Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОНЛАЙН Казённые учреждения в 2023 г. Формируем годовой отчёт с учётом ФСБУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухучёт должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учёта. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учёте были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
ПСН | |
НПД (по желанию) | |
АУСН | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Новый персотчет взамен СЗВ-М
В списке новых форм отчетности с 2023 года особо выделяется форма «Персонифицированные сведения о физлицах» − этот отчет заменит СЗВ-М. Новую форму (как и СЗВ-М) нужно будет сдавать ежемесячно, но адрес представления иной – не в ПФР, а в налоговую инспекцию. Контролеры сами передадут данные из отчета в объединенный социальный фонд. Такой механизм позволит быстрее актуализировать сведения, используемые для представления пособий и иных мер поддержки нуждающимся лицам.
Состав нового отчета не похож на форму СЗВ-М и не идентичен разделу 3 РСВ – это отдельный самостоятельный отчет, включающий титульный лист и основную часть, не имеющей разбивки по разделам. В основной части отчета по каждому физлицу указывается информация двух видов (приказ ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@):
- персональные данные физлиц;
- сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу.
Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений
В отношении деятельности казенных предприятий применяется большое количество законодательных актов, являющихся нормативной базой для определения налога на прибыль. Учреждения должны придерживаться положений БК РФ и НК РФ.
Законодательная норма | Назначение |
П.3 ст. 161 БК РФ | Определяет право ведения дополнительной деятельности при условии предоставления возможности учредительными документами |
Ст. 251 НК РФ | Устанавливает освобождение от налогообложения сумм, поступивших от оказания платных услуг (работ) в рамках государственных функций |
Ст. 270 НК РФ | Устанавливает отсутствие права включения расходов в расчет базы по прибыли по государственным услугам или работам. |
Ст. 285 НК РФ | Определяет периоды представления отчетности |
Ст. 289 НК РФ | Предоставляет возможность подачи отчетности в упрощенном виде |
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями
Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.
Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.
Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.
По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года.
Штраф за несдачу бухотчетности в налоговую равен 200 руб. за каждую форму (ст. 126 НК РФ). Возможен также административный штраф на должностных лиц 300-500 руб.
Декларации по налогам бюджетники сдают на общих основаниях. График сдачи можно посмотреть здесь.
Несвоевременная сдача налоговой отчетности — повод для штрафа со стороны налоговиков. Подробнее об этом — в нашем материале «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую».
Годовая отчетность казенных учреждений
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2022 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.
Сроки сдачи отчетности в 2022 году: таблица
Итак, сроки предоставления отчетности в 2022 году не изменились, остались на прежнем уровне и штрафы за ее непредставление. По общим правилам «опоздание» с подачей декларации или «Расчета по страховым взносам» может повлечь штраф — 5% от суммы отраженного к уплате, но не перечисленного, налога за каждый месяц «просрочки», в т.ч. неполный (ст. 119 НК РФ). Максимальный штраф за несоблюдение сроков сдачи отчетности – 30% от суммы неуплаченного по декларации налога, минимальный – 1000 руб. (например, при непредставлении нулевой декларации).
Каждая компания и ИП обязаны отчитываться по основным показателям своей деятельности в контролирующие органы – налоговую, фонды (ПФР, ФСС), статистику. Отчетность предпринимателей и компаний, применяющих разные системы налогообложения, существенно разнится, но ее представление – обязательная процедура, выполнение которой установлено законодателем. Нарушением считается не только непредставление отчетов, но и их сдача с опозданием. Напомним о сроках представления отчетности предприятий с различными режимами налогообложения.
Особенности формирования баланса (ф
— незавершенные зачисления по внесенным наличным средствам с использованием банковских карт — в сумме наличных средств, внесенных учреждениями с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт), не зачисленных на счет 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» по состоянию на 01.01.2022;
Вслед за поправками Инструкции N 157н*(3) были внесены коррективы в Инструкцию N 191н. На момент написания статьи проект соответствующего приказа был размещен на официальном сайте Минфина и проходил стадию общественного обсуждения.
Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2019-2019 годы
Бюджетная отчетность в налоговую за 2019-2019 годы предоставляется по несколько иным правилам, нежели отчетность коммерческой организации или предпринимателя. Ниже в статье вы можете ознакомиться с особенностями налоговой отчетности бюджетных учреждений и сроками ее сдачи.
- баланс учреждения (форма 0503730);
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности — по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения — по форме 0503721;
- сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
В первом интервью новый глава ФНС Даниил Егоров рассказал о результатах первых месяцев работы — в том числе о проекте перехода российской деловой среды к 2024 году на электронный документооборот.
«В начале 2020 года, еще до эпидемии, мы запустили исследование, задачей которого было представить, как мы можем реализовать проект для внедрения 100% электронного документооборота в сегменте b2b в России в целом и, собственно, какую ценность это может дать и кому. Мы полагаем, что наш проект сэкономит для бизнеса около 3,5 трлн руб. Да, порядок цифр верный, это триллионы.
Отменен отчёт о среднесписочной численности. Теперь данные о среднесписочной численности нужно сдавать один раз в год в составе РСВ, начиная с отчётности за 2020 год. Впервые сведения о среднесписочной численности персонала в составе РСВ нужно указать в расчёте за 2020, который сдаётся до 1 февраля 2021 года включительно. Новый РСВ применяется с 1 января 2021 года, с отчётности за 2020 год. Закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ.
С отчётности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, её электронный формат и порядок заполнения. Применяется с отчётности за 2020 год.
Основные изменения в представлении налоговой и бухотчётности с 2021 года
С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.
По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
- Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
- Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
- сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».
- Письма Минфина России № 02-06-07/103995, Федерального казначейства № 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019, № 02-06-07/103996, Казначейства России № 07-04-05/02-29166 от 31.12.2019 (см. изм. от 20.02.2020).
Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.
Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:
- при проведении в течение финансового года реорганизации, ликвидации субъекта отчетности, исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет, а также пересчета показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования отчетности Сведения (ф. 0503173, ф. 0503773) формируются и представляются в течение финансового года на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок (п. 170 Инструкции 191н, п. 72 Инструкции 33н).
Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.
Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
- Как компенсировать расходы по борьбе с коронавирусом за счет ФСС и отразить в учете и отчетности учреждения
- Дайджест по налогам № 47. Новая форма отчетности по НДФЛ
- 8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
Отчетность в электронном виде с 2021 года
Срок сдачи декларации по налогу на имущество за 2020 год
Сроки сдачи отчетности за 1 квартал 2018 года
Новая декларация 3-НДФЛ для ИП за 2020 год
Срок сдачи 3-НДФЛ для ИП
В 2020 году было принято немало законов, в связи с которыми в 2021 г. бухгалтеров организаций и предпринимателей ожидает немало нововведений, связанных с отчетностью. Некоторые отчетные формы объединят, в другие вносятся поправки, третьи отменяются полностью. Изменения в отчетности в 2021 году коснутся как юридических, так и физических лиц.
При формировании бухгалтерской отчетности организации должны руководствоваться основным федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», разными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), нормами Налогового Кодекса РФ. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить достоверность о финансовом положении своей фирмы. Это сказано в статье 13 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год до 01.04.2021 включительно, так как 31.03.2021 является выходным днем. Бухгалтерскую отчетность можно сдавать на бумаге или в электронном виде. Если бухгалтерская отчетность сдается в бумажном виде, то подпись главного бухгалтера на ней можно не ставить. А вот начиная с 2021 года, бухгалте��скую отчетность будут принимать только в электронном виде, кроме малого бизнеса. В электронном виде малый бизнес обязан будет сдавать бухгалтерскую отчетность, начиная с 2021 года. Это сказано в федеральном законе № 444-ФЗ от 28.11.2021.
В Федеральном законе “О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 292-ФЗ от 02.11.2013 внесены изменения касательно сдачи бухгалтерской отчетности. В настоящий момент бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения и в органы Росстата (статистику). Начиная с 2021 года обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику отпадет. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию.
Акционерные общества, чья годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, должны разместить ее в интернете, в публичном доступе вместе с аудиторским заключением, не позже 3 дней с даты составления аудиторского заключения. В органы статистики также необходимо будет предоставить аудиторское заключение. Это сказано в пункте 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Согласно пункту 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, аудиторское заключение представляется в органы Росстата вместе с годовой бухгалтерской отчетностью или не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения и при этом не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
С 2021 года в России планируется запустить «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности». Этот ресурс будет собирать данные по годовой бухгалтерской отчётности предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Финансовая отчетность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным.
Подать отчетность можно разными способами:
- Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчетности.
- По почте. В этом случае день сдачи отчетности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
- В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.
Бухгалтерский баланс. Является основным отчетом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:
- Внеоборотные активы.
- Оборотные активы.
- Капитал и резервы.
- Краткосрочные обязательства.
- Долгосрочные обязательства.
В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчетного года и года, предыдущего отчетному. То есть в балансе за 2020 год указываются данные на 31 декабря 2019 года и на 31 декабря 2020 года.
Отчет о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчетный и предыдущий годы.
Отчет об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчетный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2020 год будут присутствовать показатели 2018—2019 годов.
Отчет о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчетный и предыдущий годы.
Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.
При заполнении форм годового финансового отчета нужно придерживаться следующих правил:
- Все поля заполняются только на русском языке.
- Все суммы отражаются в рублях.
- Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
- Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
- Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
- Не допускаются исправления и помарки.
- Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
- Оценка статей отчетов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
- Не допускается зачет активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчете о финансовых результатах.
- Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
- Отчет подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.
Бухучет должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учете были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.
Контролирующие органы проверяют формы отчетности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчетности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчетности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.
Баланс | Отчет о движении денежных сред��тв | |
---|---|---|
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2019 год | = | Строка 4500 за 2019 год |
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2020 год | = | Строка 4450 за 2019 год |
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2020 года минус значение на 31 декабря 2019 года | = | Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период» |
Готовимся к бухгалтерской и налоговой отчетности за 1 квартал 2022 года
Начиная с отчетности за 2019 год действуют следующие правила составления и сдачи бухотчетности (см. законы от 28.11.2018 № 444-ФЗ, от 28.11.2018 № 447-ФЗ):
- Сдавать годовую отчетность большинство фирм должны только в налоговую, представлять ее в Росстат не требуется. Это продолжают делать только организации, в отчетности которых есть сведения, отнесенные к гостайне, а также организации в случаях, установленных Правительством РФ.
- Налоговики принимают отчетность исключительно в электронном виде по ТКС. Послабление, сделанное для СМП в 2020 году, больше не работает. Начиная с отчетности за 2021 год все сдают баланс только электронно. Аудиторское заключение (при обязательном аудите) также нужно представлять в виде электронного документа.
- При составлении отчетности для ИФНС нужно использовать электронный формат и следовать порядку представления, которые утверждены ФНС.
- Срок сдачи отчетности остался прежним: не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Аудиторское заключение нужно представлять вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
- ФНС должна вести специальный государственный информационный ресурс бухотчетности. Информацию из него заинтересованные лица смогут получать за плату.
Эти отчеты обязательны для всех организаций и предпринимателей с работниками. Даже в тех случаях, когда деятельность не велась и выплат физлицам не было, они должны сдавать нулевые расчеты по страховым взносам и 4-ФСС. Исключение — предприниматели, которые не являются страхователями. Еще один отчет — 6-НДФЛ, но он не подается, если предприниматель или организация не были налоговыми агентами в отчетном периоде.
Казенные учреждения должны сдавать промежуточную месячную и квартальную отчетность и отчеты по итогам года. Отчетным периодом для организаций, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, устанавливается время с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.
Сроки предоставления утверждены Приказом Казначейства № 28н от 07.09.2021. Из него следует, что сроки сдачи годового отчета казенного учреждения за 2021 год — до 03.02.2022. Сроки предоставления консолидированной месячной отчетности в 2022 году — не позднее 11 рабочего дня месяца, следующего за отчетным (для главных администраторов).
Сведения в приказе касаются только главных распорядителей и администраторов средств федерального бюджета, которые определяют конкретные сроки направления отчетов для подведомственных казенных учреждений. Но запомните общее правило: отчитываться по итогам года необходимо не позже чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть квартальная и месячная. Ее сдают в течение года.
Бухгалтерский бюджетный учет в казенных учреждениях ведется по определенным нормативам. Бухгалтерам госучреждений при составлении отчетности необходимо соблюдать две основополагающие инструкции:
- о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 191н от 28.12.2010;
- о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций, введенной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 33н от 25.03.2011.
Бухгалтеру надо не только понимать, какие годовые отчеты формировать до закрытия счетов в 1С казенным учреждениям, но и учитывать специфику организации. В частности, надо обратить внимание на федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Документ утвержден Приказом Минфина России № 256н от 31.12.2016 и устанавливает единые требования к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, и правила формирования информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Еще один важный документ — Приказ Минфина РФ № 260н от 31.12.2016, которым утвержден федеральный стандарт «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Из него, например, следует, что требуется составлять словесные описания к формам бухгалтерской отчетности, в том числе, к данным из бухгалтерского баланса и сведениям из отчетов о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, показателям исполнения бюджета.
Бюджетная отчетность, которая не содержит сведений с государственной тайной, предоставляется в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Сам документ содержит информацию об исполнении федерального бюджета казенным и другим бюджетным учреждением, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и операциях с ними.
Бухгалтерам рекомендуется проверить сведения на предмет их соответствия контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности об исполнении федерального бюд��ета главного администратора средств федерального бюджета и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, согласованным с Минфином России и размещенным на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы», подразделе «Учет и отчетность».
В рамках обеспечения внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета следует сверяться с контрольными соотношениями. Актуальные показатели всегда публикуются на сайте Федерального казначейства.
Учреждения предоставляют месячную, квартальную и годовую отчетность. Финансовой промежуточной отчетностью казенного учреждения является отчет на конкретную дату в течение расчетного периода, который составляют нарастающим итогом. Состав и сроки сдачи промежуточных отчетов утверждают вышестоящие организации и учредители (п. 8 инструкции 33н).
Собрали в таблице, какие виды отчетности сдают бюджетные организации в 2022 году:
Название |
Тип учреждения |
Периодичность |
Сроки и порядок заполнения |
|
Казенное |
Бюджетное |
|||
Баланс |
0503130 |
0503730 |
Годовая |
Срок сдачи определяет ГРБС, учредитель или иная вышестоящая организация. Порядок заполнения — в инструкциях № 33н, № 191н и нормативах Федерального казначейства |
Справка по консолидируемым расчетам |
0503125 |
0503725 |
Квартальная, годовая, а казенные учреждения сдают ее ежемесячно |
|
Исполнение бюджета |
0503127 |
0503737 |
Квартальная, годовая |
|
Принятые бюджетные обязательства |
0503128 |
0503728 |
Квартальная, годовая |
|
Финансовые результаты деятельности учреждения |
0503121 |
0503721 |
Годовая |
|
Движение денежных средств |
0503123 |
0503723 |
Квартальная, годовая |
|
Пояснительная записка |
0503160 |
0503760 |
Месячная, квартальная, годовая |
|
Сведения об исполнении бюджета |
0503164 |
0503764 |
Месячная, квартальная, годовая |
|
Сведения о движении нефинансовых активов |
0503168 |
0503768 |
Месячная, квартальная, годовая |
|
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности |
0503169 |
0503769 |
Месячная, квартальная, годовая |
|
Сведения об изменении остатков валюты баланса |
0503173 |
0503773 |
Месячная, квартальная, годовая |
|
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств |
0503175 |
0503775 |
Месячная, квартальная, годовая |
Одна из основных форм бюджетной отчетности МКУ (муниципальных казенных учреждений) — баланс (ф. 0503730). Документ формируется и предоставляется в соответствии с положениями пунктов 13-20, 22 Приказа № 33н с учетом некоторых особенностей. Так, по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не отражаются расчеты в сумме стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, и, соответственно, показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не подлежат сверке с перечнем особо ценного движимого имущества, формируемым в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 538 от 26.07.2010.
Кроме того, в балансе (форма 0503730) наличие показателей по счету 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» со знаком «минус» не допускается (за исключением предоставления субсидий на возмещение ранее произведенных затрат).
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в Казначейство не предоставляется.
- Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
- Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
- Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
- Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
- Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.