Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать вдове ЧАЭС на очередь на улучшение жилищных условий в Москве в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.
Разъяснения о порядке обеспечения жильем граждан, пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) установлено право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) участники ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 гг.:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
граждане, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;
младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
5) эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
граждане, эвакуированные, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (в том числе родившиеся в данных зонах после 30 июня 1986 года) и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (этим гражданам меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы);
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе родившимся в данных зонах после 1 января 1994 года), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.
6) граждане из подразделений особого риска:
непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета реализуется гражданами вышеназванных категорий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710 (далее – ведомственная целевая программа), путем выдачи им из средств федерального бюджета государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС).
Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) закреплены еще такие льготы чернобыльцам в 2023 году в России, как право на обязательное получение работы на новом месте по факту переезда, а также сохранение в течение 4-месячного периода зарплаты и непрерывного трудового стажа.
Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.
Существенные преобразования в законодательстве о порядке предоставление помощи чернобыльцам произошли в 2023 году. Был сформулирован правовой статус чернобыльца и его права на ряд льгот. Он был создан с целью обеспечения жертв аварии государственными компенсациями и другими видами помощи.
- первая – ликвидаторы, получившие инвалидность во время пребывания в очаге катастрофы или же подвергшиеся лучевому заболеванию;
- вторая – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с даты происшествия и до 1 июля 1986 года (вне зависимости от продолжительности пребывания), с 1 июля по 31 декабря 1986 года (от пяти суток), на протяжении 1987 года (от четырнадцати суток), эвакуированные из области отчуждения (включительно с еще не родившимися на тот момент детьми, которые получили этот статус по достижении 18 лет) и обязательного выселения;
- третья – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года (до пяти суток), на протяжении 1987 года (до четырнадцати суток), с 1988 по 1990 годы (от одного месяца), работники пунктов санобработки граждан в течение 1986 года (от четырнадцати суток), а также жители зон обязательного и добровольного переселения, не вошедшие в предыдущую категорию;
- четвертая – люди, на постоянной основе проживающие в области радиологического контроля, осуществляемого в усиленном режиме, если до начала 1993 года они пробыли там четыре и более лет.
Кто может получить жилищный сертификат для чернобыльцев? Документы для получения сертификата
В соответствии с постановлением Правительства № 153, на жилищный сертификат могут претендовать лица, которые были подвержены радиационному воздействию при аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
Чтобы встать в очередь на получение жилищного сертификата, необходимо в уполномоченный орган подать следующий пакет документов:
- заявление установленной формы о включении в списки участников программы;
- документ, подтверждающий личность заявителя;
- документ, который подтвердит право лица, обратившегося за получением сертификата, на положенную ему меру социальной поддержки;
- выписка из домовой книги;
- копия финансового лицевого счета;
- документ о постановке на учет по нуждаемости в улучшении жилищных условий (причем ранее на получение сертификата могли претендовать только чернобыльцы, которые встали на учет по улучшению жилищных условий до 01.01.2005, но с 2011 года ситуация упростилась, и теперь срок постановки на учет значения не имеет);
- документ, предоставляющий право на дополнительные квадратные метры жилья;
- документ, подтверждающий родственные связи проживающих с заявителем лиц.
Документы представляются в виде заверенных копий или вместе с подлинниками.
После проверки представленных документов (как правило, в течение 10 рабочих дней) уполномоченным органом принимается решение о включении гражданина в программу или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в принятии в программу гражданина могут являться:
- непредставление (или неполное предоставление) документов;
- недостоверность сведений, которые указаны в документах;
- получение от государства социальных выплат ранее;
- отсутствие у гражданина права на получение сертификата.
После устранения всех недочетов возможно повторное обращение за получением сертификата на приобретение жилья.
Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий
Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.
Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.
Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.
Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.
Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.
Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.
Какие проблемы могут возникнуть в обращении с жилищным сертификатом?
-
Несвоевременная сдача ГЖС в банк. В течение трех месяцев с даты выдачи жилищного сертификата надо сдать его в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета. ГЖС, представленный по истечении данного срока, банком не принимается. Владелец сертификата может обратиться в орган власти, выдавший ГЖС, с заявлением о его замене;
-
Неверные данные в документах. Может случиться так, что в сертификате неверно указаны паспортные данные, ФИО, год рождения именного владельца или членов семьи. В этом случае владельцу сертификата необходимо лично обратиться в орган, выдавший сертификат для уведомления об ошибке и перевыпуске документа.
Субсидии на улучшение жилищных условий в 2022 году
Государственная помощь должна быть использована в точном соответствии с заявленной просьбой. Если муниципальные органы обнаружат, что получатель проводит какие-то серые схемы или участвует в махинациях с сертификатом, то его лишат денег и права получить их в будущем.
- Ни заявитель, ни члены его семьи не имеют собственной жилплощади.
- Не заключен договор соцнайма.
- Санитарные, бытовые и иные условия не соответствуют установленным нормам, что переводит собственника в разряд нуждающихся в улучшении.
- Заявитель, проживает на территории со своими родственниками, но один из них страдает серьезным хроническим заболеванием, которое несет опасность для окружающих.
- У самого получателя или его родственников есть собственность, но она не подходит по нормативам площади на одного человека.
В рамках программы помощи по улучшению жилищных условий чернобыльцев следует выделить ряд особенностей, в частности:
- Господдержка полностью безвозмездна, однако по процедуре реализации средств необходимо отчитаться перед уполномоченным органом власти;
- Средства предоставляются только в безналичной форме;
- Помощь считается единовременной;
- Рассчитывать на получение субсидии вправе также и члены семьи претендента, пострадавшего при взрыве на чернобыльской АЭС. К таковым относятся:
- Супруг/супруга;
- Дети;
- Родители;
- Иные иждивенцы или родственники, признанные по решению суда членами семьи претендента;
- Выдача документа проводится специализированными жилищными комиссиями, действующими при администрации МСУ или района (ранее функция была возложена на территориальное подразделение МЧС);
Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:
- Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
- Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
- Состав семьи;
- Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).
По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:
- 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
- 42 кв. метра – на семью из двух человек;
- По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.
Кому положен сертификат и алгоритм его получения
Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.
При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:
- У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
- Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
- Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам:
- Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
- Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.
Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:
- Подготовка необходимого объема бумаг;
- Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
- Составление заявления по установленному образцу;
- Предоставление требуемых документов;
- Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
- Вынесение окончательного вердикта;
- Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
- Формирование учетного дела претендента;
- Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
- Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
- Выбор способа реализации дотации;
- Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
- Перерегистрация триады прав на объект;
- Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
- Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
- Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.
Меры соцоддержки вдов чаэс
В случае, если чернобылец перенес лучевую болезнь, вдовам выплачивается денежная компенсация для приобретения продовольственных товаров, согласно закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
Закон о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному облучению в результате аварии на ЧАЭС, предполагает достаточной обширный список льгот, предоставляемых супругам погибших чернобыльцев и другим их родственникам. К сожалению, на бумаге этот перечень гораздо больше.
Разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правомерно исходил из того, что по смыслу положений п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22.08.
Чернобыльская зона отселения. Переселение лиц, которые проживали в данной местности. Переселение проводится в другие области. Это необходимо для максимального снижения ущерба от радиации. Те граждане, которые согласились покинуть место заражения, вправе рассчитывать на соц. помощь.
15 мая 1991 г. был издан закон РФ № 1244-1, определяющий категории чернобыльцев и их родственников и регулирующий их права и порядок обеспечения этих прав. Документ несколько раз подвергался редактированию. Последние изменения в него были внесены 16 ноября 1997 г.
Компенсации чернобыльцам
В 2024 году чернобыльцам ТК РФ предоставляет льготы на отпуск. Во-первых, человек, являющийся потерпевшим по итогам аварии на ЧАЭС и обладающий официальным статусом, располагает правом самостоятельно определять дату своего очередного планового отпуска, оплачиваемого работодателем. Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.
Нужно учитывать и то, что не только сами пострадавшие имеют право на поддержку со стороны государства, но и члены их семей. В связи с повышением пенсий чернобыльцам в 2024 году, если родные теряют своего кормильца, получившего данный статус, им положено пенсионное обеспечение в размере 12400 рублей – для детей умершего, 6200 рублей – всем остальным близким родственникам. В числе тех, кто может получать выплату по потере кормильца, находятся:
В случае если гражданин имеет право на мероприятия по социальной поддержке и возмещению вреда по некоторым основаниям, ему положено такое возмещение по всем имеющимся основаниям. Компенсация лицам за ущерб, причиненный их здоровью в результате катастрофы, а также семьям за утрату кормильца, выплачивается независимо от других видов выплат.
- дети умершего возрастом до 25 лет;
- супруг или супруга, вынужденные содержать ребенка, возраст которого не превышает 14 лет;
- муж или жена, еще не получающие пенсию;
- мать или отец покойного, которые были признаны нетрудоспособными;
- близкие родственники – бабушка и дедушка – уже достигшие пенсионного возраста или же получившие статус инвалида;
- дети чернобыльца, которые находятся на дневной форме обучения в ВУЗах. Следует обратить внимание, что после того, как студенту исполняется 25 лет, он теряет право на данную выплату.
Выплата ЕДВ начинается со дня обращения в отделение пенсионного фонда. Срок рассмотрения заявки равен 10 дням, после чего заявителю должен прийти официальный ответ. При положительном исходе, на человека или его доверенное лицо открывается счёт, в противном случае заявитель извещается о причинах отказа.
Если гражданин имеет официальный статус чернобыльца, подтвержденный соответствующим удостоверением, то он вправе выйти на пенсию досрочно. Для этого потребуется подтвердить стаж работы от 5 лет, а также наличие 30 баллов. Возраст выхода на пенсию у мужчин – 50 лет, у женщин – 45 лет.
Из них 12 039 человек получат по 10 тысяч рублей. Это граждане, ставшие инвалидами вследствие радиационных катастроф, а также получившие (перенесшие) лучевую болезнь или другие заболевания, участники ликвидации последствий аварий и ветераны подразделений особого риска. В категорию «чернобыльцы» входят лица, которые пострадали в результате аварии на четвертом блоке атомной электростанции в Украине в городе Чернобыль. Событие состоялось в апреле 1986 года. Чернобылец является участником ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле.
Например, доплата, позволяющая сохранить прежний размер заработка, если гражданин был переведён на иную работу по здоровью или льготы при поступлении в ВУЗ. Деньги будут выделяться или до восстановления здоровья, или до признания человека инвалидом. Не коснулась отмена льгот пособия по временной нетрудоспособности, оно по-прежнему составляет сто процентов от заработка.
- 150% от пенсии, если муж получил болезнь вследствие аварии;
- 200% от пенсионных выплат, если супруг приобрел травму в ходе исполнения службы, из-за которой он погиб;
- 3.692 рубля и 35 копеек, если муж был военнослужащим-контрактником;
- 30% от суммы, если супруг-офицер погиб при службе.
Порядок назначения выплат:
Порядок назначения выплат вдовам чернобыльцев в 2024 году определяется на основе следующих критериев:
Критерий | Условия |
---|---|
Статус умершего супруга | Выплата доступна только вдовам умерших чернобыльцев. |
Доходы вдовы | Выплата осуществляется, если доходы вдовы не превышают установленный лимит. |
Возраст вдовы | Выплата осуществляется вдовам, достигшим определенного возраста (например, 50 лет). |
Продолжительность брака | Выплата учитывает продолжительность брака вдовы с умершим чернобыльцем. |
Подходы и принципы законопроекта
Законопроект о льготах для Чернобыльцев, представленный в 2024 году, основан на нескольких важных принципах и подходах, которые стремятся улучшить условия и обеспечить справедливость для пострадавших.
Во-первых, основной принцип заключается в том, чтобы Закон о Чернобыле отражал актуальные потребности пострадавших и отвечал на существующие проблемы. Законопроект включает в себя различные меры и льготы, которые должны помочь Чернобыльцам в их повседневной жизни и обеспечить им необходимую помощь.
Во-вторых, законопроект признает важность психологической поддержки и ухода за здоровьем пострадавших. В рамках этого принципа предусмотрены специальные программы и меры, направленные на обеспечение доступа к качественной медицинской помощи, реабилитации и психологической поддержке для Чернобыльцев.
Третий принцип заключается в том, чтобы учесть все категории Чернобыльцев и обеспечить равные возможности и льготы для всех групп пострадавших. Законопроект предусматривает различные категории льготников и устанавливает индивидуальные меры помощи для каждой группы, исходя из их потребностей и уровня пострадавшего здоровья.
Четвертый принцип заключается в обеспечении прозрачности и справедливости процесса предоставления льгот и помощи для Чернобыльцев. Законопроект устанавливает четкие и объективные критерии для определения права на льготы, а также процедуру и механизмы для их получения. Это позволит избежать произвола и гарантировать справедливое распределение помощи.
Чернобыльский сертификат на жилье кто имеет право
К примеру, когда хозяин сертификата присмотрел себе жильё в недостроенном доме, то вполне даже можно внести часть денег и подписать соглашение купли-продажи. Но строительство дома может затянуться на неопределённое время, а действие сертификата ограничено всего девятью месяцами.
Сертификат выполняется лишь на специальной бумаге, которая называется персонифицированной. При ее наличии владелец может обратиться за получением субсидии на безвозмездной основе, чтобы приобрести собственное жилье установленной площади. Это все предоставляется от имени государства в качестве поддержки определенных категорий граждан.
То же самое касается и погашения ипотеки, если она оформлена ранее, до получения сертификата. При желании средства могут быть потрачены и на производство строительных работ. Если человек относится к данной категории, то он имеет полное право, чтобы получить жилищный сертификат чернобыльцам, чтобы в последующем приобрести для себя квартиру, улучшив при этом свое жилищное положение.
Стоит обратить внимание и на законодательные акты, которые регламентируют данное направление льготных условий для чернобыльцев. В первую очередь, выделяют закон «О социальной защите граждан …», где не только прописаны все условия, но и требования, предъявляемые к кандидатам на получение сертификата. Кроме этого имеется и соответствующее Постановление Правительства. Благодаря ему осуществляется реализации полученного сертификата для получения квартиры.
- если у лица, получающего сертификат, и членов его семьи отсутствует иная жилплощадь;
- при наличии у гражданина договора социального найма жилого помещения, он подлежит расторжению;
- при наличии у гражданина жилья без обременения, он передает его в собственность государства безвозмездно. В случае, если гражданин отказывается отчуждать жилое помещение, нормативы рассчитываются исходя из разницы между размером жилья. Однако, субсидия может быть не выплачена, если гражданин не отказался от квартиры, а общая площадь в которой он нуждается меньше 18 кв. м.
По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать
При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:
- Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
- Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
- Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
- Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.
Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.
Классификация статуса «чернобылец» 1, 2, 3 и 4 категории
Впоследствии происшествия на ЧАЭС вся территория, на которую распространилось радиационное воздействие, была разделена на четыре зоны:
- отчуждения – земли, наиболее загрязненные, а потому не предназначенные для проживания и ведения хозяйственной деятельности;
- отселения – территории, жители которых вынуждены были выехать в более безопасные районы, но получили право на возвращение по факту нормализации радиационного фона;
- проживания с правами на отселение – земли, решение на выезд за пределы которых граждане имели право принять самостоятельно;
- проживания при наличии привилегированного социально-экономического статуса.
Жители всех этих зон получили права на возмещение причиненного катастрофой вреда, на меры социальной и материальной поддержки.
Существует классификация людей со статусом чернобыльцев также на четыре категории:
- первая – ликвидаторы, получившие инвалидность во время пребывания в очаге катастрофы или же подвергшиеся лучевому заболеванию;
- вторая – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с даты происшествия и до 1 июля 1986 года (вне зависимости от продолжительности пребывания), с 1 июля по 31 декабря 1986 года (от пяти суток), на протяжении 1987 года (от четырнадцати суток), эвакуированные из области отчуждения (включительно с еще не родившимися на тот момент детьми, которые получили этот статус по достижении 18 лет) и обязательного выселения;
- третья – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года (до пяти суток), на протяжении 1987 года (до четырнадцати суток), с 1988 по 1990 годы (от одного месяца), работники пунктов санобработки граждан в течение 1986 года (от четырнадцати суток), а также жители зон обязательного и добровольного переселения, не вошедшие в предыдущую категорию;
- четвертая – люди, на постоянной основе проживающие в области радиологического контроля, осуществляемого в усиленном режиме, если до начала 1993 года они пробыли там четыре и более лет.
Могут получать в 2022 году льготы чернобыльцы 1 категории, а также последующих групп, если ими будет оформлен соответствующий статус и получено удостоверение, подтверждающее его.
Кому положен сертификат и алгоритм его получения
Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.
При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:
- У заявителя или других членов семьи, проживающих с ним совместно, отсутствует подходящее жилье (во внимание может не приниматься аварийная площадь, не соответствующая техническим/санитарным параметрам);
- Если претендент, до получения сертификата арендовал жилое помещение по договору социального найма, то такие правоотношения должны быть прекращены;
- Другая жилплощадь, имеющаяся в собственности претендента, должна быть передана в пользу государства. В случае отказа от указанных мероприятий развитие событий возможно по двум альтернативам:
- Субсидия предоставляется в размере, кратном разнице площади проживания по нормативам за вычетом параметров имеющегося жилья;
- Аннулирование права на субсидию, если разница в недостающей жилплощади составляет менее 18 кв. метров.
Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:
- Подготовка необходимого объема бумаг;
- Посещение органа власти, на которого возложены обязанности по рассмотрению «жилищных» вопросов чернобыльцев;
- Составление заявления по установленному образцу;
- Предоставление требуемых документов;
- Проверка правомерности заявленных оснований (не более 10 дней);
- Вынесение окончательного вердикта;
- Зачисление претендента в очередь на получение сертификата;
- Формирование учетного дела претендента;
- Выдача сертификата в соответствии с очередностью;
- Обращение в кредитно-финансовое учреждение для открытия специального счета;
- Выбор способа реализации дотации;
- Заключение договора купли-продажи (если заявитель не желает оформлять ипотеку);
- Перерегистрация триады прав на объект;
- Предоставление правоустанавливающих документов на ознакомление уполномоченному сотруднику банка;
- Отправка запроса в ведомство для перечисления средств на счет носителя сертификата;
- Проведение банком перевода средств в пользу продавца недвижимости.
По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать
При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:
- Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
- Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
- Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
- Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.
Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.