Виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Нормативное регулирование

Существует много законодательных актов, имеющих отношение к избирательному праву каждого россиянина.

Но наиболее полезная и полная информация содержится в следующих документах:

  • Конституция РФ, включающая основные права и свободы россиян;
  • ФЗ №67, описывающий гарантии избирательных прав, а также включающий право людей на участие в референдумах;
  • КоАП РФ, содержащий данные об административных мерах наказания, которые применяются к лицам, нарушающим избирательные права;
  • УК РФ, включающий информацию об основаниях для привлечения граждан к уголовной ответственности за такие преступления.

На основании ст. 32 Конституции РФ россияне могут выбирать и избираться, а также принимать участие в референдумах, которые касаются наиболее важных вопросов для страны. Исключением выступают лица, официально признанные недееспособными или находящиеся в тюрьме.

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность

рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Фальсификация итогов голосования представляет собой искажение данных голосования, совершенное специальным субъектом. Лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности. Существуют многочисленные способы фальсификации данных, которые охотно используют виновные лица, прибегая к порче и уничтожению бланков и другим противозаконным методам.

Судебная практика насчитывает буквально единицы преступлений по ст. 142.1 УК РФ. Выявить преступление сложно, поскольку требуются законные, неоспоримые доказательства, изобличающие преступников. Как показывает судебная практика, осужденные за фальсификацию лица отделываются денежным штрафом, хотя санкция уголовной статьи предусматривает более суровый вид наказания – лишение свободы.

Органам государственной власти, наделенным законодательной инициативой:

  • Необходимо увеличить размеры штрафов за административные правонарушения, связанные с нарушением избирательного законодательства.
  • Необходимо перевести уголовные преступления в избирательной сфере в категорию тяжких преступлений.

Избирательным комиссиям различного уровня:

  • Не исполнять рекомендации и неформальные поручения, не соответствующие действующему избирательному законодательству.
  • Обеспечить большую защищенность членов комиссий в случае их преследования за отказ совершать противозаконные действия.
  • Совместными усилиями с правоохранительными органами и экспертами разработать методические указания о специфике расследования электоральных преступлений, сбора и оценки доказательств.

Судебным и правоохранительным органам государственной власти:

  • Необходима перепроверка всех отказных материалов по заявлениям о фальсификации выборов начиная с выборов в Государственную думу России (т.е. с 2016 года).
  • Необходимо возбуждать уголовные дела в автоматическом режиме при наличии видео с УИК с признаками фальсификаций выборов.
  • Должно быть разъяснение Верховного суда РФ, что по делам о фальсификации выборов недопустимо прекращение уголовного дела в связи с тем, что по данному составу преступления невозможно оценить соблюдение условий по возмещению ущерба или иному заглаживанию причиненного преступлением вреда.

Состав и ответственность

Рассматриваемая тема подразделяется на два самостоятельных преступления: 1-ое регулируется статьёй 142 и устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, 2-ое – статьёй 142.1 и относится к подделке итогов голосования. Общественная опасность данных деяний в их попытки нарушить один из основополагающих принципов демократического государства в виде принципа народовластия, нарушая при этом не только Уголовный кодекс, но также и главный законодательный акта Российской Федерации – Конституцию. К сожалению, подобные нарушения не редки, и огромное количество выборов, особенно при избрании административного штаба небольшими субъектами местного самоуправления, сопровождается значительными нарушениями и со стороны самих кандидатов, и со стороны уполномоченных комиссий. Стоит ли говорить, что основным движущим элементом совершения этих преступлений является финансовая составляющая, которая сопровождает каждые, без исключения, выборы.

Читайте также:  Как подать на алименты, находясь в браке (без развода)

Деяние, связанное с препятствием по реализации данных прав и свобод, в соответствии с действующим законодательством является уголовно наказуемым, о чём говорит статья 141 Уголовного кодекса РФ. Стоит отметить, что не все формы подобного нарушения рассматриваются только в рамках Уголовного кодекса. В КоАП РФ предусмотрена глава 5 со статьями от 5.1 до 5.25, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Итак, положения статьи 141 УК РФ определяют преступления в виде воспрепятствования осуществления избирательных прав или работе избирательных комиссий и заключаются в следующем:

  1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Исходя из части 1, объективной стороной состава преступления является выполнение одного или нескольких действий:

  • учинение препятствий, не позволяющих гражданам реализовать свои права на участие в выборах или референдуме;
  • нарушение тайны голосования, т. е. обнародование сделанного выбора;
  • учинение работе комиссии препятствий, мешающих их штатной работе и не позволяющие осуществлять свои обязанности.

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов.

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена в ст. 141 УК РФ. Согласно этой норме преступными признаются воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей. Противоправным федеральный законодатель признает и вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей (участников референдума) и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы». Дополняет указанную норму ст. 141.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Основной целью введения обозначенной нормы является упорядочивание финансового обеспечения избирательной кампании, кампании по проведению референдума с позиций принципа прозрачности, где единственной формой аккумуляции финансовых ресурсов должен выступать избирательный фонд (фонд референдума).

Ответственность за посягательства на избирательные права граж-дан по уголовному законодательству бывших стран СССР

При этом, несмотря на имеющийся научный опыт исследования институ-та уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, проблема применения правовых норм, отраженных в ст.ст. 141-1421 УК РФ, остается недостаточно разработанной, что детерминировано сле-дующими объективными причинами: бланкетностью исследуемых уголовно-правовых норм, сложностью правопонимания и правоприменения, непрерыв-ным процессом совершенствования конституционного законодательства РФ о выборах и референдумах. Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что данная тема на-учной работы в современных условиях является недостаточно исследованной. Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки научно обос-нованных способов и возможностей для решения проблем уголовной ответст-венности за нарушения законодательства о выборах и референдумах.

Читайте также:  Какие документы нужны на паспорт РФ

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель исследования за-ключается в том, чтобы в рамках обобщенной нормативно – правовой базы, анализа зарубежного и национального законодательства в избирательной сфере, на основании теоретического и практического материала выявить значимые проблемы уголовной ответственности за нарушения законодательства о выбо-рах, разработать рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствова-ние уголовного законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избира-тельных прав граждан и практики его применения.

Достижение поставленной цели представляется возможным при решении следующих задач: — на основе сравнительно-правового исследования норм уголовного законо-дательства зарубежных государств, устанавливающих уголовную ответствен-ность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме, вы-явить положительный опыт их применения и возможность заимствования тако-вого в целях совершенствования уголовного законодательства РФ; — выявить особенности правового регулирования уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан и права на участие в референдуме в отечественном уголовном законодательстве с точки зрения его исторического развития; — путем юридического анализа составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 141-1421 УК РФ, предложить решения спорных теоретических проблем уголовно-правовой оценки исследуемых преступных деяний; — изучив судебную практику по делам о преступлениях, посягающих на из-бирательные права граждан и права на участие в референдуме, выявить недос-татки правоприменения и разработать практические рекомендации по примене-нию уголовно-правовых норм, содержащихся в ст.ст. 141-1421 УК РФ; — разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию норм отечественного уголовного законодательства, образующих институт уго-ловно-правовой охраны избирательных прав граждан и право на участие в ре-ферендуме.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом на-стоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Предметом диссертационного исследования явились уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступле-ния против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, со-держащиеся как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве, в том числе и исторические нормативно-правовые акты, а также нормы, содержащие-ся в различных нормативно-правовых актах конституционного, избирательного законодательства РФ и зарубежных государств, материалы следственной и су-дебной практики применения норм, отраженных в ст.ст. 141-1421 УК РФ.

Методологическая основа диссертационного исследования. Диссерта-ционное исследование осуществлялось с использованием современных методов научного познания.

Методологической базой исследования выступает совокупность приемов и способов познания данного явления общественной жизни, к числу которых относятся сравнительно-правовой, историко-правовой, логико-юридический, интервьюирование, анкетирование, анализ документов и статистических мате-риалов.

Теоретической основой работы явились труды советских и российских ученых по проблемам уголовной ответственности за преступления против из-бирательных прав граждан и права на участие в референдуме, а также научные труды по общей теории права, конституционному, избирательному, админист-ративному праву и криминологии, а именно А. В. Агафонова, В. Н. Белонов-ского, Ю. А. Веденееева, Д. А. Грачева, А. П. Груздевой, А. И. Долговой, Т. Н. Елисеевой, Б. Д. Завидова, Б. В. Здравомыслова, В. В. Игнатенко, Ю. Н. Климо-вой, И. Я. Козаченко, А. С. Колышницына, А. Н. Красикова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Курманова, Т. А. Лесниевски-Костаревой, С. Я. Лиховой, Н. Г. Мажин-ской, Л. Г. Мачковского, А. В. Наумова, А. Е. Помазанского, А. Е. Постникова, А. И. Рарога, Р. А. Сабитова, Г. А. Станкевич, Н. В. Терещенко, И. Н. Толсти-ковой, С. М. Шапиева, Р. Д. Шарапова и др. Нормативную базу исследования составили нормы международного права, Конституции РФ, УК РФ, избирательного законодательства РФ, нормы уголовного и избирательного законодательства иностранных государств, а так-же иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области реализации и охраны избирательных прав граждан и права на участие в рефе-рендуме.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Читайте также:  В какие сроки нужно сдать декларацию 3-НДФЛ

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Обжалование нарушений

Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.

Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.

Жалобы и обращения о нарушениях направляются в разные инстанции. Большая часть адресуется в соответствующую избирательную комиссию (ИК). Например, если голосование на участке началось (закончилось) в неположенное время, то следует проинформировать территориальную ИК. Кроме того, люди могут писать напрямую в прокуратуру. Данная правоохранительная структура обязана незамедлительно отреагировать на сигнал и устранить нарушение.

Скачать для просмотра и печати:

КоАп от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

Статья 141 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 32 Конституции РФ

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Голосование в стране осуществляется тайным способом.

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *