Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Комментарий к ст. 266 НК РФ
Минфин России в письме от 25.03.2011 N 03-03-06/2/53 указал, что по задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, банк может сформировать резерв по сомнительным долгам.
При этом формирование резерва по сомнительным долгам в отношении основного долга по облигациям положениями статьи 266 НК РФ не установлено.
Внимание!
В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что нет необходимости отражать в учетной политике организации формирование резерва по сомнительным долгам.
Суть дела.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации, в том числе по налогу на прибыль, результаты которой оформил актом. Проверяющие установили, в частности, что организация, в нарушение пункта 4 статьи 266 НК РФ, не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам.
Позиция суда.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
В подпункте 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ указано, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
В силу пункта 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Из положений приведенных норм следует, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 НК РФ).
Организацией по головному предприятию сформирован резерв по сомнительным долгам. Сумма не использована. Материалами дела также подтверждается, что организацией проведена инвентаризация на последний день отчетного периода. Результаты инвентаризации являются основанием для формирования суммы резерва по сомнительным долгам.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что организацией соблюдены требования статьи 266 НК РФ при создании резерва по сомнительным долгам.
Довод налогового органа о том, что организация не вправе создавать резерв по сомнительным долгам, поскольку в положении по учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета не предусмотрено формирование резерва по сомнительным долгам за счет уменьшения налогооблагаемой базы, отклоняется судом в силу следующего.
Определение понятия «безнадежная дебиторская задолженность»
Сумма денежных средств, которую невозможно взыскать с контрагентов (покупателей) называется безнадежной дебиторской задолженностью, ее можно отнести к неликвидным активам предприятия. Такие финансовые ресурсы предприятия в денежной форме не могут приносить требуемых предприятию доходов, а потому представляют собой лишь след от пребывания в этой форме.
Есть еще понятие «сомнительный долг» – это несколько иное. Такие долги относят к тем, что не погашены в сроки указанные в договоре и не обеспеченны никакими гарантиями (п.70 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина 29.07.98 № 34н). Просроченный долг также может быть назван неистребованным.
Таким образом, сомнительные долги вернуть еще есть возможность, а вот безнадежные нет.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА. Какой порядок создания резерва по сомнительным долгам выбрать?
Согласно пункту 44 Инструкции 102 предусмотрены следующие способы создания резерва по сомнительным долгам:
- по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов (п. 44.1 )
-
по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения. По данным инвентаризации дебиторская задолженность на конец отчетного периода распределяется по группам в зависимости от срока ее непогашения. Для каждой группы устанавливается коэффициент сомнительной задолженности группы. Распределение дебиторской задолженности по группам и установление соответствующих коэффициентов осуществляется исходя из информации, имеющейся за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет.
Сумма резервов по сомнительным долгам для каждой группы дебиторской задолженности определяется путем умножения коэффициента сомнительной задолженности группы на сумму дебиторской задолженности соответствующей группы на конец отчетного периода. Общая сумма резервов по сомнительным долгам, определяемая путем суммирования полученных по каждой группе сумм резервов, составляет рассчитанное сальдо.
-
по всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.
Коэффициент сомнительной задолженности определяется как отношение общей суммы признанной безнадежной к получению дебиторской задолженности, списанной со счетов учета расчетов, за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет, к общей сумме выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за соответствующий период.
Использование (восстановление) созданного ранее резерва по сомнительным долгам
Все любые изменение, которые происходят с существующими задолженностями, отражаются и на величине созданного ранее резерва. Это означает, что в случае, когда задолженность, под которую уже был создан ранее резерв, переходит по обоснованным причинам в разряд безнадежных долгов на основании проведенной инвентаризации и сформированных впоследствии приказов происходит списание долгов, как признание их внереализационными расходами.
При этом необходимо напомнить, что данные долги никуда не исчезают после списания на убытки, их учет бухгалтерия ведет на специально сформированном забалансовом счете.
По своей сути данная операция является корректировка оценочного значения, так же как и погашение самого долга влияет на сумму созданного резерва. Разница только в бухгалтерских проводках, которые формирует бухгалтер для каждого конкретной операции исходя из ее функционального значения.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
- не погашен в срок, установленный договором;
- не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
- по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Резерв по сомнительным долгам
Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».
- Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2022 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2022 года;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 2022 года № 43н;
- Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2022 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
- Положение по бухгалтерскому учету 21/2022 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2022 года № 106н.
Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль
Общая сумма резерва по сомнительным долгам, начисленная нарастающим итогом на последнее число отчетного (налогового) периода, отражается по строке 200 Приложения N 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль в общей сумме внереализационных расходов (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Если по итогам отчетного (налогового) периода в результате расчета отчислений в резерв получилось отрицательное число, эту сумму надо отразить по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02 декларации за этот период в общей сумме внереализационных доходов (п. 5 ст. 266 НК РФ). Это возможно, когда по итогам отчетного (налогового) периода новых сомнительных долгов не выявлено, а долги, учтенные при формировании резерва в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, погашены.
Сумма безнадежного долга, списанного в отчетном (налоговом) периоде за счет резерва, в декларации по налогу на прибыль не отражается (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Обращаем Ваше внимание: за счет резерва списываются все безнадежные долги, включая те, которые не учитывались при формировании резерва (Письмо Минфина от 17.07.2012 N 03-03-06/2/78).
Если остаток резерва оказался меньше суммы списываемого безнадежного долга, то разница отражается в Приложении 2 к Листу 02 декларации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ):
- по строке 300 — в общей сумме убытков, приравниваемых к внереализационным расходам;
- по строке 302 — отдельной суммой.
Пример
Отражение резерва по сомнительным долгам в декларации по налогу на прибыль
Отчетный (налоговый) период |
Сумма отчислений в резерв по итогам отчетного (налогового) периода (руб.) |
Cумма отчислений в резерв на последнее число отчетного (налогового) периода (нарастающим итогом) (руб.) |
2015 г.
|
||
I квартал |
100 000 |
100 000 |
Полугодие |
195 000 |
295 000 |
9 месяцев |
0 |
295 000 |
год |
236 000 |
531 000 |
2016 г.
|
||
I квартал |
-236 000 |
0 |
Что такое дебиторская задолженность
Под дебиторской задолженностью понимают все суммы, которые третьи лица должны бизнесу, или продукцию и услуги, которые компания оплатила, но пока не получила. Например:
- предварительно оплаченная поставка;
- переплата по налогам и сборам;
- поставка товаров клиенту по минимальной предоплате или без нее;
- займы сотрудникам и другим компаниям.
Списание дебиторской задолженности в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам обязателен. Единственный случай, когда без него можно обойтись — если у бизнеса есть основания считать, что долг точно погасят.
В законе нет особого порядка для организации резерва по сомнительным долгам в бухучете. Бизнес может определить свой и закрепить процесс в учетной политике.
В бухгалтерском учете процесс отражают следующими проводками:
- С помощью записи Д/т 91, К/т 63 показывают открытие резерва по сомнительным долгам.
- Проводку Д/т 63, К/т 62 (60, 76 и другие счета, по которым в учете числятся невозвратные долги) используют при списании с помощью резервных средств.
- Когда долг превышает резервную сумму, разницу при его списании отражают записью Д/т91.2, К/т 62 (60, 76 и другие в учете).
Все документы и справки о списании дебиторской задолженности важно сохранить и не выбрасывать минимум пять лет. Сам безнадежный долг тоже не сразу уходит из учета — его показывают по дебету 007 следующие пять лет.
Покажем наглядно порядок действий при списании дебиторской задолженности.
Пример: ООО «Рассвет» сформировало резерв по сомнительным задолженностям. Инвентаризация по окончании третьего квартала выявила невозвратную дебиторскую задолженность на сумму 200 тысяч рублей.
Определили, что долг появился больше трех месяцев назад. Значит, компания вправе погасить его полностью через резерв сомнительных задолженностей.
По состоянию на 30 сентября 2021 года компания заработала 3,5 миллиона рублей. Соответственно, максимальная сумма, которую бизнес может заложить в резерв — 350 тысяч рублей.
В резерве за прошлый период остались неиспользованные средства в размере 300 тысяч рублей. При сравнении видно, что новый резерв больше, а значит разницу в 50 тысяч рублей нужно отразить в расходах.
Проводки при списании бухгалтер оформит так:
- Д/т 91, К/т 63 — фирма сформировала резерв;
- Д/т 63, К/т 62 — дебиторскую задолженность списали за счет резерва.
Списание дебиторской задолженности при усн. Резерв по сомнительным долгам
Организация находится на УСН. Есть ли установленные сроки создания резерва по сомнительным долгам или можно раз в год? И при создании надо-ли включать те организации, которые платят раз в год.
Какие документы нужно сделать для создания резерва по сомнительным долгам? Нужно-ли включать суммы по организациям по которым истек срок исковой давности в 2013 году, или их списываем согласно приказа в конце 2013 года.
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике организации. При осуществлении отчислений в бюджет никакие документы не оформляются.
Дата, на которую задолженность становится сомнительной и подлежит включению в состав резерва, зависит от вида задолженности.
Информация о датах создания резерва приведена в полном ответе в справочнике «В каких случаях нужно создавать в бухгалтерском и налоговом учете резерв по сомнительным долгам
».
Резерв не создается, если в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении.
Делать отчисления в резерв следует с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность (ежемесячно, ежеквартально, по итогам года). Но обязательно осуществлять это не реже одного раз в год — при составлении годовой отчетности.
- Долги, по которым не создавался резерв и истек срок исковой давности, списываются в расходы на основании приказа руководителя на счет 91.
- Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
- Когда создавать резерв
Если организация относится к субъектам малого предпринимательства , то создавать резерв по сомнительным долгам ей также необходимо. Никаких особых указаний по освобождению малых предприятий от создания резерва пункт 70 положения по ведению бухучета и отчетности не содержит.
Резерв не создавайте, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).*
-
Ситуация:
как определить платежеспособность должника (вероятность погашения дебиторской задолженности) в целях определения величины резерва по сомнительным долгам в бухучете - Чтобы оценить платежеспособность должника, организация должна собрать доступную информацию о его деятельности.
- Для получения информации о возможной ликвидации должника в налоговой инспекции следует запросить выписку из ЕГРЮЛ.
Одним из источников информации о платежеспособности контрагента является его бухгалтерская отчетность (Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах). Получить ее можно по запросу в органах статистики. По данным отчетности рассчитывается ряд стандартных коэффициентов, значения которых отражают финансовое положение должника.
На основании полученных сведений принимается решение о величине резерва или о списании задолженности, нереальной для взыскания.*
Признаки неплатежеспособности дебиторов (критерии вероятности погашения долгов), при наличии которых организация включает их задолженность в резерв по сомнительным долгам, можно . Это следует из пунктов , ПБУ 1/2008.
- Определение суммы резерва
- Порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета .
- Резерв по сомнительным долгам формируйте следующим образом:
- определите задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определите сумму, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
- Такой порядок предусмотрен пунктом 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
-
Ситуация:
с какой периодичностью нужно делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете - Периодичность отчислений в резерв зависит от сроков формирования бухгалтерской отчетности.
Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли.
Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность , то есть ежемесячно* (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 48 ПБУ 4/99 , п.
29 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Отражение резерва в бухгалтерской отчетности
В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах . Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.
О том, как расходовать созданный резерв, см. Как использовать резерв по сомнительным долгам .
О том, как учитывать создание резерва при налогообложении прибыли, см. Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете .
Сергей Разгулин,
2. Справочник:
В каких случаях нужно создавать в бухгалтерском и налоговом учете резерв по сомнительным долгам *
Вид задолженности |
Документ, устанавливающий срок исполнения обязательств сторонами |
Создание резерва |
Дата, на которую задолженность становится сомнительной и подлежит включению в состав резерва |
В бухучете |
В налоговом учете |
||
Задолженность за реализованные товары (работы, услуги) | В бухгалтерском учете – не позднее даты оплаты товаров (работ, услуг), указанной в договоре . В налоговом учете – по истечении 45 дней с даты оплаты, указанной в договоре | ||
Задолженность, возникшая в результате перечисления аванса и неисполнения в срок обязательств продавцом (исполнителем) | Договор поставки (выполнения работ, оказания услуг) | Не позднее даты исполнения обязательств продавцом (исполнителем), указанной в договоре | |
Задолженность по договору аренды (лизинга) | Договор аренды (лизинга) | В бухгалтерском учете – не позднее даты оплаты арендной платы (лизингового платежа), указанной в договоре. В налоговом учете – по истечении 45 дней с даты оплаты, указанной в договоре | |
Задолженность по договору реализации ценных бумаг | Договор реализации ценных бумаг | Не позднее даты оплаты ценных бумаг, указанной в договоре | |
Задолженность по договору уступки права требования | Договор уступки права требования | Не позднее даты погашения задолженности, указанной в договоре | |
Задолженность по договору беспроцентного займа | Договор беспроцентного займа | Не позднее даты возврата займа, указанной в договоре | |
Задолженность по штрафным санкциям контрагента на основании решения суда | Решение суда | Не позднее даты, указанной в судебном решении | |
Задолженность по получению дивидендов | Решение учредителей | Не позднее даты выплаты дивидендов, указанной в решении учредителей |
Учет резервов по сомнительным долгам
- если в учетной политике организации не используется формирование резервов по сомнительным долгам в целях бухгалтерского и налогового учета, то документ не будет создаваться;
- по каждой организации в информационной базе создается один документ в месяц;
- при автоматическом создании документа в него транслируются из аналогичного документа за прошлый месяц:
- суммы дебиторской задолженности с ручными корректировками;
- суммы дебиторской задолженности с видом задолженности Прочее;
- суммы обеспечения;
- признак Не начислять резервы по сомнительным долгам.
- если в учетной политике организации интервал начисления резервов по сомнительным долгам в целях бухгалтерского или налогового учета отличны от значения Месяц, то документ создается, но не проводится в соответствующем учете;
- если при формировании документа по задолженности с ручными корректировками изменится сумма или сроки задолженности, то:
- такие строки отмечаются соответствующим флажком;
- при наличии строк с установленным флажком документ не проводится, регламентная операция Формирование резервов по сомнительным долгам процедуры Закрытие месяца считается невыполненной;
- предполагается ручное участие пользователя для исправления документа.
Резерв Сомнительных Долгов В Налоговом Учете 2021
В качестве сомнительной выступает любая задолженность, появившаяся при реализации товара, выполнении работы или оказании услуги, если она не погашена в срок, установленный в договоре, и не обеспечена банковской гарантией, поручительством, залогом. Безнадежными обязательствами признаются те, по которым прошел срок давности, или которые прекращены ввиду невозможности исполнения.
- Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
- Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
- Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.
Формирование резерва по сомнительным долгам
Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, возможностью удержания имущества должника или иными способами (п. 70 положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение № 34н).
По таким долгам создание резерва обязательно для компании. Это обеспечит соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Создавать резерв нужно минимум раз в год — на 31 декабря. Если компания делает промежуточную отчетность — на последнее число каждого квартала или месяца.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
В налоговом учете компании, применяющие метод начисления, вправе создавать резерв по сомнительным долгам только в отношении той дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (пп. 7 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 266 НК РФ). По задолженности, возникшей в связи с реализацией имущественных прав, в том числе вытекающих из лицензионных договоров, такой резерв не формируют (письма Минфина РФ от 12.11.2020 № 03-03-06/2/101294, от 17.02.2020 № 03-03-06/1/10859).
Таким образом, вопрос, нужен ли резерв, компания решает самостоятельно. Положение, что учет компания ведет с применением резерва, необходимо закрепить в учетной политике (письмо Минфина РФ от 03.10.2018 № 03-03-06/1/71046).