Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Православный календарь на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.
Народные приметы на родительские субботы.
Народные приметы и предписания на родительские субботы сформировались в соответствии с церковными канонами и рекомендациями или народными поверьями, восходящими к дохристианской эпохе:
- Христианская церковь не приветствует поминание усопших алкоголем, а также организацию застолья на могиле или кладбище – помяните молитвой, особой едой, тихо и благочинно.
- В христианском каноне просят не убиваться и не причитать об усопшем, а молиться о его душе, обретая тем самым собственное умиротворение в сердце.
- В эти дни принято подавать милостыню, не отказывая.
- Желательно перенести хозяйственные дела на другие дни, не шить, не убираться и не стирать, сосредоточившись на молитве.
- Запрет на купание в родительскую субботу выглядит вполне разумным, учитывая тот факт, что большинство дней приходится на прохладный период времени, когда купаться не стоит.
- С некоторыми праздниками связаны народные погодные приметы. Так, на Радоницу ждали дождик, который обещал большой урожай. Девушки считали, то умывшись в этот день дождевой водой, сохранят красоту на долгие годы. В то же время ясная погода ассоциировалась с тем, что умершие родственники радуются и посылают таким образом весточку. Независимо от погоды в этот день старались «не беспокоить землю», не проводить никаких работ.
1 апреля суббота |
Великий пост. |
2 апреля воскресенье |
Великий пост. |
3 апреля понедельник |
Великий пост. |
4 апреля вторник |
Великий пост. |
5 апреля среда |
Великий пост. |
6 апреля четверг |
Великий пост. |
7 апреля пятница |
Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий пост. |
8 апреля суббота |
Празднование Собора Архангела Гавриила. Великий пост. |
9 апреля воскресенье |
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Великий пост. |
10 апреля понедельник |
День памяти Преподобного Илариона. Великий пост. |
11 апреля вторник |
Великий пост. |
12 апреля среда |
Великий пост. |
13 апреля четверг |
Великий пост. |
14 апреля пятница |
Великий пост. |
15 апреля суббота |
Великий пост. |
16 апреля воскресенье |
Пасха. Светлое Воскресение Христово. |
18 апреля вторник |
Празднование в честь перенесения мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси. |
20 апреля четверг |
День памяти преподобного Георгия, митрополита Митиленского. |
23 апреля воскресенье |
Красная горка. |
25 апреля вторник |
Радоница. |
2 мая вторник |
День памяти Блаженной Матроны Московской. |
6 мая суббота |
День святого Георгия Победоносца. |
9 мая вторник |
День поминовения усопших воинов. |
12 мая пятница |
День памяти девяти мучеников Кизических. |
13 мая суббота |
День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. |
16 мая вторник |
День памяти преподобного Феодосия Печерского. |
21 мая воскресенье |
День памяти Иоанна Богослова. |
22 мая понедельник |
Празднование в честь перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. |
24 мая среда |
День памяти учителей Словенских — равноапостольных Мефодия и Кирилла. |
25 мая четверг |
Вознесение Господне. |
28 мая воскресенье |
День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского. |
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастье�� пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Радоница: приметы и обычаи
- В этот день нельзя ничего сеять и сажать в землю. Сначала следует убрать могилы покойных, а уже потом заниматься сельскохозяйственными работами. Несоблюдение традиции грозит плохой урожайностью и долгой засухой.
- Дождь на Радоницу — хорошая примета. Во время дождя женщины выходили на улицу и умывались дождевой водой, чтобы сохранить молодость и красоту.
- В поминальный день нельзя пропускать поход на кладбище: считается, что в противном случае после вашей смерти близкие не будут вас поминать.
- На Радоницу каждый желающий мог призвать душу покойного. Для этого на кладбище брали крашеное яйцо и разбивали его об крест, а затем скорлупки складывали около могилы умершего. Само яйцо забирали с собой и на ночь оставляли его в центре обеденного стола. Если на утро его не обнаруживалось или оно было надкусано, значит, покойник навестил вас.
Во время Радоницы по лунной фазе можно определить, будет год урожайным или нет. Если в этот день Новолуние, значит, урожай будет хорошим. Если Луна убывает — земля будет неплодородной.
Мясопустная родительская суббота: что это такое и в чем смысл
Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких.
В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.
Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 26 февраля 2023 года — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим.
Приметы на Родительский день
Наибольший объем примет, связанных с родительским днем, касаются погоды и того, что она может символизировать. Люди фиксировали состояние природы задолго до самого поминального дня. Считалось, какой погода была на Вербное Воскресенье, такую же следует ожидать на Пасху и родительский день.
Зачастую погодные приметы имели практический характер и связаны с тем, будет ли у людей урожайным предстоящий сезон полевых работ или нет. Считается, что на родительский день после Пасхи обязательно пойдет дождь — будь то небольшой грибной дождик или даже настоящий ливень с громом и молниями. Более того, в прошлом, если небо было безоблачным и ничто не предвещало осадков, люди специально зазывали их. Считалось, что если на Радоницу упадет хотя бы несколько дождевых капель с небес, то это примета богатого урожая.
Еще многие наблюдали за погодой, чтобы узнать о настроении усопших предков. Считалось, что если в поминальный день с утра разошелся ветер, то люди воспринимали это, как признак волнения усопших, переживавших, что их в этот день не помянут и не навестят могилы. Люди замечали, что после обеда ветер, как правило, стихал. Это расценивалось как то, что в первой половине дня многие успели побывать на кладбище, и души умерших успокоились.
Почему дата Пасхи всегда приходится на разное время
Существуют различные мнения о том, когда исторически случилось событие, открывшее человечеству новую жизнь – с Богом. Например, многие христиане издревле считали, что это случилось 7 апреля. Это также – день Благовещения Богородицы.
Интересный фактКогда Пасха приходится на 7 апреля, день такой именуют особым образом – Кириопасхой, то есть «Господственной». Случается это нечасто: последнее такое совпадение случилось в 1991 г. А следующая Кириопасха будет праздноваться только в 2075 г.
Однако, христиане первых веков не были склонны высчитывать «времена и сроки» событий. Куда важнее был их духовный смысл. Именно поэтому празднование Пасхи никогда не соотносили с историческим днем Воскресения: например, первые христиане Божие «Восстание Христово» праздновали вообще каждый первый день седмицы – именно отсюда его название, воскресенье. Кроме этого, существовало еще воспоминание Распятия, день строгого поста, скорби.
Такая Пасха именовалась «Крестной», то был канун праздника Песах у иудеев. Ведь именно тогда распяли Иисуса. Но уже с конца II в. Пасха становится праздником «умерщвления смерти», Воскресения Господа.
Радоница, или Фомина неделя
Какого числа пройдет Радоница, зависит от Пасхи. Отмечают Радоницу во второй вторник после Пасхи и через день после Фоминого воскресенья.
Понятие «Радоница» пошло от «радость». Считается, что не стоит скорбеть об уходе родственников, надо порадоваться за них, что они «перешли в вечную жизнь».
Начинается все с Божественной литургии, затем все произносят молитвы во время панихиды и только потом идут на кладбище. Могилы приводят в порядок, приносят цветы, ставят свечи. Церковь не поощряет оставлять пищу около могилок – это считают языческим пережитком. Лучше отдать пищу нуждающимся или принести в храм. Также нельзя пить алкоголь и курить в местах захоронения.
Нужно подавать милостыню и всячески помогать тем, кому это необходимо.
Садом и огородом заниматься не советуют. Кроме того, стирку, уборку и шитье лучше перенести на другое время.
В пятницу требуется посетить церковь и выстоять вечернюю службу. Утром следует прийти на заупокойную литургию. Чтобы почтить память умершего, напишите полное имя покойного и сведения о его крещении на листе бумаги и передайте записку священнику.
Рекомендуется посещать храм в память об усопших, даже если в остальное время человек редко ходит в церковь. Важно помнить о погибших родственниках с почтением относится к загробной жизни. Не забывайте упоминать покойных в молитвах, прося Господа о прощении всех их земных грехов.
В церкви обязательно ставится свеча за упокой и жертвуются деньги на благотворительность. При желании разрешается принести продукты. На кладбище сделайте уборку, зажгите свечу и дайте ей погореть несколько минут (считается, что к огню приходят греться души с другого мира).
Затем можно организовать обед дома или в кафе. Готовится скромная трапеза, без пышных пиршеств, богатого разнообразия блюд и алкогольных напитков. Обычно делается кутья и блины. Знакомым и нуждающимся людям раздаются печенья и конфеты.
Покровская родительская суббота
Суббота перед Покровом не отмечена в церковном календаре, так как Патриарх Иова издал указ об этом дне только для Казанской епархии. Позже эту традицию переняли другие близлежащие регионы. Праздник отмечают жители Кировской области, Татарстана, Урала и Удмуртии.
Первым, кто решил утвердить поминальный день перед Покровом, был митрополит Казанский Ермоген. Ведь в этот большой праздник войска царя Ивана IV в 1552 году покорили земли Казани. По истечении 40 лет, 25 февраля свт. Иов подписал указ, в котором было предложено:
«По всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы».
Но на самом деле проводить панихиды стали перед Покровом, по аналогии с Димитриевской субботой. К тому же в этот день поминают не только погибших воинов, но и всех родственников и других людей, у которых не было родни.
Что такое родительская суббота в православии
В эти субботы в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Название «родительская» произошло скорее всего от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам.
А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших.
Таких суббот в году две: Мясопустная (которую в 2021 году отмечают 6 марта) и Троицкая. В эти дни совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.
Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Что делают в родительскую субботу
Это день памяти по каждому предку живого человека, поэтому утро следует начать с посещения церкви или храма и принять участие в заупокойной службе. Как правило, имена усопших, за которых следует помолиться, накануне подаются написанными в записке. В церкви ставится свечка за упокой.
Люди в этот день посещают могилы, приносят на них цветы, ставят свечи или лампады, при необходимости убираются на участке.
В родительские субботы принято рассказывать детям об их предках, чтобы и они их помнили, показывать фотографии и вспоминать хорошие моменты жизни.
В этот день не запрещено убираться в доме, но обычно это делают заранее, чтобы встретить субботу в чистоте и успеть все дела.
Ужин в семье должен представлять собой поминальную трапезу с кутьей, блинами, киселем и любимыми блюдами покойного.