Налоговый и бухгалтерский учет процентов по контролируемой задолженности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый и бухгалтерский учет процентов по контролируемой задолженности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ для признания процентов расходами требуется, чтобы они соответствовали «рыночному» уровню, т.е. не отклонялись существенно от «среднего» уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях, а именно «в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения». При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для займов в рублях.

01.02.2013 г. организация получила от иностранной организации заем в размере 600 000 руб. с ежемесячной выплатой процентов по ставке 17% годовых. Доля прямого участия иностранной организации в уставном капитале организации составляет 25%.

Определим, какую сумму процентов организация может включить в расходы по итогам I квартала 2013 г., если величина ее собственного капитала по состоянию на 31.03.2013 г. составляет 100 000 руб.

1. Найдем коэффициент капитализации (КК) по состоянию на 31 марта:

КК = 600 000 руб. / (100 000 руб. x 25%) / 3 = 8.

2. Рассчитаем сумму фактических процентов (ФП) за I квартал (период пользования займом с 1 февраля по 31 марта равен 59 календарным дням):

ФП = 600 000 руб. x 17% / 366 дн. x 59 дн. = 16 442,6 руб.

3. Определим предельную сумму процентов (ПП), которую можно включить в расходы: ПП = 16 442,6 руб. / 8 = 2055,3 руб.

4. Сравним сумму фактически начисленных процентов (ФП) и предельную сумму процентов (ПП):16 442,6 руб. > 2055,3 руб.

Таким образом, в расходы организация может включить 2055,3 руб. Положительная разница в размере 14 387,3 руб. (16 442,6 руб. — 2055,3 руб.) признается дивидендом иностранной организации, с которого российская организация должна исчислить и уплатить в бюджет налог на прибыль по ставке 15% (п. 3 ст. 275, пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то, что, по мнению Минфина РФ, изложенному в Письме от 31.07.2012 г. N 03-03-06/1/373 рассчитанная с помощью коэффициента капитализации величина процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, не должна превышать предельный уровень, определяемый в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ.

Недопущение дискриминации

Приравнивание части процентов к дивидендам ставит как российского заемщика, так и иностранного кредитора в менее выгодное положение по сравнению с аналогичной ситуацией, когда долговые обязательства выданы российской организацией и такая российская организация прямо или косвенно участвует в капитале организации-должника.

Вопрос о дискриминационном характере положений «тонкой капитализации» неоднократно поднимался в профессиональных публикациях, однако до сих пор не был детально рассмотрен в судах, и постановлений, где суд апеллировал бы к положениям о недискриминации международного договора, немного .

Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2007 по делу N А56-19578/2006; ФАС Московского округа от 25.07.2005 N КА-А40/6616-05.

В соответствии с пунктом 5 статьи «Недискриминация» Модельной конвенции ОЭСР российские организации, капитал которых полностью или частично принадлежит или контролируется, прямо или косвенно, одним или несколькими резидентами другого Договаривающегося Государства, не должны подлежать в России налогообложению, иному или более обременительному, чем налогообложение, которому подвергаются или могут подвергаться другие подобные российские организации.

В частности, аналогичная норма содержится в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр — государства, являющегося, пожалуй, одной из самых распространенных юрисдикций для регистрации иностранных организаций, «прямо или косвенно владеющих более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала российской организации».

Заключено в г. Никозии 05.12.98.

Согласно пункту 75 официальных комментариев к статье Модельной конвенции «Недискриминация», правила тонкой капитализации могут применяться в случае, если они распространяются не только на нерезидентов и совместимы с пунктом 1 статьи 9 или пунктом 6 статьи 11 Модельной конвенции. Указанные положения Конвенции предполагают переоценку прибыли (в первом случае) или величины процентов (во втором), когда по причине «особых отношений» условия сделок отличаются от условий, которые были бы определены при отсутствии таких отношений. Рассмотрим их более подробно.

По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе: (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ)

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;

признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ)

В случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика (далее в настоящей статье — собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 — 6 настоящей статьи. При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика в целях настоящей статьи учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в совокупности.

В целях настоящей статьи организацией, занимающейся лизинговой деятельностью, признается организация, у которой в отчетном (налоговом) периоде, на последнее число которого определяется предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, доходы от осуществления лизинговой деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой за указанный отчетный (налоговый) период.

(Пункт в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 25-ФЗ)

Предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.

Коэффициент капитализации в целях настоящей статьи определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).

При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

(Пункт в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 25-ФЗ)

«…А ТАКЖЕ ПО ВЫБОРУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА…»

Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ было приостановлено с 01.09.08 по 31.12.09 действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ, и на этот период изменен порядок расчета величины процентов, признаваемых расходами, при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях: для долговых обязательств в рублях вместо коэффициента 1,1, применяемого к ставке рефинансирования, введен коэффициент 1,5. Для долговых обязательств, оформленных в иностранной валюте, верхняя граница процентной ставки расширена с 15 до 22%.

Вместе с тем, намеренно или случайно, нормой, действующей вместо приостановленного положения, из пункта 1 статьи 269 НК РФ была исключена возможность выбора налогоплательщика: если раньше ставка рефинансирования для долговых обязательств в рублях (или 15% в качестве верхней границы для долговых обязательств в иностранной валюте) применялась для определения величины процентов, признаваемых расходом, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств, «а также по выбору налогоплательщика», то теперь, в силу внесенных поправок, только при отсутствии сопоставимых долговых обязательств.

Министерство финансов РФ в своих разъяснениях придерживается мнения, которое сводится к тому, что качественно правила пункта 1 статьи 269 НК РФ не изменились, а изменился лишь коэффициент, на который умножается ставка рефинансирования для долговых обязательств в рублях (верхняя граница процентной ставки для долговых обязательств в иностранной валюте)6. 6 См. например, письмо Министерства финансов РФ от 13.03.09 № 03-03-06/1/139.

Стоит отметить также, что по причине распространения действия указанного закона на правоотношения, возникшие с 01.09.08, возникла коллизия норм с положениями статьи 269 НК РФ, предусматривавшими иной порядок налогообложения.

Поскольку поправки внесены недавно, позиция арбитражных судов еще не сформировалась.

НЕДОПУЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ

Приравнивание части процентов к дивидендам ставит как российского заемщика, так и иностранного кредитора в менее выгодное положение по сравнению с аналогичной ситуацией, когда долговые обязательства выданы российской организацией и такая российская организация прямо или косвенно участвует в капитале организации должника.

Вопрос о дискриминационном характере положений «тонкой капитализации» неоднократно поднимался в профессиональных публикациях, однако до сих пор не был детально рассмотрен в судах, и постановлений, где суд апеллировал бы к положениям о недискриминации международного договора, немного11. 11 Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.04.07 по делу № А56-19578/2006; ФАС Московского округа от 25.07.05 № КА-А40/6616-05.

Читайте также:  Принципал в агентском договоре

В соответствии с пунктом 5 статьи «Недискриминация» Модельной конвенции ОЭСР российские организации, капитал которых полностью или частично принадлежит или контролируется, прямо или косвенно, одним или несколькими резидентами другого Договаривающегося Государства, не должны подлежать в России налогообложению, иному или более обременительному, чем налогообложение, которому подвергаются или могут подвергаться другие подобные российские организации.

В частности, аналогичная норма содержится в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр12 — государства, являющегося, пожалуй, одной из самых распространенных юрисдикций для регистрации иностранных организаций, «прямо или косвенно владеющих более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала российской организации». 12 Заключено в г. Никозии 05.12.98.

Согласно пункту 75 официальных Комментариев к статье Модельной конвенции «Недискриминация», правила «тонкой капитализации» могут применяться в случае, если они распространяются не только на нерезидентов и совместимы с пунктом 1 статьи 9 или пунктом 6 статьи 11 Модельной конвенции. Указанные положения Конвенции предполагают переоценку прибыли (в первом случае) или величины процентов (во втором), когда по причине «особых отношений» условия сделок отличаются от условий, которые были бы определены при отсутствии таких отношений. Рассмотрим их более подробно.

Пунктом 1 статьи 9 Конвенции предусмотрено, что если между двумя ассоциированными предприятиями «в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом».

Для целей данного положения организации признаются ассоциированными, когда:

«a) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства, или

b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства».

Пунктом 3 Комментариев к данной статье определено, что положения статьи не запрещают применение национальных правил «тонкой капитализации» как в отношении процентной ставки, так и к сути долгового требования, а именно к возможности приравнивать его к вкладу в собственный капитал организации-должника. Однако ключевым критерием при этом является принцип соответствия рыночным условиям, т. е. таким условиям предоставления заемных средств, которые были бы приняты двумя независимыми организациями в аналогичных обстоятельствах (arm’s length).

Для переквалификации процентов в дивиденды достаточно наличия иностранной организации, прямо или косвенно участвующей в капитале организации-должника, и превышения величины «контролируемой задолженности» определенного порогового значения.

Анализ норм пунктов 2—4 статьи 269 НК РФ показывает, что для переквалификации процентов в дивиденды достаточно выполнения двух условий: наличия иностранной организации, прямо или косвенно участвующей в капитале организации-должника, и превышения величины «контролируемой задолженности» определенного порогового значения. Среди этих критериев отсутствует требование соответствия условий предоставления займов рыночным.

Это можно продемонстрировать на примере, когда кредит выдан независимым российским банком на рыночных условиях и гарантирован иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного капитала организации-должника. В соответствии с нормами НК РФ такая задолженность будет контролируемой.

Далее, согласно пункту 6 статьи 11 Конвенции:

«Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты… сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, имеющим фактическое право на проценты при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения».

В пункте 35 Комментариев к данной статье Конвенции объясняется, что это положение разрешает лишь корректировку процентной ставки, но не реклассификацию долгового требования таким образом, что ему придается характер вклада в собственный капитал. Российские правила «тонкой капитализации» не предполагают корректировку процентной ставки, а закрепляют именно реклассификацию хотя и не самого долгового требования, но процентов по нему.

И наконец, с 2006 г. положения статьи 269 НК РФ были дополнены таким образом, что ограничение на вычет процентов стало применяться как к долговым обязательствам перед нерезидентами (иностранными организациями), владеющими прямо или косвенно более чем 20 процентами уставного капитала организации-должника, так и перед российскими организациями, аффилированными с таким иностранными организациями, т. е. формально правила «тонкой капитализации» стали применяться и к российским организациям тоже.

В то же время в РФ правила «тонкой капитализации» не применяются к российским организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов других российских организаций.

Проведенный анализ показывает, что есть основания считать положения пунктов 2—4 противоречащими статье «Недискриминация» Модельной конвенции ОЭСР, а следовательно, и соответствующим положениям международных договоров, принятых на ее основе.

До внесения изменений в НК РФ, которые привели бы его положения в соответствие с международными соглашениями, ответ на вопрос, являются ли положения пунктов 2—4 статьи 269 НК РФ дискриминационными в терминах положений Модельной конвенции и Комментариев к ней, остается на усмотрение суда в каждом случае, когда по такому основанию между налогоплательщиком и налоговым органом возникнет спор.

Положения статьи 269 НК РФ в целом предоставляют налогоплательщику широкое поле для интерпретации. Перечень рассмотренных вопросов, возникающих при толковании ее положений, не является исчерпывающим, но дает представление о том, насколько положения НК РФ о налогообложении процентов на данный момент требуют дополнительной проработки законодателем и отражения в судебной практике с учетом норм международных договоров об избежании двойного налогообложения.

При этом, как видно из приведенных примеров, суды не всегда склонны соглашаться с тем, что толкование статьи вызывает «неустранимые сомнения, противоречия, неясности», и в отдельных случаях «устраняют» их самостоятельно не в пользу налогоплательщика.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Статья 269 НК РФ. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

1.1. По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;

признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса.

В настоящее время ст. 269 НК РФ предусматривает два основных способа определения предельного (максимального) размера расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли. (И это правило действует с 2002 года, с момента введения в действие гл. 25 НК РФ.)
Первый способ предусматривает нормирование процентов исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам. По задумке авторов Кодекса этот способ должен был стать основным, однако на практике он оказался непопулярным из-за своей сложности.

Во-первых, для анализа нужно брать лишь те долговые обязательства, которые выданы в том же квартале (или месяце, если авансовые платежи налогоплательщик исчисляет исходя из фактически полученной прибыли). Во-вторых, само по себе понятие «обязательства, выданные на сопоставимых условиях» в Кодексе не определено. Поэтому существует риск того, что то или иное обязательство, которое компания использовала для анализа, налоговики посчитают несопоставимым. Ведь вопрос «регулировался» только на уровне писем Минфина России, коих по этому поводу было немало (см., например, письма Минфина России от 21.11.2011 № 03-03-06/1/770, от 02.06.2010 № 03-03-06/2/104, от 05.05.2010 № 03-03-06/2/83, от 29.07.2009 № 03-03-05/141, от 02.06.2010 № 03-03-06/2/104, от 21.04.2009 № 03-03-06/1/268, от 10.06.2008 № 03-03-06/1/357 и др.).

При применении второго способа налогоплательщик определяет предельную сумму расходов в размерах, четко определенных Кодексом. Так, в настоящее время для рублевых обязательств этот размер составляет 1,8 ставки рефинансирования ЦБ РФ, для валютных — 0,8 ставки рефинансирования. Однако, например, в период с 1 августа по 31 декабря 2010 года эти размеры составляли двойную ставку рефинансирования для рублевых обязательств и 22 % годовых — для валютных.

Безусловно, этот способ значительно проще, чем первый, однако он может оказаться и «дороже». Чаще всего первый способ все же позволял признать расходы если не полностью, то в большей сумме, чем второй.

Расширение «безопасных интервалов» по ст. 269 НК РФ и последствия по ТЦО

Особые правила расчета процентов, учитываемых для целей налогообложения, установлены для контролируемых сделок. Напомним, что с 1 января 2012 г. в налоговое законодательство введено понятие контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ). Контролируемые сделки — это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверять на их соответствие рыночным ценам. К таким сделкам, прежде всего, относятся сделки между взаимозависимыми лицами. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ, которой установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми. Например, организации являются взаимозависимыми, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

Читайте также:  Пожизненная рента!

В этом случае начисленные проценты, подлежащие признанию в составе налоговых расходов (доходов), определяются исходя из фактической ставки (с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках). То есть за основу берется рыночный процент.

Специальные правила расчета процентов действовали в случаях, когда одной из сторон контролируемой сделки являлся банк. Несмотря на то, что в п.1.1 ст.269 НК РФ (в ред. Закона №420-ФЗ) речь шла о контролируемых, а не о любых сделках с банком, представители финансового ведомства считали возможным распространить данные правила на случаи неконтролируемых сделок в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 12.08.2014 г. №03-01-18/40266).

Законом №32-ФЗ исключено упоминание о банках. Это означает, что установленные особые правила учета процентов по долговым обязательствам применяются к любым контролируемым сделкам, а не только к тем, одной из сторон которых является банк.

А по долговым обязательствам, возникшим между сторонами, которые не являются взаимозависимыми лицами, налогоплательщик-заемщик не определяет предельную величину процентов, а учитывает начисленные проценты в полном объеме.

О применении положений пункта 2 статьи 269 НК РФ

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий мо��ент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Статьей 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли организаций.

Основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

В связи с этим с момента прекращения долгового обязательства вследствие расторжения (изменения) договора кредита либо прекращения начисления процентов по договору кредита в случаях, предусмотренных договором кредита, основания для начисления процентов в налоговом учете, отсутствуют.

Проценты по договору займа в свете статьи 269 НК РФ

Отметим и еще одну недоработку в формулировках, исправленную комментируемым законом. Речь идет о норме, которая появилась в Налоговом кодексе в 2008 году, когда были введены правила начисления амортизации линейным и нелинейным способами. Тогда в пункте 1 статьи 259 НК РФ было установлено, что налогоплательщик может перейти с нелинейного на линейный метод не чаще одного раза в пять лет.

Читайте также:  Как оформить аренду земельного участка, если он в муниципальной собственности

Очевидно, законодатели имели в виду, что налогоплательщик в принципе может сменить метод начисления амортизации, а не только перейти с нелинейного на линейный метод. Иначе странным выглядит использование фразы «не чаще одного раза в пять лет».

На самом деле сменить метод с нелинейного на линейный получится только один раз. Новая редакция пункта 1 статьи 259 НК РФ, которая вступит в силу с 1 января 2020 года, устраняет эту неясность.

В этом пункте будет четко сказано, что налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб-сервисе для небольших ООО и ИП Получить бесплатно

НовшествоСоответствующая норма НК РФДата вступления в силу
Доход, полученный при выбытии (кроме выхода) из организации, больше не приравнивается к дивидендам. Новая редакция п. 1 ст. 250 НК РФ 1 января 2020 года
Доход, полученный российским акционером (участником) от иностранной организации при распределении ее прибыли, оставшейся после налогообложения, для целей налогообложения всегда считается дивидендом.
Курортный сбор не учитывается в доходах у оператора этого сбора. Новый подп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ 29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)
Оплаченные за счет бюджета РФ расходы по переносу или переустройству объекта основных средств, не учитываются в доходах у собственника этого ОС. Новая редакция подп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ
При увеличении уставного капитала ООО без изменения долей участников, разница между стоимостью новой доли и стоимостью первоначальной доли дохода не образует. Новая редакция подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ
Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности освобождаются от налога на прибыль только в части, перечисляемой в бюджетную систему РФ в соответствии с бюджетным законодательством. Новая редакция подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ 29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года). При этом нужно учитывать, что пункт 2 статьи 5 НК РФ запрещает придавать обратную силу нормам, ухудшающим положения налогоплательщиков.
Правила статьи 260 НК РФ применяются при ремонте любого имущества, а не только основных средств. Новая редакция п. 1 ст. 260 НК РФ 1 января 2020 года
Перечень лиц, непогашенная задолженность перед которыми может не признаваться контролируемой, дополнен международной финансовой организацией, созданной в соответствии с международным договором РФ. Новая редакция подп. 1 п. 9 ст. 269 НК РФ 1 января 2020 года
При методе начисления застройщики включают в расходы проценты по целевым кредитам на дату их уплаты. Новые редакции подп. 12 п. 7 ст. 272 и п. 4 ст. 328 НК РФ
Применение кассового метода участниками проекта «Сколково» больше не связано с ведением книги учета доходов и расходов по УСН. Также отменена сама обязанность ведения такого учета, и исключены положения о форме расчета налоговой базы участника проекта. Новые редакции п. 1 ст. 273 и п. 5.1 ст. 284 НК РФ
Стоимость вклада собственника в имущество унитарного предприятия определяется исходя из документально подтвержденных расходов на приобретение соответствующего имущества, осуществленных в соответствии с бюджетным законодательством. Новая редакция п. 1 ст. 277 НК РФ 29 сентября 2019 года
Установлены правила определения цены реализации обращающихся ценных бумаг при их реализации по адресным заявкам. Новый подп. 3 п. 11 ст. 280 НК РФ 1 января 2020 года
Правила о переносе убытков на будущее не применяются к убыткам, полученным региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющими ставку 0%. Новая редакция п. 1 ст. 283 НК РФ
Ограничение по переносу убытков на будущее в размере 50% от суммы налоговой базы текущего периода продлено до конца 2021 года. Новая редакция п. 2.1 ст. 283 НК РФ
Запрещено переносить на будущее убытки, полученные до реорганизации, если ИФНС докажет, что основной целью реорганизации был учет убытков правопредшественника. Новая редакция п. 5 ст. 283 НК РФ
Уточнены правила расчета налога участниками региональных инвестиционных проектов. Новые редакции п. 1 ст. 284.3, п. 1, 2.1 и 3 ст. 284.3-1 НК РФ
Инвестиционный налоговый вычет разрешено применять к отдельным объектам основных средств. Новая редакция п. 8 ст. 286.1 НК РФ
Обязанности налоговых агентов при операциях с иностранными контрагентами возложены также на индивидуальных предпринимателей. Новая редакция п. 1 ст. 310 НК РФ
При выплате доходов международным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ, не нужно запрашивать подтверждение постоянного местонахождения. Новая редакция п. 1 ст. 312 НК РФ

Полное разъяснение по теме: «статья 269 нк рф 2020 разъяснения» от профессионального юриста с ответами на все инт��ресующие вопросы. (Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ.

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.

Статья 269 нк рф 2020 разъяснения

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Положения пункта 1 статьи 269 (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 года (пункт 9 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

В целях настоящей статьи под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

1.1. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 17.07.2009 N 161-ФЗ)

Положения пункта 1.1 статьи 269 применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 года (пункт 9 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;

с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Расчеты с персоналом
  • Денежные средства
  • Запасы, товары, продукция
  • Затраты на производство
  • Финансовые вложения
  • Капитал и резервы
  • Финансовые результаты
  • Бухгалтерская отчетность
  • Статьи по Бухучету
  • Специальное законодательство
  • Нормативно-правовые акты
  • Основное законодательство
  • Новости Росалкогольрегулирования
  • Семинары
  • Калькуляторы и инструменты
  • Налоговые декларации
  • Первичные документы
  • Учетная политика
  • План счетов
  • ПБУ
  • Справочники
  • Инвентаризация
  • Ответственность
  • Производственный календарь
  • Персонифицированный учет
  • История бухучета
  • Электронная отчетность
  • Электронные торговые площадки
  • Государственные порталы и системы
  • Электронный документооборот
  • Полезная информация

Дополнительные сервисы и услуги

  • USB-ключ eToken 72Kb
  • Срочный выпуск сертификата в течение 1 часа


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *