Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая пенсия по старости в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2015 года все пенсионные права граждан накапливаются сразу в баллах, формируя величину ИПКпосле2015. Формирование баллов происходит за счет уплаты страховых взносов в ПФР. При этом ежемесячные отчисления составляют 22% от заработка, но на формирование ИПК направляются только 16%.
Понятие трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на нее возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим страховой стаж определенной продолжительности. В-третьих, она назначается пожизненно.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, если федеральным законом или международным договором РФ не предусмотрено иное.
Все привыкли к тому, что трудовой стаж — это общее количество отработанных лет. В Пенсионном фонде России посчитали, что это слишком простое и понятное определение, и отменили его. Сейчас официально этот термин используется только по отношению к людям, у которых есть опыт работы до начала 2002 года. Все остальные накапливают уже страховой стаж.
По сути, это то же самое, но есть отличие — трудовой стаж учитывал годы деятельности, а страховой учитывает годы, в которые работодатель перечислял страховые взносы в ПФР.
В этой новой модели размер пенсии зависит не от количества проработанных лет, а от суммы выплат в фонд. Стоит учитывать, что для получения страховой пенсии нужно набрать минимальный страховой стаж.
Сейчас он составляет 9 лет и достигнет высшей точки в 15 лет к 2024 году.
Стоимость пенсионного балла по годам до 2024 года (таблица)
Ежегодная индексация цены пенсионного коэффициента в период 2019-2024 годов будет осуществляться согласно ч. 7 ст. 10 Закона от 03.10.2018 No 350-ФЗ. В этом положении закона указаны точные значения пенсионного балла, который будет применяться при исчислении пенсии – они представлены в следующей таблице:
2019 г | 87,24 |
2020 г | 93.00 |
2021 г | 98,86 |
2022 год | 104,69 |
2023 г | 110,55 |
2024 г | 116,63 |
Следует отметить, что изменение стоимости коэффициента распространяется только на безработных пенсионеров. Что касается работающих граждан, то значение балла «замораживается» в размере, установленном законом на дату назначения пенсии.
Однако после увольнения пенсионера пенсия пересчитывается с учетом установленной законодательством приведенной стоимости балла на дату такого пересчета. Если пенсионер снова получит работу, стоимость PKI будет «заморожена» и не будет индексироваться до тех пор, пока он снова не уволится.
Размер индексации пенсий в 2022 году
Размер индекса определяется правительством. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров проводится ежегодно с 1 января. Увеличение пенсионных выплат рассчитывается как с учетом среднегодового уровня инфляции предыдущего года, так и с учетом инфляционных ожиданий.
При индексации увеличивается не только фиксированная страховая пенсия, но и пенсионный коэффициент, который зависит от размера страховых взносов за период работы пенсионера. Следовательно, выплаты увеличиваются пропорционально в зависимости от того, сколько человек получал до индексации.
В 2021 году страховая пенсия неработающих пенсионеров проиндексирована на 6,3% (в 2020 году – на 6,6%), то есть ставка индексации превысила средний уровень инфляции прошлого 2020 года (4,9%) почти на 2%. В денежном выражении это отразилось на увеличении страховой пенсии по старости более чем на 1 000 рублей, а средний размер пенсии составил 17 942 рубля.
Елена Смирнова Пенсионный юрист, готовый ответить на ваши вопросы. Задайте мне вопрос В октябре ЦБ РФ установил уровень инфляции на 2021 год в диапазоне от 7,4 до 7,9%. Октябрь закончился с уровнем инфляции 8,3%. При этом среднегодовая инфляция ожидается в пределах 4–4,5% на 2022%.
Президент пообещал проиндексировать пенсии выше уровня инфляции. Вполне возможно, что для выполнения этого обещания в конце года необходимо будет повысить уровень индексации пенсий в 2022 году для неработающих пенсионеров, независимо от того, какие выплаты ожидаются с 1 января 2022 года.
Понятие трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на такую пенсию возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим стаж определенной продолжительности (страховой, специальный). В-третьих, она назначается пожизненно.
Понятие трудовой пенсии закреплено в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Пенсионное законодательство предусматривает включение в пенсионный стаж не только времени, непосредственно занятого трудовой деятельностью, но и периоды, относимые к так называемым «социально значимым». К последним относятся годы жизни гражданина, занятые делами, важными для социума и государства в целом – служба в ВС, рождение и воспитание детей, уход за больным или престарелым родственником и т.д.
Пенсионная реформа предусматривает увеличение необходимого минимального стажа по мере введения в действие этапов повышения пенсионного возраста. В соответствии с этапами, приведенными в таблицах выше, распределены и этапы повышения размера минимального стажа, необходимого для выхода на пенсию. Несколько неправильным кажется решение российских законодателей об установлении равных требований к женскому и мужскому стажу, и, возможно, со временем будут введены некоторые модификации в этой части, однако на настоящий момент этапы повышения размера стажа выглядят следующим образом:
Этапы по годам | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
---|---|---|---|---|---|---|
Минимальный размер стажа | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет |
Стаж по Крайнему Северу для мужчин и женщин
При наличии «северного» стажа на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.
Стаж | Количество лет и месяцев на вычет |
---|---|
От 7,5 лет | -2 года 4 месяца |
От 8 лет | -2 года 8 месяцев |
От 9 лет | -3 года |
От 10 лет | -3 года 4 месяца |
От 11 лет | -3 года 8 месяцев |
От 12 лет | -4 года |
От 13 лет | -4 года 4 месяца |
От 14 лет | -4 года 8 месяцев |
От 15 лет | -5 лет |
Есть три разновидности трудовых начислений. Они предлагаются гражданину в качестве компенсации за утраченную зарплату вследствие потери трудоспособности. Нетрудоспособность наступает в нескольких случаях.
- Старость. Она материально обеспечивается государством, когда гражданин имеет не менее пяти лет рабочего стажа, а сам при этом уже достиг возраста 60 лет для женщин или 65 у мужчин. При этом не для всех категорий эти возрастные границы являются окончательными, например, значение сокращается для военных, летчиков, медиков, педагогов, а также для многодетных матерей и людей, работающих в условиях Крайнего Севера.
- Инвалидность. Такая пенсия считается обязательной для всех инвалидов, имеющих первую, вторую или третью степень. Не важно, ограничен человек в своей трудовой деятельности или нет.
- Потеря кормильца. Данную выплату имеет право получать все лица, состоящие на иждивении у умершего гражданина, имевшего официальное трудоустройство. А именно: дети до совершеннолетия или до конца очного обучения в вузе (до 23 лет), инвалиды, пенсионеры (родители или супруги пенсионного возраста), а также один взрослый человек, который не работает и занимается уходом за детьми умершего – до 14 лет, обычно это жена или муж, мать, отец.
Кроме того, есть государственная пенсия. Она назначается госслужащим, военным – как по старости, так и по непредвиденным ситуациям, например, при несчастном случае на рабочем месте, ЧП. Есть пять категорий данного пенсионного обеспечения:
- если пенсионер пострадал в результате техногенных катастроф;
- за выслугу лет – особенно актуально для военных, полицейских и прочих людей, проходящих службу по контракту;
- по инвалидности – участники ВОВ, военнослужащие, космонавты, летчики, если инвалидизация произошла в период несения службы или спустя три месяца после нее;
- по потере кормильца – условия, аналогичные трудовой пенсии, но для категории граждан, состоящих на госслужбе;
- социальная – перечисленные выше лица, а также те, кто причисляется к малочисленным народам Севера (их общее число не превышает 50 тыс. человек).
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)
Это количество баллов, которое даются за отработанные годы. ИПК рассчитывается так: суммируется ИПКс и ИПКн (старый, накопленный до 2015-го, и новый), затем полученное значение умножается на К – повышающий множитель. Он тем больше, чем позже человек заканчивает трудовую деятельность. Для тех, кто перестал трудиться сразу по достижении положенного возраста, он равен 1.
Как высчитать размер пенсии? С помощью формулы: ИПКн = (CB/HCB)*10, где:
- CB – это сумма взносов от работодателя;
- HCB – это норматив, который также нужно заблаговременно узнать.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Кто может получить: условия и требования
Социальная пенсия по старости полагается, если выполняются условия, указанные в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года. По сути, требования касаются 2 аспектов:
- возраста;
- гражданства.
Градация по возрасту тоже бывает 2 видов. В целом, категории получателей тоже можно разделить на 2 разновидности:
- россияне и иностранцы (или лица без гражданства), постоянно живущие в России 15 лет или больше – после исполнения им 65 и 70 лет (женщины и мужчины);
- малочисленные народы Севера, проживающие в соответствующих районах на постоянной основе на момент назначения пенсии – в возрасте 50 и 55 лет (женщины и мужчины).
Перечень малочисленных народов Севера, а также регионов их проживания указаны в от 1 октября 2021 года. К регионам, например, относятся: Республика Алтай, Бурятия, Карелия, Саха, Коми, Хакасия, Тыва, Мурманская область и др. В число народов входят: алеуты, коряки, манси, ненцы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и пр.
Рост предельного возраста для первой категории произошел в 2021 году, после вступления в силу новой пенсионной реформы. Напомним, что раньше это значение составляло 60 и 65 лет. Теперь же минимальный возраст будет постепенно увеличиваться в соответствии с Приложением № 1 к № 166-ФЗ:
Год | Женщины | Мужчины |
2021 | 61 | 66 |
2021 | 62 | 67 |
2021 | 63 | 68 |
2022 | 64 | 69 |
С 2023 | 65 | 70 |
Однако для тех, кому положена выплата в 2021 – 2021 годах, предусмотрена возможность выйти на пенсию на полгода раньше установленного срока. Например, если женщина будет оформлять пенсию в мае 2021 года, то ей на этот момент должно быть 60,5 лет.
Какие особенности могут возникнуть при определении пенсионного стажа?
Начать следует с того, что самой распространенной ошибкой сотрудников ПФР является нарушение регламента подтверждения советского стажа. Данный показатель чрезвычайно важен, поскольку определяет итоговые размеры пенсионного пособия, да и вообще, гарантирует право выйти на пенсион в определенное время. Кроме того, работа в советский период, официально подтвержденная, позволяет получить дополнительные надбавки. Именно по этой причине важно представить в ПФР максимальное количество документальных доказательств, удостоверяющих данный факт.
Кто впервые сталкивается с назначением госпособия, ошибочно считают, что достаточно передать на рассмотрение трудовую книжку, чтобы работник фонда выполнил необходимые расчеты. На самом деле, без бумажной волокиты здесь не обойтись и непосредственно при визите в учреждение, будущему пенсионеру вручат внушительный перечень необходимых к предоставлению бумаг. Специалисты советую подойти к решению вопроса максимально серьезно и заранее запастись нужными бумагами.
Как подтвердить нестраховые периоды?
Бывает и так, что в труд.стаж не входит страховой период, а например, воинская служба или уход за малышом. Здесь нужно будет представить подтверждающие бумаги. В качестве таких бумаг, потребуются:
- воинский билет, либо справка из в/ч. Подойдет и запись в трудовой книжке о периоде армейской службы;
- время получения пособия по вынужденной безработице удостоверяется выпиской из ЦЗН;
- справки об уходе за пожилым человеком или за инвалидом, выдает ПФР, поэтому, достаточно будет направить соответствующий запрос;
- если соискатель ухаживал за малышом до 1,5-ра лет, то здесь понадобиться справка из жилконторы о том, что ребенок проживал с родителем или выписка от работодателя о предоставлении такого отпуска. Обязательно будет нужно свидетельство о рождении ребенка.
Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.