала Ответить
Как проходит домашнее обучение
Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:
- Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
- Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
- Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
- Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
- По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.
Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.
Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.
Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.
В течение какого периода можно получать универсальное детское пособие
Универсальное пособие беременным женщинам будет назначаться после наступления срока беременности 12 недель. Выплачивать его будут за период начиная с месяца постановки на учет в медицинской организации (не ранее наступления срока беременности шесть недель) до месяца родов или прерывания беременности включительно. Пособие выплачивается за полный месяц независимо от даты наступления срока беременности 6 недель, даты родов или прерывания беременности. Если прерывание беременности произойдет до наступления срока беременности 12 недель, пособие выплачиваться не будет.
Пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка будет выплачиваться начиная с месяца рождения ребенка, если обращение с соответствующим заявлением последовало в срок не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях пособие будет выплачиваться, начиная с даты обращения за его назначением (новая редакция ст. 9.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
Пособие выплачивается за полный месяц независимо от даты рождения ребенка, даты достижения ребенком возраста 17 лет или даты обращения за назначением пособия.
Если женщина получала ежемесячное пособие в период беременности, указанное пособие в случае рождения ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем его рождения. Пособие на ребенка будет назначаться на 12 месяцев, но на срок не более, чем до достижения ребенком возраста 17 лет. По достижении ребенком возраста 17 лет выплата пособия прекращается.
Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.
Семейное обучение подойдет:
- одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
- детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
- учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
- детям, не переносящим большое скопление людей;
- ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
- творческим личностям, неприемлемым строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
Как перейти на семейное обучение будущему первокласснику?
Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?
Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.
Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:
- Поставить в известность о своем решении местный департамент образования.
- Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
- Выбрать школу для оформления. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
- Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
- Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).
Переход на семейное образование
Для детей постарше, уже обучавшихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.
- Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
- Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
- Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
- Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
- Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.
Изменения на семейном обучении
С 1 сентября 2021 года в России действует новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности». В нём описаны нормы, которые регулируют семейное и заочное обучение. Рассмотрим подробно, что изменилось.
Теперь, если родители переводят ученика на семейное образование, они обязаны проинформировать об этом орган местного самоуправления в течение 15 календарных дней с момента отчисления ребёнка из школы или, если перевод происходит во время летних каникул, не менее чем за 15 календарных дней до начала нового учебного года.
Ученик на любом этапе обучения может сменить форму получения образования с семейной на очную и наоборот, а также сочетать их. Это правило действовало и раньше, но прямо зафиксировано не было. Поэтому некоторые школы могли препятствовать переводу детей с семейного образования к ним. Теперь это незаконно.
Однако если ученик на семейном образовании вовремя не сдаст академические задолженности — например, по промежуточным аттестациям — ему придётся перевестись на очное обучение. Настоятельно советуем заключить со школой договор об аттестациях, где будут прописаны сроки их прохождения.
Индивидуальный учебный план должен соответствовать ФГОС, в том числе — перечню обязательных для изучения предметов. Раньше такого требования не было, поэтому дети, которые учились по индивидуальному плану, могли не изучать некоторые дисциплины: например, основы духовно-нравственной культуры народов России. Новый порядок не оставляет лазеек — учить придётся всё.
Школьное образование – 2021: что нового?
Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.
Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.
Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.
Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.
Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.
Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.
Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.
Онлайн-школа за весь год | 160 380 Р |
Репетитор по английскому за весь год | 106 200 Р |
Два компьютера | 25 000 Р |
Наушники с микрофоном, 2 пары | 9182 Р |
Канцтовары | 5000 Р |
Две веб-камеры | 1000 Р |
Желание детей учиться | бесценно |
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Плюсы и минусы семейного обучения
Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребенок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.
Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.
Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.
В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.
Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.
Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.
«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ. Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами. «Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.
«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».
Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.
«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы. — Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно. Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»
Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.
Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова. Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью. Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.
Снова активно обсуждается многоэтапная научная и методическая экспертиза школьных учебников, как это было в советское время. Так Совет Федерации трудится над законом, согласно которому учебники истории смогут оценивать лишь на государственном уровне.
Минпросвещения уже подготовило и опубликовало федеральный перечень учебников, которые соответствуют новым ФГОС. В список вошли 2 366 книги.
Полный переход на электронные носители в школах пока не запланирован — учебники продолжат печатать на бумаге.
В 2022 году стартует внедрение федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Моя школа», которая позволит заменить в школах лицензионные программные продукты компании Microsoft.
ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2022-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.
Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:
- Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
- Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
- Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
- Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
- Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
- Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
- Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
- Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
- Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
- Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2022-2023 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.
Политолог Светов: «хотелось бы, чтобы второй волны мобилизации не было»
Многие сейчас задаются вопросом, будет вторая волна мобилизации в России или же нет. Ответить на него сложно, считает политолог Юрий Светов. В беседе с изданием «Аргументы недели» он предположил, что властям придется решиться объявить ее, если противник перейдет в массированное наступление.
«Откровенно скажу, что не знаю, будет ли следующий этап мобилизации. Хотелось бы, чтобы не было. Это будет зависеть от того, как мы сейчас будем осуществлять следующий этап специальной военной операции», — говорит Светов.
По сути, сценариев дальнейшего развития событий не так много. Или же российская армия будет наступать и продвигаться вперед, или же отступать и покидать занятые ранее территории.
Возможен и вариант с переговорами.
«Если мы поддадимся призывам о необходимости перемирия потому, что ни у одной из сторон нет сил победить, то мы снова позволим Украине перегруппироваться с помощью Запада, накопить силы и атаковать нас. От этого и зависит, будет вторая мобилизационная волна или же нет», — заключил собеседник издания.
Если ребёнок собирается идти в первый класс
Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.
Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.
Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:
- изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
- записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
- выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
- получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
- подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.