Участие в тендерах для начинающих: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие в тендерах для начинающих: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новые участники сталкивались бы с большими проблемами, связанными с входом на рынок, поскольку Госзаказчики в подавляющем большинстве, не хотели бы рисковать, заключая контракты с незнакомыми, непроверенными компаниями. Контролирующие органы в данной сфере не имели бы возможности проверить, насколько эффективно и целесообразно используются бюджетные средства. Пришлось бы непрерывно контролировать, действительно ли Госзаказчики закупают по разумным ценам или находятся в сговоре с поставщиком, платят ему вдвое больше рыночной цены и полученную сверхприбыль делят между собой заинтересованные лица.

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Как участвовать

Аукцион

Наименьшая цена

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Конкурс

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Наименьшая цена

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Преимущества для заказчика и поставщика

Заказчики и поставщики, участвующие в госзакупках, получают ощутимые преференции, которые выражены в:

  • получении крупных финансовых субсидий;
  • отсутствии необходимости вкладывать средства в рекламу и в другие способы привлечения клиентов;
  • оперативном заключении контрактов на основании конкретного срока, оговорённого законодательством;
  • строгом описании закупочного объекта в тендерной документации;
  • своевременной выплате суммы, прописанной в контракте;
  • контролем процесса выбора поставщика со стороны надзорного органа;
  • предсказуемости рынка;
  • формировании на рынке положительного имиджа участников госзакупок;
  • низком уровне конкуренции.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП)на имя руководителя компании.
  2. Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
  3. Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.

Полный перечень документов для юридического лица:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
  • ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
  • ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
  • ОКВЭД
  • Копии учредительных документов
  • Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
  • Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)

Полный перечень документов для физического лица:

  • Выписка из ЕГРИП
  • Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
  • ОГРП
  • Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.

Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ

Различие ФЗ-223 ФЗ-44
Сфера применения Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур.
Статус нанимателя Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны.
Виды закупок Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАКУПОК

За правильность госзакупок в 2021 году отвечает коллегиальный орган — комиссия. Заказчик создает комиссию для рассмотрения заявок от участников во время проведения закупочной процедуры. Организовывать ее нужно во всех случаях, кроме госзакупок у единственного поставщика.

Комиссия занимается только рассмотрением поступивших предложений. Организацией закупок занимается контрактная служба или контрактный управляющий. Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя и получить качественный результат закупки.

ФАС России рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика, организатора торгов, закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Подать жалобу и инициировать процедуру проверки вправе любой участник закупки. Если антимонопольная служба признает жалобу обоснованной, она выдает предписание об устранении нарушений.

В открытых тендерах может принять участие любой желающий. Как правило, торги открытого типа применяются в госзакупках. Они позитивно влияют на рынок, хорошо мотивируют потенциальных исполнителей и усиливают конкуренцию, но в то же время весьма трудоёмки в плане организации.

В закрытых тендерах принимают участие компании, в индивидуальном порядке получившие приглашение. Их отбирают по различным критериям: финансовые результаты компании, её репутация, медийная активность, положение на рынке. Список участвующих претендентов в закрытом тендере никогда не разглашается. Это сделано для того, чтобы исключить сговор между конкурсантами. Как правило, в закрытых тендерах принимают участие четыре-пять компаний.

Читайте также:  Как оформить генеральную доверенность. Инструкция

Специализированные торги тоже можно отнести к закрытому типу тендеров. Здесь нет чётко установленного количества претендентов, а участие ограничено определёнными критериями. Например, к торгам могут допускаться только компании, сотрудничавшие раньше с заказчиком.

По способу проведения тендеры делятся на:

Аукционы — самая распространённая форма торгов, при которой участники подают свои ценовые предложения в специальной аукционной комнате на ЭТП. Все участники в момент проведения аукциона видят предложения друг друга и могут снижать свою цену неограниченное количество раз. Побеждает тот, кто в конечном итоге дал наименьшую цену для заказчика.

Заказчики под санкциями. А что с их закупками?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 заказчикам, попавшим под санкции, а также кредитным организациям, чьи контролирующие лица попали под санкции, предписано не размещать никаких сведений о закупках на сайте Единой информационной системы (ЕИС).

Это также означает, что временно заказчики не публикуют никаких планов, протоколов и отчетов. Конкурентные закупки таких заказчиков переведены в закрытую форму и проводятся с адресным приглашением поставщиков, отобранных организатором торгов. Неконкурентные закупки, по которым сведения не передаются в ЕИС, проходят по прежнему порядку.

Если заказчик, попавший под санкции, проводит конкурентную закупку в электронной форме, то теперь такая закупка проходит на ЭТП АСТ ГОЗ.

Особенность этой площадки — сложная процедура аккредитации, длительная проверка сведений и необходимость установки дополнительного ПО. Если заказчик не направил адресного приглашения на участие в конкретной закрытой закупке, то проходить сложную процедуру не имеет большого смысла.

Поскольку любой временный порядок когда-либо завершается, мы ожидаем, что в скором времени указанные заказчики снова будут публиковать сведения о процедурах — либо на новом ресурсе, либо в новой закрытой части ЕИС.

В соответствии с 104-ФЗ от 16.04.2022 года для корпоративных закупок изменились формулировки в указании сайта публикации данных, следующим этапом может стать запуск в эксплуатацию сайта с закрытом разделом закупок заказчиков, попавших под санкции.

Государственные закупки.

Органы исполнительной власти осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд.

Государственный заказ размещается обычно среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.

Основным способом определения конкретных исполнителей государственного заказа, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс (с предварительным отбором или без него). Другими способами размещения государственного заказа являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *