Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Узнав о том, что любимый ребенок совершил юридический проступок, родители, прежде всего, пытаются разобраться, чем грозит постановка на учет. Так, все зависит от того, что совершил подросток, но заведение личного дела на нарушителя в ПДН обязывает работников полиции регулярно проводить проверки образа жизни субъекта. К таким способам контроля можно отнести личные встречи с родителями, беседы со школьными педагогами и соседями. Также могут быть затребованы справки с места учебы и медицинских учреждений.
Кроме того, подучетный обязан будет регулярно наведываться в правоохранительные органы для прохождения профилактических бесед. То есть основной недостаток – это пристальный контроль со стороны правоохранителей, а также необходимость регулярного посещения силовых структур.
Но есть и более существенные последствия постановки на учет, которые могут спровоцировать сложности с трудоустройством на хорошо оплачиваемую работу. Запись о пребывании на плохом счету у полиции сохраняется навсегда, поэтому, если работодатель направит запрос о наличии судимости у претендента на труд, то в ответе отобразиться пребывание в списке потенциальных нарушителей. Не каждый работодатель захочет принимать на работу сотрудника с такой репутацией, и мало кто будет разбираться с характером допущенных нарушений.
Аналогичные проблемы могут возникнуть при выборе высшего учебного заведения, так как некоторые из ВУЗов проверяют всю подноготную абитуриентов. И даже, если субъект был снят с учета за хорошее поведение и отсутствие других преступлений, то запись о периоде пребывания в числе нарушителей, будет все равно выполняться.
Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет
Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).
Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.
Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики» , пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.
Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845 .
Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа .
Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.
Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет , в соответствии с ст. 2.3 КоАП .
Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет , вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может .
Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.
Порядок формирования комиссий на региональном и муниципальном уровнях регламентируется законодательством субъектов РФ.
Для лучшего понимания сути комиссии следует обратить внимание на структуру КДН. Расшифровка аббревиатуры свидетельствует о том, что это коллегиальный орган. В него входят:
- председатель (как правило, заместитель главы администрации);
- 1-2 заместителя председателя (традиционно этот пост возглавляют руководитель отдела образования, начальник полиции);
- ответственный секретарь (работает на штатной основе);
- члены (руководители организаций, занимающихся вопросами профилактики, общественных структур).
Порядок работы, срок рассмотрения документов, оформление принятых решений регламентируются положением о КДН и ЗП и КоАП РФ (при рассмотрении административных протоколов).
Инспектор ПДН – должностное лицо, обязанное отслеживать несовершеннолетних, развитие и воспитание которых представляет собой проблему, и вести работу с ними. Если человек оказался на учете, необходимо провести комплекс мер. Кроме полицейских работников, к ним привлекают психологов и учителей, соцработников, участковых. Всякая персона отвечает за определенный спектр действий, а кроме того, ведет собственный учет работ. Ключевыми методиками влияния считают надзор за поведением, рейды по домам, беседы для определения источника конфликтов. Не менее важными мерами считаются изучение и анализ бытовых, социальных условий с последующим составлением акта. Ответственные лица должны определить, насколько ребенок обеспечен, есть ли у него возможности полноценно жить, учиться, проводить свободное время. В случае необходимости ответственные лица принимают решение о направлении подростка в закрытое заведение, где он сможет получить профобразование. Иногда наблюдатели определяют необходимость применения максимально жестких мер. Такое практикуется, если все описанные выше способы влияния не дали результата. Наиболее негативным вариантом считается определение несовершеннолетнего в ЦВИНП.
Рассмотрение административных материалов
Рассмотрение административных дел — важнейшая составляющая полномочий КДН. Расшифровка такого понятия, как административная юрисдикция, раскрывает коллегиальную деятельность комиссии, предусмотренную российским законодательством.
КоАП РФ (ст. 23 ч.1) содержит список административных правонарушений, рассмотрение которых находится в компетенции комиссии:
- В отношении родителей: ст. 5.35, часть 2 статьи 6.10, часть 2 статьи 6.23, ст. 20.22.
- В отношении должностных и иных лиц: ст. 5.36, часть 1 статьи 6.10, часть 1 статьи 6.23.
- В отношении несовершеннолетних: любые статьи, если правонарушение совершил подросток, достигший 16-ти лет. Такие протоколы поступают в КДН по подведомственности.
Юрисдикционные полномочия КДН имеют комплексный характер, предусматривающий не только определение степени ответственности виновного лица, но и установление обстоятельств, которые способствовали совершению правонарушения, необходимость постановки несовершеннолетнего или его семьи на учет, организацию с ними индивидуальной работы.
Какие подростки подлежат постановке на учет?
Сотрудники комнаты полиции производят надзор за подростками, которым еще нет 18 лет. Ответственность за правонарушения наступает с 16 лет, но в некоторых случаях наказание может получить и подросток 14 лет. Особенное внимание вызывают неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами. Из-за чего преподавателям подростков, необходимо наблюдать за детьми из таких семей.
Если в школе фиксируется любое правонарушение или преподаватель замечает ребенка за курением, употреблением алкоголя, появлением синяков на теле школьника, то следует незамедлительно обратиться в полицию или отдел по работе с несовершеннолетними. Также педагоги имеют право обратиться в органы опеки.
Осуществляется надзор за следующими проступками несовершеннолетних:
- кто замечен за хулиганским поведением в общественном месте, нахождении в состоянии алкогольного опьянения, употребление алкоголя в общественном месте, нахождение в наркотическом состоянии, драки и нападение на окружающих, порча чужого имущества или имущество, принадлежащего городским властям, порча культурных памятников;
- подростки, принимающие наркотики и психотропные вещества без назначений медицинского специалиста;
- подростки, самовольно покинувшие специальные учреждения: детские дома, реабилитационные центры, спецшколы;
- несовершеннолетние, участвующие в распространении наркотических веществ и подстрекание других подростков к употреблению;
- если нарушитель имеет отклонение в развитии и не может нести ответственность за собственные действия;
- подростки, получившие условное наказание в виде отработки общественных работ;
- несовершеннолетние, которые были освобождены по УДО или помилованы.
Важно помнить, что даже семилетний ребенок, что сбежал от родителей или опекунов, при условии, если его поймали за административным нарушением попадает на учет в отдел по работе за несовершеннолетними. Помимо контроля за подростками сотрудники отдела осуществляют наблюдение за семьей нарушителя. Наиболее распространенный возраст нарушителей с 13 до 15 лет.
Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей не стоит путать с изолятором временного заключения для совершеннолетних преступников. Данное учреждение закрытого типа, являющееся учебно-воспитательным. В ЦВИНП отправляются правонарушители, которые совершили:
- Противоправные административные проступки.
- Те нарушения, которые предусматривают уголовную ответственность при достижении возраста 18 лет.
- Побег из образовательных учреждений, приютов, спецшкол.
Помимо этого, туда направляются подростки:
- без установления личности несовершеннолетнего;
- если отсутствует информация о месте проживания и родителях;
- которые ожидают судебного приговора по своему делу.
В центре с подростками проводят воспитательные беседы, отправляют на общественные работы, проводят сеансы психологи и наркологи. Существуют также ситуации, при которых направление подростка в ЦВИНП проводит руководитель ОВД, после уведомления прокуратуры. Но только при условии, что нахождение подростка не превышает двух суток.
Психолого-педагогическая характеристика на ученика
Александр проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. В свободное время Александр также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями. Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.
В результате наблюдений за Александром установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.
При опросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет обязательно присутствие педагогического работника. Также педработник может присутствовать при опросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет, но по усмотрению должностного лица органа, который ведёт административный процесс. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.
Перед началом опроса указанным лицам разъясняются их права и обязанности. С разрешения лица, осуществляющего опрос, присутствующие могут задавать вопросы несовершеннолетнему, которые заносятся в протокол опроса. По окончании опроса своими подписями участники опроса подтверждают правильность записи объяснений.
Несовершеннолетний также имеет право пользоваться помощью адвоката.
По окончании опроса составляется протокол и предъявляется для прочтения опрашиваемому. Несовершеннолетний имеет право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса.
По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чём делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница. В случае, если в протоколе изложены обстоятельства, с которыми несовершеннолетний не согласен либо, по его мнению, они изложены неверно, он вправе письменно указать об этом в протоколе, прежде чем подписать его.
Так, сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) горрайорганов внутренних дел ставят на учет некоторые категории несовершеннолетних:
- тех, кто совершил уже проступки, но наказание за них предусмотрено административного толка;
- систематически употребляющих алкоголь, наркотики;
- получивших условный срок;
- те, кто под следствием, но мера пресечения – подписка;
- постоянно сбегающих из учреждений типа интернат, детский дом;
- освободившихся после отбывания наказания;
- те, кто уже преступил закон, но не достиг возраста для применения адекватного наказания;
- находящихся под следствием;
- амнистированные и т.п.
Последствия: есть ли смысл переживать?
На ситуацию можно посмотреть двояко: сам по себе профилактический учет глобально не несет серьезных последствий. Он может быть временным и при образцовом поведении всех членов семьи снят решением сотрудников надзорных органов.
С другой стороны, подростку обеспечен постоянный мониторинг со стороны надзорных органов, его ожидают регулярные проверки на соучастие в аналогичных преступлениях.
Согласно приказу № 845 и статьи 91 УК РФ, сотрудники ПДН каждый месяц будут посещать своих подопечных, вести профилактические беседы и следить за соблюдением ограничений, отнимая у семьи свободное время.
В будущем подобные характеристики могут повлиять на поступление в элитные учебные заведения, органы государственной власти и правоохранительные структуры.
Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего
- Задержание ребенка и оформление протокола.
- Передача документации на рассмотрении в КДН.
- Вынесение постановления, в котором будет указано, ставят ли на профучет ребенка, его родителей, или нет. Срок вынесения решения – 10 дней. За это время специалисты могут пригласить пообщаться подростка и родителей. Постановление не может быть субъективным мнением одного работника комиссии.
- Направление постановление начальнику отделения полиции вашего города или района. Именно он должен подтвердить постановку на учет — или отклонить.
- Утверждение постановления в ПДН. Данное подразделение располагается на базе полицейского участка. Если было решено поставить ребенка на учет, то специалист ПДН оформляет на него карту. В документы вносится вся подробная информация о подростке и его родителей.
Постановка несовершеннолетнего на учет
- убийство (статья 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
- причинение смерти по неосторожности (статья 144);
- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
- изнасилование (статья 166);
- насильственные действия сексуального характера (статья 167);
- похищение человека (статья 182);8) кража (статья 205);
- грабеж (статья 206);
- разбой (статья 207);
- вымогательство (статья 208);
- угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
- умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
- захват заложника (статья 291);
- хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
- умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
- хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (статья 327);
- хулиганство (статья 339);
- заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
- осквернение сооружений и порча имущества (статья 341);
- побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
- После совершения ребенком правонарушения (распитие спиртных напитков, драка и т. п.) полицейский фиксирует факт в протоколе и регистрирует его в отделении.
- Протоколы, составленные о правонарушениях, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних в течении трех рабочих дней.
- После изучения комиссией всей документации в ПДН направляется протокол заседания комиссии и сопутствующие документы.
- Руководителю отдела полиции, к которому относится данное ПДН, направляются от сотрудников ПДН основания о постановке ребенка на учет.
- Только после положительного письменного решения руководителя отделения полиции (или лица, замещающего его) осуществляется постановка несовершеннолетнего на учет.
Нерадостные перспективы
Хотя работники ПДН и направляют все усилия на исправление подростка, последствия для него такого общения с органами ПДН не очень радуют. При совершении какого-либо нарушения в районе проживания подростка, в первую очередь полиция заинтересуется его причастностью.
Также, при частых нарушениях, следуют такие меры пресечений, как ограничения передвижений подростка, периодические отметки в органах ПДН (при присутствии законного представителя ребенка), направление его в спецшколу. При повторном преступном эпизоде нахождение на учете ПДН будет являться отягчающем обстоятельством. Также данные из картотеки ПДН поступают в военкомат и учитываются в личном деле при прохождении службы.
Впоследствии у человека, бывшего на учете, могут возникнуть трудности при поступлении в юридический ВУЗ. Если совершена кража или хранение наркотиков, его не возьмут на службу в охранные организации.
Постановка на учет несовершеннолетних осуществляется в строгих рамках закона, которые определены п.49 Приказа №845.
Так, при совершении правонарушения на начальном этапе данные ребенка вносятся в картотеку и заводится учетно-профилактическая карточка в следующих случаях:
- употребление наркотиков и всех видов психотропных веществ без медицинских показаний;
- распитие алкогольной продукции;
- совершение мелкого проступка, который рассматривается в рамках административного производства;
- бродяжничество и попрошайничество;
- совершение проступка, который ввиду младого возраста ребенка не подлежит уголовному наказанию.
Естественно наряду с постановкой на учет к детям применяются меры воспитательного характера — те же беседы с психологом, некоторые ограничения в посещении тех же кафе либо же иных мест развлечений.
Однако если указанные мероприятия не привели к желаемым последствиям и ребенок по-прежнему продолжает нарушать закон (к примеру, бродяжничать и совершать мелкие кражи) следующей стадией является уже заведение учетно-профилактического дела.