Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о «лесной амнистии» дошел до Совета Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.
Ответ: До принятия закона многие правообладатели земельных участков, чьи земельные участки находились в непосредственной близости с землями лесного фонда, не могли провести межевание, оформить свои постройки из-за наложения с землями лесного фонда. Однако с момента вступления в силу Закона о лесной амнистии, факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка. Таким образом, гражданин имеет право провести межевание своего участка несмотря на пересечение с землями лесного фонда.
Вопрос: Возможно ли при проведении межевания увеличение площади земельного участка за счет земель лесного фонда?
Ответ: В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (часть 9 статьи 10 Закона о лесной амнистии). Это правило действует ограниченный срок — до 1 января 2023 года.
При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков кадастровые инженеры в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводят ссылку на соответствующие положения Закона о лесной амнистии.
Вместе с тем указанное правило не дает оснований для несоразмерного увеличения площади уточняемого земельного участка, предоставленного для указанных нужд, в связи с чем, как и в других случаях уточнения местоположения границ земельных участков, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Вопрос: Необходима ли подготовка проектной документации лесного участка при образовании лесного участка из земель лесного фонда, на котором расположен находящийся в собственности объект недвижимости?
Ответ: Согласно статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Однако важно понимать, что вам могут и отказать. Такое может произойти в том случае, если границы вашего участка пересекаются с границами лесного участка, который находится на особо охраняемой природной территории либо на территории объектов культурного наследия.
Также могут отказать, если участок причисляется к категории земель энергетики, промышленности, связи, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности или иного специального назначении, и при этом на нем нет объектов недвижимости, права на которые уже зарегистрированы.
Кроме того, могут отказать, если земельный участок причислен к землям сельскохозяйственного назначения, работа с которыми регламентируется законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», но в отношении этого участка органы земельного надзора выявили факты неиспользования этой земли по установленному назначению либо обнаружили факты нарушения законодательства.
Помимо этого в кадастровом учете по уточнению границ могут отказать и по ряду совершенно иных причин. Так могут отказать, если заявитель не относится к числу собственником земельного участка.
Случай в Челябинской области
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться
18.08.2018
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии».
В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.
Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.
В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.
Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.
Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.
На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками.
Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей.
Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.
Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.
Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.
В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ.
Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН – к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы.
В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России.
Гд рекомендовала вс рф проанализировать применение «лесной амнистии»
Принятые решения о выводе из-под действия закона о «лесной амнистии» особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия, а также наложенные дополнительные ограничения на действие этого закона «абсолютно оправдали себя», заявил на пленарном заседании председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Сегодня мы можем сказать, что своими решениями мы не допустили разворовывания лесов», — подчеркнул он.
Депутат обратил внимание, что по состоянию на 1 ноября 2017 года зафиксировано 342 случая применения данного закона, в результате чего были устранены соответствующие противоречия на площади 365 гектар, из которых 260 гектар – «это противоречия между лесными участками внутри лесного фонда».
Госдума также приняла решение продолжить деятельность рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией закона о «лесной амнистии».
«Во время работы нашей группы появляются очень интересные факты, которые требуют внимания. Например, по информации Республики Карелия, площадь республики составляет примерно 17,2 миллиона гектаров.
В то же время, по данным Единого государственного реестра недвижимости, площадь лесного фонда в республике составляет 20 миллионов гектаров. И это не единственный случай.
И нам понятно, что нам необходимо, конечно, продолжать эту работу по мониторингу исполнения этого закона», — сказал Николаев.
При этом, говоря о деятельности рабочей группы, он заметил, что каких-либо злоупотреблений на сегодняшний день не наблюдается. «Между тем, мы отмечаем два фактора основных, которые требуют нашего внимания и которые являются такими зонами риска. Прежде всего, это крайне низкие темпы постановки на учет особо охраняемых природных территорий», — сказал депутат.
Проведенный рабочей группой анализ показывает, что на сегодняшний день только половина особо охраняемых природных территорий состоит на кадастровом учете. «Это означает, что органы регистрации на местах просто не будут иметь необходимой информации для корректного использования закона», — пояснил Николаев.
«Следующий момент – это низкие темпы постановки на кадастровый учет лесов, лесопарков и лесничеств. План соответствующий Рослесхозом установлен, но мы видим, что он крайне медленно реализуется», — продолжил глава думского комитета.
В этой связи, по его словам, были подготовлены и приняты Госдумой во втором чтении поправки к проекту федерального бюджета на трехлетний период, которые «дополнительно на эту деятельность» выделяют 1,9 миллиарда рублей на 2018 год, 2 миллиарда рублей — на 2019 год, 3 миллиарда рублей – на 2020 год.
Как оформить собственность на лесной земельный участок?
Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.
Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом
В большом количестве случаев собственник земельного участка узнает о принадлежности своего участка к территории лесного фонда, когда ему необходимо установить либо изменить использование объекта, соответственно он получает отказное решение. Имея во владении земельный участок, собственник мог распоряжаться им по собственному желанию хоть какой период времени.
Если собственник обращался с запросом постановки земельного участка на кадастровый учет, то получал отказ. Обоснование отказа содержалось в том, что земельный участок или надел пересекает границу лесного фонда, либо соприкасается с ней.
В случае, если обладатели участков обращались к кадастровому инженеру для проведения межевания и данный инженер выявлял расположение участка рядом с лесным фондом, то он делал запрос в Министерство лесного хозяйства Российской Федерации (далее Министерство). Если ответ Министерства имел информацию о том, что весь земельный участок, либо его часть расположены на территории лесного фонда, то в таком случае кадастровый инженер давал отказ в осуществлении размежевания.
До принятия закона о лесной амнистии судебный орган принимал сторону учреждения, которое выдало отказ в постановке этого участка на кадастровый учёт. В судебной практике встречались случаи, когда собственник пользовался земельным участком много лет, а его имели возможность отобрать со ссылкой на то, что площади данного участка соприкасаются или пересекают границы лесного фонда.
При каких условиях могут отказать
Если земельный участок, границы которого пересекаются с границами лесного участка, расположен в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.
Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель другого специального назначения, и на нём отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и в отношении этого участка органами земельного надзора подтверждены факты неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства.
Кроме того, в кадастровом учёте в связи с уточнением границ может быть отказано по другим причинам, например, в случае когда заявитель не является собственником земельного участка.
Кадастровый учет лесных участков: кто организует?
Федеральные или региональные властные органы, ведущие государственный лесной реестр, занимаются и проведением Государственного кадастрового учета лесного фонда:
- по федеральному лесному фонду – Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее филиалы, расположенные в российских регионах, и лесхозы;
- по лесным участкам, входящим в состав государственных заповедников, – Госкомитет РФ по охране окружающей среды;
- по участкам, переданным лесным хозяйствам образовательных учреждений – Минобранауки РФ и лесхозы;
- по лесам, которые находятся в пользовании сельскохозяйственных организаций, – Минсельхоз РФ;
- по лесному фонду в целом по России – Федеральная служба лесного хозяйства РФ.
Новый лесной кодекс РФ передал большую часть полномочий по ведению лесного реестра на региональный уровень. Исключение составили субъекты РФ, в которых среднюю плотность населения превышает установленную норму в пятнадцать раз. Сегодня к таким регионам относится лишь Московская область, в связи с чем, учет лесных участков на ее территории выполняют федеральные власти – Рослесхоз и его территориальные органы.
В остальных случаях, за проведение государственной инвентаризации лесов, определяющей качественные и количественные характеристики лесных территорий, постановку на кадастровый учет лесных участков отвечает «Рослесинфорг». Также он выступает оператором АИС ГРЛ (информационной автоматизированной системы «Государственный лесной реестр»), выполняя ряд функций:
- обеспечение необходимой информацией исполнительные органы в сфере лесных отношений;
- своевременное внесение изменений в АИС ГРЛ;
- сбор данных о проводимых на территории России мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.
Недавно «Рослесинфорг» стал государственным предприятием, поскольку решение подобных задач невозможно было доверить коммерческой структуре.
Земли лесного фонда, по разным оценкам, занимают от 50 до 65% всех земель в России и зачастую граничат именно с землями поселений, говорит Ксения Солощенко, юрист Castren & Snellman International Ltd. По данным комитета по природным ресурсам Ленобласти, учтенные леса в регионе занимают более 6 млн га, большинство из них относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности.
Состав лесов Ленобласти, тыс. га
Источник: Комитет по природным ресурсам ЛО
В Ленобласти, как и по всей России, существует проблема учета земель лесного фонда. Ранее эти земли обозначались на картах лесничеств (на так называемых «планшетах»), их границы там были очень условны, они устанавливались с привязкой к строениям и географическим объектам. В параллельной реальности существовал государственный кадастр недвижимости. Сейчас проходит масштабное кадастрирование земель лесного фонда, и в результате оказывается, что кадастровые участки физически не совпадают с обозначением на «планшетах».
Поскольку документы лесничеств и базы Росреестра не соотносились друг с другом, это позволяло достаточно вольно манипулировать их данными, отмечают в . Двойное документирование привело к наложениям земель лесного фонда на земли поселений, промышленности и т. п. При этом к моменту выявления наложения собственники земельного участка нередко уже начинали его освоение.
«Со слов правообладателей, а также представителей власти, масштабы проблемы гигантские, — говорит Ирина Серова, руководитель петербургского филиала юридической . — Фактически весь Ломоносовский район, как нам известно, в конце 2020 года столкнулся с этой проблемой. Также и в районе Карельского перешейка речь идет о масштабах наложения границ по площади, равной тысячам гектаров».
В компании Legis Universum рассказали, что в своей практике сталкивались с проблемой наложения границ земель лесного фонда и границ земель населенных пунктов в Выборгском и Приморском районах Ленобласти.
Включение участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю
Обращаясь к сути дела, Президиум ВАС РФ в приведенном Постановлении в том числе пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка, в данном случае — Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. Безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в установленном законом порядке. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено переведение территорий, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.
В приведенном случае, осуществляя распоряжение земельным участком уже после его включения в границы населенного пункта, администрация поселения не посчитала его находящимся в федеральной собственности. Напротив, орган местного самоуправления сделал вывод о том, что право собственности на земельный участок, оказавшийся в границах населенного пункта, стало неразграниченным. Одна из причин, по которой органы местного самоуправления приходят к такому ошибочному выводу, описана выше. Однако есть и другая.
Как осуществляется аренда участка, относящегося к лесному фонду?
Отличительным моментом заключенных договоров на аренду земель лесного хозяйства считается их срочность. Арендовать их может частное лицо или организация на период от 10 до 49 лет. Однако арендатор имеет полное право продлить договор, но только если он в течение всего срока аренды соблюдал все его пункты.
Скачать договор аренды участков лесного фонда (образец)
На арендованных участках разрешается:
- вырубка лесных насаждений;
- сбор съедобных ресурсов;
- охота;
- занятия пчеловодством;
- исследования ученых;
- выращивание и сбор урожая;
- постройка храмов и церквей.
Обычно земли лесополосы передаются в аренду тому, кто выигрывает торги. Без участия в них бумаги могут быть оформлены только людям, официально занимающимся охотой, а также инвесторам.
К основным обязанностям арендатора относятся:
- регулярная оплата;
- улучшение участка с помощью экологического природопользования;
- проведение комплекса мер по восстановлению земельных и водных ресурсов, расположенных на арендованной территории.
Прирезка лесных участков
Лесная амнистия призвана ликвидировать пограничные споры между владельцами участков и Рослесхозом. Собственники, чьи участки оказались на границе земель лесного фонда, долгое время не могли оформить в собственность используемую землю. А те, которые зарегистрировали имущество, находились под угрозой — такую землю могли отнять. Права на возведённые на участках строения аннулировались. Это происходило потому, что на межевание лесных массивов финансы государством не выделялись. Общая площадь лесов составляет примерно 8,09 млн. км². На проведение контурной съёмки таких масштабов уйдут десятки лет. Поэтому лесные карты составлялись по приблизительным координатам.
Как следствие, возникли наложения на уже оформленные в собственность участки. Таким образом, часть земельного участка или целый надел забирали в пользу Лесного фонда. И тогда указанная в документах собственника площадь не совпадала с фактической. Ситуация, не позволяющая собственнику узаконить прирезку, длилась годами. И только внесение изменений в некоторые законодательные акты в 2017 году устранили существующие пограничные споры. Теперь, если сведения о границах участков из ЕГРН не совпадают с информацией Лесного фонда, в приоритете остаются сведения из реестра или правоустанавливающих документов на участок.
А прихваченные лесные сотки регистрируют в обычном режиме, тогда как раньше подобные вопросы решались только через суд. Теперь же достаточно провести контурную съёмку, определить площадь накладки, сформировать межевой план и заключение. На основании проведённых работ увеличенный участок регистрируют в собственность. В то же время орган регистрации вносит изменения в описание местоположения лесного участка. Таким образом пересечение исключается.