Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выше верховный суд или конституционный суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 123
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 124
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Статья 127
Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).
Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Правоведение для чайников — 19. Высшие суды
Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.
Спасибо правовому центру «Человек и Закон», адвокатам Нагорному Е.А. и Тарасову М.А. за то, что вытащили моего сына из-за решётки. Мы всё ещё не можем прийти в себя от счастья. Мой сын попал в тюрьму по «нехорошей» статье — «изнасилование». Когда я обратилась в «Человек и Закон» за помощью, суд уже …
Обращение в «Верховный» подаётся, если дело относится к общей юрисдикции. Работа инстанции кроется в оценке и контроле деятельности нижестоящих судов.
Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Возвращение жалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционной жалобой.
Во вторник, 14 января, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил упростить процедуру задержания спецсубъектов – судей, адвокатов и т. п. Ухудшение существующих (но не работающих) формальных правил – это мина, которая закладывается под возможность будущих изменений к лучшему.
Конституционный суд: компетенции и принципы
Главной компетенцией Конституционного суда является рассмотрение конституционных жалоб и споров, возникающих между органами государственной власти и гражданами. Он рассматривает вопросы, связанные с толкованием и применением конституции, и выносит свои решения, которые обладают безусловной юридической силой.
Принципы работы Конституционного суда:
- Независимость — Конституционный суд действует независимо от остальных органов государственной власти и подчиняется только Конституции и закону.
- Гарантированность судебной защиты — Конституционный суд обеспечивает возможность гражданам обратиться за защитой своих конституционных прав.
- Простота и доступность процедур — Конституционный суд ориентируется на простоту и доступность процедур для всех участников конституционного процесса.
- Соблюдение принципа равенства — Конституционный суд соблюдает принцип равенства перед законом, что означает, что все участники процесса имеют равные права и возможности.
- Справедливость и объективность — Конституционный суд гарантирует справедливость и объективность в процессе рассмотрения конституционных дел и обеспечивает возможность высказывания всех сторон.
Конституционный суд выполняет важную функцию в системе государственного устройства и защите конституционных прав и свобод граждан. Он является гарантом соблюдения принципов конституционности и независимости в правовом государстве.
Роль Верховного суда в системе правосудия
Одна из основных задач Верховного суда — это обеспечение справедливости и независимости судебной системы. Он рассматривает дела, связанные с нарушениями прав граждан и организаций, и принимает решения на основе действующего законодательства и прецедентов. Верховный суд также выполняет контрольные функции, проверяя законность и обоснованность решений нижестоящих судов.
Еще одной важной ролью Верховного суда является толкование законов. Он рассматривает споры, связанные с непониманием или неоднозначностью законодательства, и выносит решения, устанавливающие правила толкования и применения законов.
Кроме того, Верховный суд может иметь право оценки конституционности законов. В ряде стран он может отказаться от применения некоторых законов, если они противоречат конституции. Однако, в отличие от конституционного суда, эта функция не является главной для Верховного суда и используется в основном в особых случаях.
Таким образом, Верховный суд является важным звеном в системе правосудия. Он гарантирует соблюдение закона на всех уровнях, защищает права граждан и организаций, и выполняет функции контроля и толкования законодательства. Роль Верховного суда может различаться в различных странах, в зависимости от конституционного устройства и правовой системы каждой страны.
Конституционный или Верховный суд, кто главнее?
В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний.
Как система устроена сейчас? Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. При этом судьи Верховного суда должны перед назначением пройти, так же как и все остальные судьи страны, через утверждение квалификационной коллегии соответствующего уровня (для Верховного суда – Высшей квалификационной коллегии, ВККС).
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Когда неформальные практики будут меняться, они будут меняться уже с учетом изменившихся формальных правил.
Какой суд выше верховный или конституционный
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Судебная власть в РФ
Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Их надо принимать во внимание, если:
- нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
- позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
- ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.
Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.
Собеседники «ФедералПресс» и политологи предполагают, что новый судебный орган может возглавить премьер-министр Дмитрий Медведев после президентских выборов.
Некоторые из экспертов считают, что именно для нынешнего кабмина и создается новое ведомство. Юридическое общество позитивно оценивает перспективы Дмитрия Медведева на посту главы нового органа.
Разграничение полномочий: Конституционный и Верховный Суд
В системе судебных органов многих стран существует различие между Конституционным и Верховным Судом, которые осуществляют свои полномочия в разных областях и имеют разные функции. Разграничение полномочий между этими двумя органами позволяет обеспечить баланс государственной власти и защиту прав граждан.
Конституционный Суд является высшим органом конституционного контроля и надзора за соблюдением конституционных норм и принципов. Он проверяет соответствие законов и иных правовых актов Конституции страны. Конституционный Суд имеет право отменять законы, которые противоречат принципам Конституции, и обеспечивает исполнение конституционных обязательств государства.
Верховный Суд, в свою очередь, является высшим судебным органом общей юрисдикции. Он рассматривает и разрешает гражданские, уголовные и административные дела, а также принимает окончательные решения по всем судебным процедурам. Верховный Суд также занимается выработкой судебной практики, что позволяет обеспечить единообразие применения законов и защиту прав граждан в рамках общей юрисдикции.
Важно отметить, что Конституционный Суд и Верховный Суд выполняют разные функции и имеют разные полномочия. Конституционный Суд защищает конституционный порядок и осуществляет надзор за соблюдением конституционных норм, в то время как Верховный Суд является высшим судебным органом общей юрисдикции и разрешает конкретные правовые споры.
В целом, разграничение полномочий между Конституционным и Верховным Судом является важным элементом правового государства, который обеспечивает баланс власти и защиту прав и свобод граждан. Оба судебных органа являются важными институтами правосудия и играют ключевую роль в обеспечении справедливости и законности в системе правосудия.
Структура и организация Верховного суда
Верховный суд является высшим органом юстиции, который занимается контролем за соблюдением Конституции и законодательства в стране. Организация Верховного суда включает ряд структурных элементов, обеспечивающих его работу и функционирование.
Основу структуры Верховного суда составляют следующие элементы:
- Президиум Верховного суда – высший коллегиальный орган, который руководит деятельностью Верховного суда и принимает решения по вопросам, относящимся к его компетенции;
- Судебные палаты – отделения Верховного суда, которые рассматривают дела по конкретным категориям правовых споров (гражданские, уголовные, арбитражные и др.);
- Судьи – лица, назначенные на должность Верховного судьи и осуществляющие правосудие в рамках своей компетенции;
- Аппарат Верховного суда – служба, обеспечивающая функционирование суда, включая подготовку дел к рассмотрению, информационное обеспечение и т.д.
Верховный суд также взаимодействует с другими ветвями власти, включая законодательную и исполнительную власти. Он имеет право обжалования решений нижестоящих судов и пытается обеспечить единообразное толкование и применение законодательства во всей стране.
Общее управление Верховным судом осуществляется через различные административные и организационные структуры, которые обеспечивают его работу. Кроме того, Верховный суд имеет свою собственную систему принятия решений и правила процессуального порядка.
Судебные акты Конституционного суда
Конституционный суд является органом, ответственным за контроль конституционности нормативных актов и разрешение конституционных споров. Его решения имеют особую юридическую силу. Судебные акты Конституционного суда включают следующие:
- Решения – это основной вид судебных актов конституционного суда. Решения принимаются по результатам рассмотрения конкретных дел и могут иметь обязательную юридическую силу для всех государственных и негосударственных органов и организаций.
- Заключения – это судебные акты, выражающие мнение Конституционного суда о вопросах конституционного значения, но не запрещающие определенные действия. Заключения могут быть направлены как правительству, так и парламенту, с целью привлечения их внимания к определенной проблеме.
- Определения – это судебные акты, которые принимаются на основе предварительного рассмотрения вопросов по компетенции Конституционного суда. Определения часто касаются процедурных вопросов или запросов о предоставлении конституционной интерпретации.
- Резолюции – это краткие судебные акты, принимаемые в случаях, когда Конституционный суд не может вынести полноценное решение, но все же желает привлечь внимание к определенной проблеме или выразить свое мнение. Резолюции не обязательны к исполнению.
Конституционный суд также имеет право представлять парламенту проекты новых законов или поправок к существующим законам, которые связаны с корректировкой или перераспределением компетенции суда, а также усовершенствованием механизмов конституционного контроля.
Влияние Верховного суда на правоприменение
Верховный суд играет важную роль в правовой системе и имеет значительное влияние на правоприменение в стране. Его решения являются обязательными для всех судов и органов государственной власти, что делает его высшим судебным органом.
Основной механизм влияния Верховного суда на правоприменение заключается в том, что его решения являются прецедентными и становятся основой для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Верховный суд создает и развивает судебную практику, определяя толкование и применение законов. Таким образом, его решения формируют понимание права и обеспечивают единообразное применение законодательства.
Верховный суд также осуществляет контроль за действиями других судов и органов государственной власти. Он имеет право отклонить или изменить решение нижестоящего суда, если считает его неправильным или незаконным. Это позволяет Верховному суду исправлять ошибки и обеспечивать соблюдение высших правовых принципов.
Кроме того, Верховный суд выступает в качестве главного органа по разрешению конституционных споров. Он рассматривает дела, связанные с конституционностью законов и нормативных актов, и принимает окончательное решение по этим вопросам. Таким образом, Верховный суд защищает конституционный строй и права граждан.
Итак, Верховный суд играет важную роль в правоприменении, определяя толкование законов, контролируя деятельность других судов и органов власти и разрешая конституционные споры. Его решения обладают высшей юридической силой и являются обязательными для исполнения всеми субъектами правовой системы страны.
Отличия в структуре и составе судов
Конституционный Суд и Верховный Суд являются двумя разными органами, имеющими различную структуру и состав.
Конституционный Суд:
- В Российской Федерации Конституционный Суд является самостоятельным и независимым судебным органом.
- Суд состоит из 19 судей, назначаемых на срок не более 12 лет.
- Судьи Конституционного Суда назначаются Президентом Российской Федерации и утверждаются Советом Федерации.
- Решения Конституционного Суда имеют высшую силу и обязательны для исполнения на всей территории страны.
- Конституционный Суд занимается контролем конституционности законов, распоряжений Президента и других актов, а также разрешает споры, связанные с конституционными правами и свободами граждан.
Верховный Суд:
- В Российской Федерации Верховный Суд является высшим судебным органом общей юрисдикции.
- Суд состоит из председателя Верховного Суда, его заместителей и других судей.
- Судьи Верховного Суда назначаются Президентом Российской Федерации и утверждаются Советом Федерации.
- Верховный Суд рассматривает дела по обжалованию решений судебных инстанций нижестоящего уровня и разрешает споры, связанные с гражданскими, административными, уголовными, трудовыми и другими правовыми отношениями, не относящимися к вопросам конституционности.
Таким образом, Конституционный Суд занимается вопросами конституционности и защиты конституционных прав и свобод граждан, в то время как Верховный Суд рассматривает дела по общей юрисдикции и разрешает споры в различных областях права.
Верховный суд РФ: полномочия и компетенция
Верховный суд РФ осуществляет надзор за исполнением правосудия судами нижестоящих инстанций, а также контролирует правильность применения судебной практики с целью обеспечения единства применения норм законодательства.
Верховный суд России состоит из Пленума, Коллегий и Генеральной прокуратуры. Пленум Верховного суда осуществляет общее руководство деятельностью суда и принимает решения по вопросам судебной практики, а Коллегии Верховного суда рассматривают кассационные, надзорные и иные обжалования по решениям судов нижестоящих инстанций.
Помимо этого, Верховный суд РФ взаимодействует с иностранными и международными судебными органами, участвует в разработке законодательных актов, вносит предложения по совершенствованию судебной системы страны.
Конституционный суд vs верховный суд: кто имеет большие полномочия?
В правовой системе разных стран конституционный суд и верховный суд играют важные роли, однако их полномочия и функции могут отличаться.
Конституционный суд является основным органом конституционного контроля, его задача — обеспечение соблюдения Конституции и оценка законности законодательных актов. Он имеет право рассмотреть наличие конституционного нарушения, а также принять решение о неконституционности закона или нормативного акта. Положение конституционного суда обычно закреплено в конституции страны и признается высшей силой.
Верховный суд, с другой стороны, является высшим судебным органом и его основные обязанности — рассмотрение апелляций и кассаций по гражданским, уголовным и административным делам. Он также руководит судебной системой, устанавливает прецеденты и толкует законы. Верховный суд обеспечивает справедливость и выполнение законов национального уровня.
В общем, полномочия конституционного суда и верховного суда могут быть различными, в зависимости от конкретной правовой системы страны. Однако оба органа играют важную роль в охране законности и обеспечении правопорядка.
Конституционный суд | Верховный суд |
---|---|
Основной орган конституционного контроля | Высший судебный орган |
Обеспечивает соблюдение Конституции | Рассматривает апелляции и кассации |
Принимает решения о неконституционности закона | Устанавливает прецеденты |
Верховный суд России: важность и компетенция
Верховный суд России является самым высоким судебным органом в стране. Его роль и функции состоят в осуществлении контроля за соблюдением конституционного правопорядка и правильном применении законов.
Важность Верховного суда России заключается в том, что он является финальной инстанцией для рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб на принятые решения и постановления нижестоящих судов. Он занимается разрешением споров, связанных с конституционными правами и свободами граждан, а также судебными спорами, имеющими широкий общественный и политический интерес.
Компетенция Верховного суда России включает:
- Рассмотрение апелляций и кассаций по решениям и постановлениям нижестоящих судов;
- Разрешение споров во всех сферах права, включая гражданское, уголовное, административное и арбитражное право;
- Рассмотрение запросов конституционного контроля в отношении федеральных законов, решений президента, правительства и других органов государственной власти;
- Осуществление надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- Участие в разработке постановлений и пояснений по вопросам судебной практики.
Верховный суд России обладает высочайшей авторитетностью и значимостью для судебной системы страны, поскольку его решения создают прецеденты и оказывают влияние на дальнейшую судебную практику на всей территории России.
Структура и организация
Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Президентом России и утверждаемых Советом Федерации. Судьи Конституционного суда выбираются сроком на 12 лет. Передача полномочий между судьями осуществляется постепенно, чтобы поддерживать стабильность в работе судебного учреждения.
Верховный суд состоит из президента Верховного суда, заместителей и 173 судей. Президент Верховного суда назначается Президентом России сроком на 5 лет. Судьи Верховного суда назначаются Президентом России по предварительному согласию Совета Федерации. Они также могут быть уволены Президентом России по определенным основаниям.
Кроме того, Верховный суд является законодательным органом, принимающим решения по различным правовым вопросам. Конституционный суд, в свою очередь, занимается контролем за соблюдением Конституции Российской Федерации и решает вопросы, связанные с конституционными спорами между органами государственной власти.
Таким образом, структура и организация Конституционного суда и Верховного суда отличаются друг от друга. Каждый из них имеет свои особенности и функции, которые определены Конституцией Российской Федерации.