Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списывать бутилированную воду в бюджете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если стоимость кулера меньше установленной величины, оприходуйте его на счете 10-9. Так же следует поступить и в том случае, если кулер будет использоваться в течение срока, не превышающего 12 месяцев (п. 4 ПБУ 6/01). Тогда приобретение кулера оформляйте и отражайте в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов .
Как отразить в учете приобретение кулера и питьевой воды
- расходов на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16, п. 4 ст. 346.16, ст. 256 НК РФ) – если первоначальная стоимость кулера по данным бухучета превышает 100 000 руб. (п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ);
- материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) – если первоначальная стоимость кулера по данным бухучета не превышает 100 000 руб. (п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ).
Трудовое законодательство обязывает организации создавать нормальные условия труда для работников (ст. 22, 163, 223, 224 ТК РФ). К таким мероприятиям относится приобретение и монтаж установок для обеспечения сотрудников питьевой водой, например, кулеров и самой питьевой воды (ст. 226 ТК РФ, п. 18 приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н). Поэтому при наличии документов, подтверждающих затраты на приобретение кулера и питьевой воды, организация может учесть такие затраты в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда (п. 1 ст. 252, подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 16 ноября 2023 г. № 03-03-06/1/65965).
Перечень расходов, которые можно учесть при расчете единого налога, является закрытым. Расходы на обеспечение нормальных условий труда в нем не поименованы (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Значит, налоговую базу по единому налогу затраты на приобретение кулера не уменьшают.
Однако следование указанной позиции может привести к разногласиям с проверяющими. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2008 г. № Ф09-7032/08-С3, Западно-Сибирского округа от 29 августа 2006 г. № Ф04-5469/2006(25648-А70-29)).
Статья 163 ТК РФ обязывает работодателей создавать работникам нормальные условия труда. Кроме этого, в соответствии с положениями статьи 233 ТК РФ, работодатели должны обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание сотрудников. Одним из мероприятий по улучшению условий труда, как это установлено пунктом 18 приказа Минздравсоцразвития от 01.03.12 № 181н, является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Расходы на обеспечение нормальных условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, расходы на приобретение чистой питьевой воды, а также на покупку и установку кулеров можно учесть при налогообложении прибыли.
Изменения в инструкции № 209н, внесенные распоряжением № 222н от 29.09.2023 расширили сферу действия подстатьи 349 КОСГУ (п. 11.4.8 инструкции № 209н). С 01.01.2023 на нее относят также и расходы по покупке или изготовлению бланков строгой отчетности (БСО), которые ранее аккумулировались на статье 226 КОСГУ «Прочие работы/услуги».
- 211, 212 – поставки вооружения и спецтехники;
- 214, 215 – ремонт вооружения/спецтехники;
- 219 – поставки для исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ);
- 244 – прочие поставки товаров/услуг;
- 246 – закуп товаров в целях создания, обеспечения работы и вывода из нее ГИС;
- 407 – строительство и модернизация объектов недвижимости госучреждениями;
- 413 – инвестиции из бюджета в капстроительство в рамках ГОЗ;
- 414 – инвестиции из бюджета в капстроительство госсобственности;
- 880 – спецрасходы.
Как списывать бутилированную воду в бюджете 2023
приведен перечень случаев, когда положения ФСБУ «Запасы» не применяются (в том числе при ведении бухгалтерского учета библиотечных фондов, живых организмов, культивируемых для получения биологической продукции, объектов культурного наследия, финансовых инструментов);
В случае, если в учреждении отсутствует система централизованного водоснабжения (либо уполномоченным органом выдано заключение о несоответствии воды санитарным нормам), приобретение бутилированной воды следует отражать по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12A, 12K, и 12Т. Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 122 «Доходы от финансовой аренды» и 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» (в части аренды земельных участков).
Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой. Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. И это еще не все.
Обоснование: Согласно п. 51.2.4.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2023 N 132н, расходы на приобретение бутилированной воды следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
ценностей. Тара однократного применения (полиэтиленовые, картонные, бумажные пакеты, кульки и др., мешки бумажные и из полимерных материалов и пр.), использованная для упаковки продукции (товаров), как правило, включается в себестоимость затаренной продукции и покупателем — учреждением отдельно не оплачивается. В учете данный вид тары не отражается, и после использования питьевой воды она подлежит уничтожению.
По какому косгу бутилированная вода в 2023
Можно сказать, что статья группы 100 «Доходы» применяется практически по тем же правилам, что были установлены Указаниями № 65н на 2023 год. Однако, имеются и некоторые особенности, и связаны они прежде всего с внедрением федеральных стандартов бухучета (в т.ч. ФСБУ «Доходы») и с наличием ранее не используемых терминов.
Впрочем, они не всегда играют какую-либо роль, поскольку автономные учреждения, которые не участвуют в бюджетном процессе, могут применять на практике исключительно три последних классификационных разряда. Всего же в системе начисляется восемь основных кодовых групп, причём в каждой из них предусмотрено несколько подстатей и отдельных нюансов.
Прочие доходы Прочие доходы Невыясненные поступления Платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты Доходы от безвозмездного права пользования Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании об аренде на льготных условиях и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
В данном случае опять смотрим, из чьих материалов были пошиты костюмы. Если шил подрядчик, то затраты относятся на статью 310 или 345. Далее определяем срок использования данных активов. Больше 12 месяцев – актив учитывается по КОСГУ 310, меньше – по коду 345.
Статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12A, 12K, и 12Т. Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 122 «Доходы от финансовой аренды» и 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» (в части аренды земельных участков).
Учет расходов, связанных с приобретением бутилированной воды
Что касается оборудования, предназначенного для обеспечения работников питьевой водой, то расходы на его закупку следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, поскольку такое оборудование соответствует критериям отнесения его к объектам основных средств, приведенным в п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н.
Обратите внимание! Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». А качество питьевой воды, реализуемой в бутылях, контейнерах, пакетах, — требованиям СанПиНа 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
Как оптовикам продавать маркированную воду
С 1 ноября 2022 года оптовые продавцы должны будут отгружать товары вместе с электронными накладными. Для этого необходимо получить электронную подпись, подключиться к системе ЭДО и зарегистрироваться в «Честном знаке».
Чтобы передать товар розничному магазину, в системе ЭДО нужно подписать накладную электронной подписью и отправить контрагенту. Когда тот подтвердит, что получил товар и накладную, оператор ЭДО сам передаст данные в «Честный знак».
С 1 ноября 2022 года достаточно указать в накладной GTIN и количество товаров. Можно добавить коды маркировки, но до 1 марта 2025 года это не обязательно.
С 1 марта 2025 года в накладных должны быть указаны коды маркировки каждого товара.
Если вы поставляете организациям воду для приготовления блюд и напитков, можете выводить товары из оборота сами. С 1 декабря 2023 года точки общепита обязаны подключать ЭДО и выводить товары из оборота в «Честном знаке». При формировании УПД выберите признак «Покупка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях использования для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей)».
Также можно указать в договоре поставки, что обязанность выводить товары из оборота лежит на покупателе, но вряд ли его устроит такой вариант: придётся подключаться к ЭДО и разбираться во всех процессах.
Как маркировка воды коснётся ресторанов и других заведений общепита в 2023 году
Если вы продаёте воду в бутылках через кассу, с 1 ноября 2022 году нужно вести объёмно-сортовой учёт таких товаров во время приёмки и при выбытии по любым причинам, кроме продажи. До 1 марта 2023 года продавать воду можно как товар без маркировки. С 1 марта 2023 года о продажах нужно сообщать в «Честный знак»: во время продажи сканировать код маркировки на каждой бутылке.
Если используете воду только в приготовлении блюд и напитков, до 1 декабря 2023 года подключать ЭДО и сообщать о выбытии в «Честный знак» вы не обязаны. Выводить товары из оборота может поставщик, если не пропишет в договоре поставки другие условия.
Какие условия могут быть указаны в договоре:
- Поставщик сам выводит товар из оборота. В таком случае до декабря 2023 года вам ничего делать не нужно.
- Обязанность выводить товар из оборота лежит на покупателе. Закон о маркировке этого не требует, но ничего не мешает поставщику прописать это условие в договоре. Если поставщик не укажет в УПД, что передаёт товары для использования в собственных нуждах, не связанных с продажей, нужно будет выводить товары из оборота самостоятельно в «Честном знаке».
- Нет ничего об ЭДО и выводе воды из оборота. Вам ничего делать не нужно. До 1 декабря 2023 года поставщик сам будет выводить товары из оборота.
В каком порядке определяется величина материальных расходов?
В качестве даты осуществления большинства видов материальных расходов Налоговый кодекс (п. 2 ст. 272) предусматривает дату передачи в производство. При определении величины материальных расходов их сумма должна быть уменьшена на стоимость материалов, не использованных на конец месяца, то есть оставшихся в оперативном запасе на приобъектном или цеховом складе, на рабочих местах (п. 2 ст. 318, ст. 319 НК РФ).
Об оценке материально-производственных запасов при их списании читайте в статье «Методы оценки материально-производственных запасов».
ВНИМАНИЕ! С 2021 года все организации обязаны отображать операции с ТМЦ в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Учет питьевой воды: сборник вопросов-ответов
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле
Леонардо да Винчи
Организации-наниматели обеспечивают работников питьевой бутилированной водой. Надо ли в таком случае на ее стоимость начислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах? Учитывается ли она при налогообложении прибыли? Что с подоходным налогом? Как отразить расходы на воду в учете? Вопросов не мало, и на них есть ответы.
1. Организовали забег среди своих работников. В рамках этого мероприятия закупили питьевую бутилированную воду. Расходы на нее заложены в смету расходов на проведение мероприятия. Как списать стоимость потребленной работниками воды в бухучете? Надо ли на нее начислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах?
2. В целях поддержания взаимного сотрудничества проводим официальный прием с представителями другой организаций. Для этого купили бутилированную воду, оприходовали ее на счет 10 «Материалы» . Как оформить списание воды на такое мероприятие? Можно ли расходы на нее учесть при расчете налога на прибыль?
Кроме того, надо документально подтвердить связь расходов на воду с таким мероприятием. Для этого, например:
1) в программе проведения приема оговорить питание участников, а в смете расходов – расходы на воду;
2) в акте на списание расходов на представительское мероприятие указать расходы на воду в бутылях и приложить к нему составленный акт на списание материалов.
3. Провели официальный прием с представителями других организаций – представительское мероприятие. В ходе него выпили специально купленную для этого мероприятия воду в бутылях. Надо исчислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах с ее стоимости?
4. Провели «деловое» совещание среди работников. В ходе него выпили питьевую бутилированную воду. Можно ли расходы на нее учесть при налогообложении прибыли?
На какое КОСГУ отнести бутилированную воду в 2022 году
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
– для проведения мероприятий по устранению повреждений (неисправностей), восстановлению работоспособности (например, в рамках проведения ремонтных работ в целях возврата в рабочее состояние), замене изношенных деталей, не приводящих к изменению изначальных технических (рабочих) характеристик объекта;
Пунктом 45 Инструкции № 157н установлено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя система водопровода, входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время оборудование указанной системы (оконечные приборы, устройства и др.) могут быть учтены в качестве отдельных инвентарных объектов.
В классификаторе компьютер входит в группу «Машины офисные прочие», номер 330.28.23.23. Системный блок является частью компьютера и не может функционировать отдельно от него, потому при покупке его учитывают по КОСГУ 346. Несмотря на то, что КВР более укрупненный код и он используется в планах-графиках закупок товаров, работ и услуг при размещении позиций, КОСГУ в законе нигде не фигурирует, но данный код очень важен при планировании закупочной деятельности.
Прочие доходы Прочие доходы Невыясненные поступления Платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты Доходы от безвозмездного права пользования Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании об аренде на льготных условиях и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
Несмотря на изменения в части применения КВР, подстатья КОСГУ, используемая для отражения коммунальных расходов, остается прежней – подстатья 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. Приведем перечень коммунальных расходов, относимых на данную подстатью согласно Порядку № 209н:
11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2022 г.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Обязательная маркировка упакованной воды
Для каждой бутылки
- Код товара – 14 знаков
- Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
- Ключ проверки – 4 знака
Для транспортируемых упаковок с несколькими бутылками внутри
При оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат.
- В доходный КОСГУ 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» кроме штрафов добавили пени.
- Код 12К «Доходы от концессионной платы» не применяют для кассовых поступлений и выбытий.
- По КОСГУ 211 в учете отражают также единовременные выплаты к ежегодному отпуску государственных и муниципальных служащих, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении и доплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников.
- Из перечня расходов по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» исключили пособия за счет ФСС (по болезни, беременности и родам, пр.), так как с 2021 года все регионы переходят на прямы выплаты от фонда.
- К несоциальным выплатам сотрудникам в денежной и натуральной форме по КОСГУ 212 и 214 относят расходы для привлечения и сохранения кадрового потенциала, а также стимулирования занятости. По подстатье 214 также следует учитывать выплаты персоналу на личное потребление.
- Статьи 560/660 и 730/830 детализируют по группам лиц (контрагентам). Если в течение года контрагент переходит из одной группы в другую, КОСГУ с начала года не меняют.
1. С 2021 года в Порядок № 209н добавили новые подстатьи КОСГУ:
- 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду будут отражать доходы от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях;
- 422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» и 423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования». Ранее в приказе был код 422 для обесценения всех НМА. Теперь добавили КОСГУ 423 и разделили активы по срокам их использования;
- 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования». Аналогичная ситуация с выделением НМА с разными сроками использования.
2. Также внесли правки в действующие подстатьи КОСГУ со следующего года:
- по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
- по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
- в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
- статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
- подстатьи КОСГУ 191–199, 352–353, 411–412, 421–423, 432, 452–453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2021 года.
- Дайджест № 61: проверьте себя
- 5 главных изменений за февраль. Обзор для бухгалтера бюджетной сферы
- Дайджест № 60: новое о налоге на прибыль
- Дайджест № 59: новые меры поддержки МСП
- Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»
- Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
КОСГУ для учета расходов на приобретение бутилированной питьевой воды
Если в учреждении отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной питьевой воды не соответствующей санитарным нормам, расходы отразите по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 г. № 65н). В бухучете принятие обязательств по приобретению бутилированной воды в этом случае отразите на счете 0.302.23.000 «Расчеты по коммунальным услугам»» (п. 254 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
- КВР 243 с КОСГУ 347;
- КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
- КВР 243 — с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
- КВР 454 и 455 — со статьей 530 КОСГУ;
- КВР 613, 623, 634, 814 — с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.
- доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения
В части возмещения должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном законодательством Российской Федерации порядке проездными документами, а также компенсации за использование личного транспорта в служебных целях
Согласно Порядку № 209н доходы от субсидии на иные цели отражаются по соответствующим подстатьям КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» (Письмо Минфина России от 21.03.2021 № 02-05-10/18947).
В чем же отличие поступлений текущего характера от поступлений капитального характера?
Поступления капитального характера — это инвестиции в основные средства и нематериальные активы, в том числе на капитальное строительство и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам. Иными словами, приобретения от поступлений капитального характера проводим через счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».
- начисляем доходы будущих периодов в сумме субсидий на иные цели на основании соглашения, заключенного с учредителем:
Дт 5 205 52 561 (5 205 62 561) Кт 5 401 40 152 (5 401 40 162)
- начисляем доход текущего года по предоставленной субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей:
Дт 5 401 40 152 (5 401 40 162) Кт 5 401 10 152 (5 401 10 162)
Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.
В Письме от 21.03.2021 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».
- приобретение по договору билетов для командированного сотрудника, сервисные и комиссионные сборы при покупке авиа- и железнодорожных билетов (оплата багажа, сборы за пользование постельным бельем) проводим по подстатье КОСГУ 222;
- оплату гостиницы или найма жилого помещения по договору — по подстатье КОСГУ 226;
- оплату полиса медицинского страхования при загранкомандировке — по подстатье КОСГУ 227.
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ
В таких ситуациях покупка бутилированной воды является необходимой мерой по обеспечению сотрудников, посетителей и иных лиц (например, учащихся, пациентов и т.д.) питьевой водой. Поэтому расходы на ее приобретение рассматриваются как «другие расходы по оплате коммунальных услуг» (аналитический код 223.2).
Если же учреждение приобретает бутилированную воду по иным причинам — например, если система централизованного питьевого водоснабжения имеется, и официального заключения о признании воды не соответствующей санитарным нормам нет, но сотрудники и руководство учреждения все равно считают, что вода из-под крана не полезна для здоровья, а потому в коллективном договоре особо оговорены положения о том, что работодатель обеспечивает сотрудников бутилированной питьевой водой — ее покупка должна отражаться по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Учет расходов на организацию питьевого режима в школах
В свою очередь, если поставка и установка питьевого фонтана осуществляются в рамках разных договоров, расходы отражаются по подстатьям 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ соответственно.
В целях усиления контроля за организацией питьевого режима в образовательных учреждениях Роспотребнадзор в письмах от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24, от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 рекомендовал обратить особое внимание на обеспеченность школьников питьевой водой, особенно в период сдачи экзаменов и проведения итоговой аттестации. При этом предлагается использовать емкости с водой промышленного производства и осуществлять подачу воды через установки с дозированным розливом (кулеры, помпы и т. п.). Также рекомендовано пользоваться одноразовой посудой и своевременно проводить обработку кулеров и дозаторов.
В данном материале рассмотрены актуальные вопросы, связанные с организацией питьевого режима в школах и отражением в учете расходов на приобретение фонтанчика для питья и сменных фильтров для него, бутилированной воды, кулера и его санобработку, а также на покупку посуды многоразового и одноразового использования.
Кулер – двухрежимный аппарат для розлива, подогрева и охлаждения питьевой воды, предназначенный для использования бутилированной воды. Он принимается к учету в качестве объекта основных средств, поскольку срок его полезного составляет более 12 месяцев и он соответствует критериям, поименованным в п. 7, 8 СГС «Основные средства».
346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» – если в функции учреждения не входит обеспечение питанием различного контингента, есть централизованное питьевое водоснабжение и вода соответствует санитарным нормам (письма Минфина РФ от 19.09.2019 № 02-08-10/72325, от 30.05.2019 № 02-08-10/39551 от 08.11.2019 № 02-08-10/86414);
Работа в системе возможна только при наличии УКЭП . До 31 декабря 2021 года КЭП для руководителей организаций и ИП можно оформить в удостоверяющим центре, аккредитованным Минкомсвязи РФ по новым правилам. С 1 января 2022 года получить такую электронную подпись можно будет только в УЦ ФНС или через Доверенное лицо УЦ ФНС.
- Оборудование и ПО для сериализации и агрегации. Необходимо для нанесения DataMatrix кодов на упаковку.
- Регистраторы эмиссии кодов маркировки. Предоставляются бесплатно оператором информационной системы маркировки ЦРПТ.
- GTIN на каждую поставляемую единицу продукции.GTIN (глобальный номер предмета торговли) — это международный код маркировки товаров и услуг.
- Принтер печати этикеток. Он потребуется для воспроизведения идентификаторов для маркировки товарных остатков.
- порядок маркировки бутилированной воды, а также требования к организациям и ИП, участвующим в её обороте;
- характеристики средств идентификации;
- правила обмена информацией между участниками оборота бутилированной воды и государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, а также передачи сведений в ГИС МТ о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота упакованной воды.
- С 1 апреля 2020 г. по 1 июня 2021 года — проходил эксперимент по учёту бутилированной воды.
- С 1 сентября 2021 года — участники рынка обязаны регистрироваться в государственной информационной системе мониторинга «Честный ЗНАК». Работать с маркированными товарами без регистрации нельзя.
- 1 декабря 2021 года — становится обязательной маркировка бутилированной минеральной воды (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.110).
- 1 марта 2022 года — стартует маркировка остальных категорий питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140).
- 1 сентября 2022 года — в систему маркировки начнут передавать сведения о розничных продажах.
- 1 ноября 2022 года — будет введён объёмно-сортовой учёт продукции.
- 1 марта 2025 года — учёт бутылок станет поштучным.
- Контрольно-кассовая техника (ККТ). С помощью кассового аппарата торговая точка фиксирует выбытие маркированного товара.
- Договор с оператором фискальных данных (ОФД). Розничные точки передают данные о проданных товарах в систему с помощью онлайн-кассы через оператора фискальных данных .
- Обновление программного обеспечения для установленной ККТ.
Из п. 11.4.8 Порядка N 209н следует, что если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам, то расходы на приобретение бутилированной питьевой воды относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» бутилированная питьевая вода является пищевым продуктом. Следовательно, руководствуясь п. 11.4.2 Порядка N 209н, при наличии в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения, где вода соответствует санитарным нормам, расходы на приобретение бутилированной воды следует относить на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ. Аналогичное мнение в отношении применения КОСГУ высказал Минфин России в Письме от 17.01.2019 N 02-05-11/2076. >
В случае если учреждение воду использует для питания определенного контингента граждан расходы нужно отразить по КОСГУ 342, когда у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам — КОСГУ 349, если же ваша ситуация не соответствует двум вышеприведенным условиям, то в таком случае 346 КОСГУ.
Вопрос: По каким КВР и статье (подстатье) КОСГУ в 2019 г. следует отражать затраты бюджетного учреждения на приобретение бутилированной питьевой воды, если в данном учреждении имеется централизованное питьевое водоснабжение с показателями воды, соответствующими санитарным нормам?
Обоснование: Согласно п. 51.2.4.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н, расходы на приобретение бутилированной воды следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).
В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.
Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливаются Минфином для всех участников процесса.
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
- КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
- КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Именно такой вариант переноса входящих остатков в части показателей по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета в связи с изменением порядка применения видов расходов бюджетов бюджетной системы РФ был рекомендован в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 (см. п. 4). Иных официальных указаний по данному поводу на сегодняшний день нет.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1. В течение года согласно договору поставки питьевой воды возвратная тара (бутыли) возвращается и вновь поставляется вместе с водой. По окончании года договор на поставку воды расторгнут, тара возвращена поставщику, поставщик перечислил за возвращенную тару денежные средства в размере залоговой стоимости — 1 000 руб.
В данном случае опять смотрим, из чьих материалов были пошиты костюмы. Если шил подрядчик, то затраты относятся на статью 310 или 345. Далее определяем срок использования данных активов. Больше 12 месяцев – актив учитывается по КОСГУ 310, меньше – по коду 345.
Приобретение питьевой воды для сотрудников учреждения (Валова С
В силу п. 108 Инструкции N 157н отпуск питьевой воды производится по фактической стоимости поставленного литра жидкости или по средней фактической стоимости. Оценка по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) материалов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).
Выдача (списание) бутилированной воды в целях улучшения условий труда работников осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и отражается по кредиту счета 0 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения».