Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накопительная и страховая часть пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести пенсионные накопления
Доходность накопительного пенсионного счета зависит в первую очередь от доходности НПФ, в котором он находится. Поэтому выбор – дело серьезное, требующее грамотного подхода. На официальном сайте ЦБР регулярно публикуются данные о доходности того или иного ПФР. Эту информацию следует изучить, проанализировать и выбрать наиболее перспективный вариант.
Поменять фонд или управляющую компанию можно раз в год. А также перевести накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ (но только, когда закончится действие моратория). Для этого нужно:
- Найти подходящий НПФ (выбрать его из списка, который имеется у ЦБР)
- Заключить с данным фондом договори на ОПС
- Подать заявление о переводе накопительной пенсии в ПРФ (сделать это можно через портал Госуслуг, в МФЦ «Мои документы», либо по почте)
Размер средств пенсионных накоплений
Он зависит от двух факторов:
- Количества средств на счету
- Выбранного режима выплат
Размер накопительного счета – вещь глубоко индивидуальная, поэтому обсуждать его мы не будем. Что касается режимов, то их предусмотрено три:
- Единовременная выплата
- Срочная выплата
- Бессрочная выплата
Единовременная выплата возможно лишь при определенных условиях:
- Если гражданину не положена страховая пенсия из-за недостатка стажа работы или баллов ИПК
- Если сумма на счету слишком маленькая (менее 5% от установленной)
- При наличии некоторых обстоятельств (в случае получения инвалидности это можно сделать даже раньше, чем наступит пенсионный возраст)
В роли индивидуального коэффициента в начислении пенсии выступают баллы, положенные гражданину за работу в календарном году.
Справка! Расчет ИПК (общий) = (ИПКс + ИПКн) × К. ИПКс – коэффициент, полученный до начала 2015 г., ИПКн – коэффициент, начисленный после 01.01.2015. К – повышающий коэффициент, предусмотренный для отсроченного заявления на пенсию.
Объем ИПК за конкретный год варьируется с учетом перечислений взносов от работодателя в ПФР. Для подсчетов используют формулу: ИПК = (СВ/НСВ) × 10, в которой СВ – взносы, перечисленные работодателям, а НСВ – норма страховых взносов. Норма рассчитывается умножением предельной величины базы по взносам на 16 %. Предел выводится правительством РФ на каждый год.
У кого формируются пенсионные накопления?
Накопительная пенсия может формироваться у людей 1967 года рождения и моложе. При этом они имеют право одновременно и на страховую, и на накопительную пенсии. Страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в системе обязательного пенсионного страхования с 2002 по 2014 год.
«Еще они формируются у мужчин, рожденных в 1953-1966 годах и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, работавших в этот период. С 2005 года эти отчисления были прекращены из-за корректировки законодательной базы. Таким образом, у читательницы Марии Кизляковой, рожденной в 1959 году могут быть сформированы накопления», — отмечает Оксана Аханова.
Страховая и накопительная части пенсии
Пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Но в чем между ними разница (а она существенная), многие не понимают. Хотя этим вопросом уже сейчас должны задаваться не только люди старшего возраста, но и молодежь, которая стремится заложить надежный фундамент своего будущего. По большому счету, эта тема актуальна для любого человека. Поэтому есть смысл разобраться, как начисляют страховую и накопительную части и чем отличаются между собой два варианта.
Вариант пенсионных накоплений № 1.
У большинства граждан накопления формируются исключительно в части страховой пенсии – этот механизм Пенсионный фонд РФ предлагает как основной и сам собой разумеющийся. За теми, кто пошел по данному пути, закрепилось неофициальное наименование «молчуны». Эти люди никогда не заявляли о своем намерении самостоятельно выбрать вариант обязательного страхования или переходили в негосударственный фонд, но позже возвращались к прежнему способу формирования пенсии.
Вспомните, подписывали вы когда-нибудь заявление или договор о перечислении накоплений в НПФ? Если нет, то ваши взносы в размере 16 % с индивидуальной части участвуют в формировании только страховой пенсии. Такой вариант управления страховыми средствами предусматривает перевод всех взносов в индивидуальные коэффициенты – по-другому «пенсионные баллы». Каждый застрахованный имеет собственный запас накопленных баллов. Проверить их можно по лицевому счету гражданина.
Как начисляется пенсия
Какая будет пенсия у потенциального пенсионера, зависит от многих факторов:
-
базовой пенсии (фиксированной выплаты) – части пенсии, которая не зависит от трудового стажа и заработанных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Она устанавливается на законодательном уровне.
В таблице выше указана страховая базовая пенсия на 2019 год. Она равна 5334,19 рубля;
- количества ИПК (зависит от суммы перечисленных взносов в ПФ и срока трудового стажа);
- стоимости ИПК в расчетном году. Для справки: в 2019 году 1 ИПК = 87,24 рубля.
Чем они отличаются друг от друга?
В чем разница, между базовой накопительной и страховой пенсии? Отличие страховой пенсии от накопительной в следующем: страховые выплаты никак не зависят от действий гражданина. Их доля в общем объеме перечислений от работодателя устанавливается регламентом ПФР и не может быть изменена по желанию клиента.
Накопительная часть представляет собой выплаты в размере 6%, на которые может повлиять сам гражданин. Их формирование будет складываться исходя из его выбора. В случае перевода средств в негосударственную пенсионную компанию они подлежат индексированию согласно доходу НПФ. Если клиент откажется от перевода накопительной части пенсии, то деньги останутся на счете в ПФР. Дальнейшая их судьба зависит от текущих обязательств перед бюджетниками, пенсионерами или другими выгодоприобретателями.
Подытожим, чем отличается страховая пенсия от накопительной в таблице.
Страховая | Накопительная | |
Способ формирования | Баллы | Денежное выражение |
Источник | Страховые взносы работодателя | Средства, размещенные на индивидуальном счете |
Суть выплат | Обязательство государства по распределению | Компенсация получаемого ранее дохода за счет накопленных на персональном счете средств |
Индексация | Размер уточняется ежегодно Правительством | Размещается в фондах, государственных или частных, которые используют ее в предпринимательской деятельности, доходность — ее основа |
Размер | Зависит от баллов, которые каждый год меняются за счет накопленного стажа, выплат, размера зарплаты. Уточняется надбавка к основной сумме, установленной государством, и расчетного количества месяцев, когда она выплачивается | Зависит от размера поступлений и количества месяцев, в течение которых она выплачивается |
Наследование | Никогда не наследуется | Может наследоваться до момента ее назначения |
Условия назначения | Достижение возраста и наличие определенного стажа | Получение права на пенсию по старости и наличие средств на счете |
В чью пользу сделать выбор?
Какая пенсия больше и что лучше выбрать? Государство заинтересовано в том, чтобы россияне оставляли свои 6 % перечисленных средствна счетах ПФР. Наличие свободных финансов позволяет ПФР выполнять свои обязательства в полном объеме.
Но в случае добровольного отказа от перевода накопительной части пенсии граждане лишают себя достойной пенсии в будущем. В среднем до выхода на пенсию гражданин с заработной платой в 30-35т тыс. рублей в месяц может накопить до 3 млн. рублей. Сверх этой суммы будут начислены проценты, которые инвестирует фонд. Чем выше доходность НПФ, тем выгоднее будет вложение средств и будущая пенсия граждан.
Чтобы сделать выбор в пользу собственной пенсии, 6% взносов гражданину следует перевести в частную компанию. Объем накопленных средств зависит от срока перевода, заработной платы клиента, дохода фонда. Минимальный доход НПФ в России составляет 9%. Этого достаточно, чтобы покрыть уровень инфляции в стране и обеспечить инвестиционный доход сверх начисленных средств.
Накопительная часть пенсии
Ещё в прошлом году пенсия делилась на две части. Одна из них была страховой (то есть обязательной, которая в любом случае будет выплачена), другая накопительной, которой гражданин мог управлять по собственному желанию. Несмотря на то что сейчас это несколько изменилось, суть осталась той же. Накопительная часть представляет собой часть общей пенсии, состоящей и из накопительной, и из страховой, однако распоряжаться этой ее частью можно самостоятельно, выбирая негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для управления собственными средствами, которые накапливаются на старость.
Формируется они из тех же самых баллов, что и страховая пенсия. Граждане получают возможность выбирать между начислением им только страховой пенсии или и страховой, и накопительной. Во втором варианте количество баллов, отчисляемых на страховую часть, будет уменьшено, и они будут переведены на накопительную. Благодаря такой системе гражданин сам может решать, что ему делать со своими будущими платежами: оставить все как есть и получать гарантированный, стабильный, но небольшой доход в старости, или же рискнуть и попробовать получить значительно больше.
Чтобы точно ответить на вопрос: «Страховая и накопительная часть пенсии. Что это такое?», нужно понимать, что накопительная часть пенсии — своего рода депозит, который может как принести значительную прибыль, так и быть более убыточным, чем остальная часть пенсии. К примеру, не все негосударственные пенсионные фонды одинаковы. Каждый из них управляется разными людьми, используемыми для получения дохода разные средства (естественно законные). Таким образом, в одном НПФ прибыль может быть более значительной, но и риск потерять средства так же, как и при закрытии банков теряют депозиты, тоже велик.
В другом варианте доход от НПФ будет настолько незначительным, что выгоднее было бы все получаемые пенсионные баллы направлять на страховую пенсию. Чтобы не допустить такую ситуацию, рекомендуется тщательно изучать все предложения негосударственных пенсионных фондов и их сами. Выбирать лучше всего те из них, которые уже пережили один или два экономических кризиса, что значительно повышает шансы как на то, что они смогут пережить и следующий, если он будет, так и на сохранность и преумножение пенсионных средств отдельно взятого гражданина.