Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить авторские права в интернете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы предупредили о своих правах на контент, но все равно обнаружили родные материалы на чужом сайте, сообщите об этом нарушителю. Иногда встроенная защита интернет-ресурса делает это сама, автоматически формируя жалобу. Но так бывает на крупных ресурсах с большим количеством пользователей. Если есть модератор, стоит обратиться к нему, и уже он свяжется с пиратом.
У интернет-автора две важные задачи:
- Сохранить все черновики, исходники и другие рабочие материалы.
- Закрепить свой приоритет по времени на размещаемый контент.
Даже если вы не собираетесь решать своим сайтом коммерческие задачи и не претендуете на роль популярного блогера, стоит защитить свои авторские права хотя бы значком копирайта ©. Проще всего он ставится сочетанием кнопки Alt и цифр 0169 с правой клавиатуры. Если ее нет, то переключитесь на английскую раскладку: наберите в скобках строчную букву «с», а потом пробел.
По закону, подтверждающий значок должен быть не один, а с именем автора и годом обнародования. Имя подразумевается то, что в паспорте, а если используете псевдоним — позаботьтесь о подтверждении его связи с вашими Ф.И.О.
Этот знак — не защита, а лишь сообщение для всех остальных, что у материала есть автор. Есть и другие способы зафиксировать авторство в интернете:
- Послать самому себе материалы обычной или электронной почтой. В первом случае не вскрывайте при получении конверт, во втором сохраните письмо на сервере.
- Депонировать свой будущий контент на специальных сайтах или в организациях — обычно они отдельные для фото- и видеоматериалов, музыки и текстов.
- Заверить у нотариуса. Из предварительных это самый надежный способ.
- Написать пользовательское соглашение для тех, кто заходит к вам на сайт. Там можно оговорить условия, на которых вы разрешаете использовать свои материалы, либо, наоборот, полностью это запретить.
Да-да, дизайн сайта тоже можно защищать, как объект авторского права и интеллектуальной собственности. Это в принципе понимают все, ставя значок, что сайт разработан какой-либо компанией, но делается это машинально, не понимая, как потом защищать украденный дизайн. Признаюсь, ни разу еще не сталкивался с практикой регистрации авторского права на дизайн сайта, хотя об этом многие пишут. Но пишут лишь упоминая о том, что это возможно, не раскрывая, как это делается.
В целом регистрацию авторских прав на дизайн можно сделать через то же РАО, а вот как – вопрос отдельный. Ведь если говорить о дизайне упаковки печенья, то все просто – оформляется технически как графический объект, а если говорить о дизайне сайта? Я вижу два варианта выхода из ситуации.
Первый самый простой – распечатать дизайн страницы сайта, или нескольких страниц, если дизайн разный и закрепить авторство как на графический объект через письмо, нотариуса или РАО. Хотя не представляю, как нотариус будет описывать в протоколе элементы дизайна сайта…
Второй – не самый очевидный и возможно не самый удобный, но зато позволяет закрепить права не только на очевидные графические объекты, но и на использование шрифтов и компоновку элементов – регистрация авторских прав на CSS файл к сайту как на «программу для ЭВМ». Потому что «программу для ЭВМ» закон воспринимает как литературное произведение, то есть текстовый объект (!!!).
Авторское право и интернет
Ежегодно количество нарушений авторских прав в интернете растет. Создание объектов интеллектуальной собственности – трудоемкое и затратное дело, поэтому недобросовестные конкуренты часто идут более простым путем, присваивая себе созданное другими. Незаконное присвоение объектов интеллектуальной собственности – текстов, фотографий, рисунков, музыкальных произведений, программного кода и так далее – является правонарушением, а иногда и образует состав преступления.
Авторское право возникает в момент создания объекта творчества. Изначально исключительным правом на данный объект обладает только его автор. Впоследствии он может передать право на использование третьему лицу по лицензионному договору – например, писатель заключает договор с издательством на продажу его электронной книги за вознаграждение (роялти). Использование объекта творческой деятельности третьими лицами при отсутствии согласия автора является правонарушением.
Автор является правообладателем и имеет исключительные права на все созданные им произведения (текст, музыку, фотографии, картины и другие объекты творческой деятельности). Созданное им произведение он может использовать самостоятельно или передавать права его использования другим лицам на основании лицензионного договора или отчуждать исключительное право другому лицу.
Право авторства не требует государственной регистрации, однако без его дополнительных процедур (депонирование) автору сложно будет защитить свои права. Основной площадкой для показа своих идей на сегодняшний день является Интернет, поэтому защита прав авторов в сети Интернет является актуальной проблемой для правообладателей.
Категории правообладателей:
- Автор произведения — его создатель.
- Заказчик произведения — автор создает произведение по заказу и передает заказчику на него права. Объем прав зависит от условий договора. Заказчику может передаваться весь объем прав на произведение или же заказчик получает определенные права на него.
Автору принадлежат имущественные и неимущественные права. К имущественным правам относятся – право самостоятельного использования произведения и осуществление запрета на его использование. Неимущественные права по договору передать нельзя, поэтому автор может требовать от правообладателя то, чтобы на произведении было указано его имя или псевдоним.
Никто не вправе пользоваться произведением без разрешения автора.
Защита прав на интернет-ресурсы
Многие владельцы интернет-ресурсов предполагают, что приобретение доменного через регистратора обеспечивает исключительное право на уникальное доменное имя или даже контент, размещенный на сайте. Регистратор (юридическое лицо, оказывающее услугу регистрации доменного имени) же вносит на основании заявки информацию о доменном имени в центральный реестр доменных имен сроком на один год.
Таким образом, Регистратор не передает исключительные права, а регистрация домена может быть досрочно аннулирована на основании судебного решения о нарушении владельцем домена исключительного права третьего лица на товарный знак, наименование места происхождения товара или коммерческое обозначение. И, тем более регистратор доменного имени не обеспечивает никакой защиты наполнению сайта.
Объекты авторского права
Авторское право — это совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
Объектами авторского права являются: произведения науки, искусства, литературы, каждое из которых, для того чтобы получить защиту авторского права, должно удовлетворять двум требованиям.
1. Такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, т. е. интеллектуальной деятельности, направленной на создание нового. Новизна произведения, являющегося объектом авторского права, относится прежде всего к форме произведения, т. е. к произведению как последовательности слов, звуков, образов. Сами по себе идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции не защищаются с помощью авторского права. Дело в том, что авторское право в большей мере имеет дело с формой произведения, так как темы, идеи, образы с трудом поддаются идентификации. Авторское право пресекает лишь наиболее откровенные формы плагиата. Ввиду отсутствия признака новизны не обладают авторско-правовой защитой перепечатка рукописи, телефонный справочник и т. п.
Творческая деятельность может протекать в следующих формах:
а) создание принципиально нового произведения (например, написание абсолютно оригинальной книги, музыкального произведения и т. д.);
б) переложение, переработка уже существующего произведения (творческий перевод, обработка, аннотация, реферат, обзор, инсценировка, создание составных произведений (сборников), где результатом творческого труда являются подбор и расположение материала. Главное — переработка существующего произведения должна быть творческой, т. е. обладать признаком новизны.
2. Произведение науки, искусства, литературы, для того чтобы получить авторско-правовую охрану, должно иметь объективное выражение, существовать в объективной форме, т. е. в форме рукописи, машинописи, нотной записи, звуко- или видеозаписи, изображения, или должно быть публично исполнено (объективная устная форма) и др. Объективная форма выражения всегда связывается с возможностью воспроизведения, тиражирования произведения без участия автора.
Для признания объектом авторского права произведение не обязательно должно быть законченным. Обладают авторско-правовой охраной эскизы, планы, отрывки произведений и т. п.
Конкретными объектами авторского права являются литературные, драматические, хореографические, музыкальные про- изведения, пантомимы, кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, другие кино-, телепроизведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, программы для ЭВМ, фотографические произведения, географические карты, планы и другие произведения.
Не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения и др.), государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Субъекты авторского права
Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в Российской Федерации в случае, если его произведение выпущено в свет на территории Российской Федерации либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.
Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Однако в любом случае произведение, созданное в соавторстве, должно обладать определенным единством.
Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.). Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации комиксов, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.
Нераздельное соавторство — это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).
Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:
1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;
2) юридические лица, которые могут приобретать отдельные права автора:
а) в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;
б) в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;
3) государство. Оно становится субъектом авторского права:
а) в случае ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;
б) когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.
Правовое регулирование авторских прав в сети интернет
Никакого отдельного закона об авторских правах в интернете не существует. Поэтому регулирование авторского права в интернете и в офлайне происходит с помощью одних и тех же документов. Вот основные из них:
- Четвёртая часть гражданского кодекса: Глава 70. Авторское право; Глава 71. Права смежные с авторскими
- Статья 7.12 кодекса об административных правонарушениях. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
- Статья 146 уголовного кодекса РФ. Нарушение авторских и смежных прав
- Закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
Что вы можете использовать бесплатно
Помимо картинок, фото и роликов, использование которых попадает под fair use, вы можете использовать:
1. Контент, распространяемый по лицензиям типа Creative Commons. Это могут быть и видео, и тексты, и картинки, и даже ПО с играми. Если владелец имущественных авторских прав ставит такую лицензию — он разрешает распространять контент бесплатно.
Лицензий типа Creative Commons несколько. Автор может менять их при желании, а может вообще отозвать лицензию, и продать изображение. Если вы попадете в такую ситуацию, вас вряд ли оштрафуют. Главное — уберите контент сразу после получения претензии.
Самая простая лицензия Creative Commons — CC0. Контент с этой лицензией можно использовать как угодно.
Названия остальных лицензий составляются из «меток», каждая из которых обозначает конкретное правило. Автор сам решает, какие условия хочет выставить — и составляет лицензию-аббревиатуру. Вы можете встретить в лицензиях такие «метки»:
- NC — Non-Commercial — запрещает использование в коммерческих целях. Блоги и телеграм-каналы, скорее всего, пройдут требование. Промостраница, онлайн-магазин или платная рассылка уже нарушают лицензию.
- ND — No Derivative works — запрещает распространять контент в измененном виде. Можете написать для себя фанфик с другой концовкой, подрихтовать изображение, или сделать смешной монтаж. А вот распространять все это нельзя.
- BY — attribution — обязывает указывать автора и сайт-первоисточник. Если автор анонимен, можно его не указывать. Но указывать сайт обязательно.
- SA — Share-Alike — обязывает ставить ту же лицензию на контент, сделанный «по мотивам» контента с меткой SA.
Автор может использовать любые комбинации. При желании можно присвоить лицензию CC-NC-ND-BY-SA. Ничто не запрещает.
2. Контент, который вам разрешил использовать владелец прав. Тут все просто — вы можете хоть через имейл или соцсети спросить разрешения. Когда получите разрешение, можете смело использовать картинку: даже если владелец авторских прав вдруг передумает, он будет обязан отправить досудебную претензию.
3. Контент с меткой Public Domain. Он считается общественным достоянием. Обычно произведения попадают под эту категорию спустя 70 лет после смерти автора, но автор может отказаться от своих прав раньше. Контент с меткой Public Domain можно использовать, если вы укажете автора.
Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.
Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.
Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.
Как оформить права на сайт и контент
Оформление предполагает поэтапное осуществление ряда действий.
- В первую очередь автору необходимо купить разрешение на задействование структурных элементов ресурса, выполненных сторонними разработчиками. Если этого не сделать, использовать веб-площадку по правилам нельзя. Обычно дизайнерские разработки производятся отдельными юзерами, с которыми надлежит заключить соглашение на заказ или отчуждения прав. В договорном документе должны быть прописаны все условия сотрудничества.
- Если отдельные детали структуры создают исполнители юридического лица, нужно позаботиться, чтобы изготовленные элементы подпадали под режим служебных произведений.
- Несмотря на автоматическое возникновение авторских прав на сайт в интернете, владельцу следует обезопасить себя на случай появления спорных ситуаций.
Чтобы обеспечить неприкосновенность своего интеллектуального имущества, надлежит:
- провести нотариальный осмотр веб-платформы;
- депонирование контента перед выкладкой;
- зарегистрировать скрипты и базу данных.
Простые методы сохранности авторских прав на информацию, размещаемую в интернете
А теперь посмотрим на вопрос сохранности авторских прав с другой стороны. Предположим, мы сами создали уникальный контент (текст, видео, музыку, стихи и т.п.). И разместили свои уникальные данные в интернете на своей странице, принадлежащей нам. Или на чужой странице. Это неважно где мы разместили, главное, что разместили.
Как сделать так, чтобы за нами, именно за нами, за теми, кто создал этот уникальный контент, сохранились наши авторские права? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы, что тут проще? Перед размещением информации в интернете убеждаемся, что подобного пока еще нет в интернете, используя разные сервисы по проверке уникальности наших данных. И вслед за этим размещаем наши тексты, видео, музыку, стихи и прочее.
Но не все так просто. А если чуть позже кто-то скопирует созданные нами уникальные данные? Перепостит их, причем от своего имени, «забыв» случайно или сознательно забыв указать истинного автора? Почему бы и нет?!
При нынешнем распространении гаджетов и интернета достаточно долей секунды, чтобы уникальная информация многократно была продублирована в интернете. Причем эта информация может быть размещена уже от имени самых разных людей, чаще всего не имеющих никаких прав на размещаемые данные.
И как потом доказывать, кто автор? По времени публикации в интернете? Так ведь это не аргумент в юридических спорах…
Опытные авторы, многие из которых уже прошли жестокую «школу» потери авторских прав в интернете, рекомендуют довольно простой способ, как сохранить свои авторские права перед размещением их в интернете. Например, предлагается распечатать созданный текст, запечатать его в конверт и отправить самому себе по почте.
Да-да, отправить обычной почтой, которая ставит штемпели на конвертах при пересылке корреспонденции. И только по получении по почте своего собственного письма, не вскрывая его, хранить у себя. После этого можно уже публиковать этот же текст в интернете. На руках останется письмо со штемпелем, доказывающее первичное авторство размещенного в интернете текста.
А если предполагается публикация не текста, а видео, музыки, презентации с элементами мультимедиа и прочего, что «не ложится на обычную бумагу»? Ну и что? Тогда автор такого мультимедиа контента должен записать его на CD/DVD-диск (хоть это и уже устаревающий способ записи подобного рода данных) и опять же отправить данный диск обычной почтой самому себе (с описью вложения и с проверкой вложения, говоря языком почты). Вероятно уже не письмом, а бандеролью – это уже почта решает, каким быть данному почтовому отправлению.
И размещать информацию в интернете следует только после получения отправления на почте. После того, как почтовое отправление прошло все «почтовые пути» от приема корреспонденции в почтовом отделении из рук автора до вручения этого же почтового отправления этому же автору.
И хранить подобные почтовые отправления нужно, не распечатывая их. Чтобы потом, в случае возникновения юридических споров об авторских правах, предъявить эти нераспечатанные отправления со штемпелями почты в соответствующие органы, например, в суд. Там уже кто надо и как надо распечатает эти отправления и убедится, что внутри находится ваша неповторимая интеллектуальная собственность, теперь уже распечатанное авторское право!
Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию
Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.
Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.
Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.
Что нужно для суда при защите авторских прав
1. Исковое заявление
2. Копия странички сайта, заверенная у нотариуса (или копия газетной полосы — если фото напечатано).
3. Копия Претензионного письма и почтовое уведомление о вручении.
4. Копия ответа на Претензионное письмо.
5. Распечатанные цветные фотографии размером 20х30 (которые взяли без спросу).
6. Скриншоты интернет-страницы, где был опубликован ваш материал до того как его перекопипастили.
7. Квитанция об уплате госпошлины. Размер пошлины рассчитывается по ст. 333.19 НК РФ.
8. Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины и справка о заработной плате и других доходах. Справка о доходах за полгода берется по месту своей работы.
9. Расчет взыскиваемой денежной суммы.
10. Справка, доказывающая, что истец является фотографом. Делается в свободной форме — можно просто описать свою фотографическую биографию как можно выгоднее и насыщеннее: где публиковались, где имеете личные страницы (на каких сайтах) и тд. Что и чем снимаете (какая техника, чем больше описаний, тем лучше).
Всё это передаётся судье, который назначает слушание.
Действие происходило в 2009 году. Сейчас можно нагуглить уже немало подобных историй, где авторы доходили до конца и получали компенсацию — это на самом деле не так сложно, как кажется.
Вот и всё. Увы, но в России пока воровство контента очень распространено. Хотя в большинстве случаев удаётся договориться всё-таки на самом первом этапе (отправив письмо владельцу с просьбой убрать контент), к чему я и призываю этим постом — глядишь воровать начнут меньше.
Виды нарушений YouTube и их последствия
Видеохостинг установил довольно обширный перечень возможных правонарушений. Примеры:
- размещение чужих материалов без предварительного согласия правообладателя;
- введение в заблуждение зрителей (предоставление информации, несоответствующей действительности);
- реклама недобросовестных ресурсов (к примеру, сайтов с продажей наркотических средств);
- накручивание просмотров через ботов и другие программы-автоматизаторы;
- использование запрещенных материалов (насилие, нецензурная брань и другие аморальные компоненты).
Авторские права в Ютубе защищаются обширной цензурой, под которую нередко подпадают и добросовестные пользователи. Последствия правонарушений разнообразны:
- предупреждение. Администрация уведомляет пользователя о нарушениях;
- требование удалить видео или устранить недостатки в видеоряде при наличии нарушений;
- введение ограничений для канала. Самая серьезная санкция — блокировка.
Всего предусмотрено 3 предупреждения (так называемых «страйка»). После третьего предупреждения при отсутствии действий со стороны правонарушителя канал будет забанен — полностью заблокирован для дальнейшего использования. Бан, разумеется, можно обжаловать, но в случае очевидных нарушений установленных правил восстановить канал уже не получится.
Авторское право – что это
Авторское право представляет собой юридический инструмент для различных творческих людей, использующих на практике его для защиты своих произведений. На что же распространяется авторство?
Итак, могут быть защищены:
- литературная, архитектурная или аудиопродукция;
- различные видеоряды;
- музыкальные композиции;
- театрализованные постановки;
- фотокарточки, графика;
- компьютерный код и так далее.