Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на утилизацию автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.
Технология утилизации автомобилей
Автомобиль состоит из множества материалов, деталей, масел и других элементов, которые при неправильной утилизации способны нанести серьезный вред экологии и здоровью человека. Старое транспортное средство признано опасными отходами, для обращения с которыми требуется лицензия. Не стоит путать утилизацию автомобиля и металла. Машина – это не только источник лома, но и множество других вредных материалов. Ее переработка требует совершенно иного подхода.
Утилизация автомобиля – это процесс удаления, извлечения опасных отходов 1-4 класса. Например, к ним относятся отработанные шины, моторное масло и ГСМ, аккумулятор. Это комплексное мероприятие, в ходе которого сотрудники сталкиваются с необходимостью утилизировать изделия с разной степенью негативного воздействия. Например, шины относятся к 4 классу опасности, отработанные масла – к 3 классу, некоторые ГСМ – к 1 классу.
Фирме, у которой оформлена лицензия для утилизации автомобилей, в большинстве случаев будет целесообразно получить разрешение на переработку не только металлолома, но и шин, покрышек, отработанных масел и смазочных материалов, аккумуляторов. Это опасные отходы 1-4 класса. Для работы с ними потребуется оборудовать площадку по строгим требованиям нормативных актов. Альтернативный вариант – передавать все отходы, кроме металлолома, организации с соответствующей лицензией.
Главная цель лицензирования – удостовериться, что на предприятии созданы все условия для безопасной и правильной утилизации автомобилей. Выбранные методы должны наносить минимальный ущерб окружающей среде и здоровью человека. Для этого владелец предприятия должен разработать карту технологического процесса, приобрести специальное оборудование, обучить сотрудников.
Утилизация транспортных средств – это переработка для вторичного использования цветного и черного металла, масел, ГСМ, аккумуляторов, шин и других опасных отходов. Для реализации мероприятия используют шредерные установки, которые способны сортировать и измельчать материал. В результате процесса получается качественный лом, резиновая крошка, электрическая или тепловая энергия или другой продукт, пригодный для повторного использования.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Требования для получения лицензии
Для того чтобы получить лицензию, необходимо соответствовать определенным требованиям:
- наличие у соискателя зданий, строений, сооружений, в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности,
- наличие оборудования, специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на другом законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ,
- наличие у соискателя лицензии и его работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I-IV классов опасности. Подготовка требуется не для всех, это положение относится только к тем сотрудникам, которые будут непосредственно работать с отходами. С сотрудниками должны быть заключены трудовые договора,
- наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами,
- наличие системы производственного контроля в области обращения с отходами.
Если заявитель дополнительно собирается самостоятельно заниматься транспортировкой отходов, необходимо наличие специальных транспортных средств, принадлежащих на праве собственности для выполнения указанных работ.
Государственная программа
Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.
Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.
Прочие условия в 2021 году:
- вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
- участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
- новые автомобили в утиль не сдают;
- у участника должен быть паспорт РФ;
- автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).
По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.
Отправить на металлолом
Процедура проходит в три этапа:
1. Найти утилизатора
Определитесь с компанией-утилизатором. В интернете можно найти списки таких организаций в вашем городе или регионе. Они бывают государственные и частные. Узнайте, есть ли у компании соответствующая лицензия на работу с отходами. Только такая организация сможет выдать вам свидетельство об утилизации установленного образца. Без этого документа снять авто с учета не получится.
Совет. Перед тем, как сдать машину в утиль, имеет смысл снять с нее работоспособные комплектующие, которые можно продать. Номерные агрегаты придется зарегистрировать в ГИБДД, чтобы продать их потом легально. На каждую номерную деталь в ГИБДД вам выдадут свидетельство. Особенно важно получить свидетельство на двигатель.
Государственная программа
Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.
Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.
Прочие условия в 2021 году:
- вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
- участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
- новые автомобили в утиль не сдают;
- у участника должен быть паспорт РФ;
- автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).
По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.
Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.
Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.
Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.
За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.
Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.
Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.
Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.
Каким образом выглядит заявление и что в нем обязательно нужно указывать
Одним из главных документов, которые потребуются автомобилисту, в случае необходимости утилизировать собственное транспортное средство, является заполненный надлежащим образом бланк заявления. В каждом подразделении ГИБДД можно найти образец его правильного заполнения.
При составлении заявления на снятие авто с учета в Госавтоинспекции, владелец транспортного средства обязательно должен заполнить заявление, в котором содержатся следующие обязательные поля:
Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва доб 152
- Санкт-Петербург доб 152
- Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)
- корректное наименование того подразделения ГИБДД, куда обращается автомобилист;
- ФИО обратившегося лица;
- указать причину, по которой необходимо снять транспортное средство с учета в подразделении Госавтоинспекции (в данном случае будет формулировка – в связи с утилизацией автомобиля;
- обязательно потребуется внесение данных о самом транспортном средстве, в том числе, указав информацию из ПТС (какая марка и модель утилизируемого автотранспорта, номер его кузова, госзнак, а также период выпуска автомобиля);
- потребуется указание паспортных данных владельца автомобиля, подлежащего утилизации;
- прочие данные, которые затребуют сотрудники ГИБДД, которые позволят им выдать справку о снятии авто с учета.
Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?
Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.
Такой мусор остается на площадке, где происходит утилизация авто
Какие виды отходов позволяет «получать» лицензия на утилизацию автомобилей?
Территория предприятия по утилизации
Помимо металлического лома при утилизации вышедшего из строя автомобиля можно получить множество других видов отходов, которые подлежат либо захоронению, либо повторному использованию, например, в качестве сырья для производства других материалов. В связи с этим можно выделить следующие побочные отходы:
Из-за такого количества опасных материалов и веществ к пунктам приема предъявляются повышенные требования в плане организации хранения и перевозки данных отходов. Поэтому очень часто не имеющие подобных условий предприятия договариваются с другими приемщиками, наоборот, располагающими необходимым оборудованием, о передаче за отдельную плату аккумуляторов, смазок и прочих побочных активов, образующихся при утилизации авто.
Что касается сбора и переработки металлического лома, образующегося при приеме старых автомобилей, то на эти виды деятельности дополнительной лицензии не требуется. Исключение составит решение предприятия заняться, например, самостоятельной переработкой таких ресурсов в подземных хранилищах.
Лицензионный сертификат выдается в Росприроднадзоре, действителен на территории всей Российской Федерации. Лицензия на утилизацию выдается и юридическим, и физическим лицам.
Для получения лицензионного сертификата отдельными организациями и частными лицами необходимо пройти процесс авторизации и ревизию органов местного самоуправления.
По группам нанесения вреда окружающей среде отходы делятся на:
Обязательному лицензированию подлежат отходы 1-4 классов опасности. Аккумуляторы от автомобилей относят ко второму классу опасности. Данная часть авто сдается на металлолом. Утилизация шин происходит иначе.
Если Министерство экологии дает разрешение, автомобильные шины сжигают вместе с горючим либо отвозят в специально отведенные места для разложения естественным путем.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Для выполнения операции по снятию с учета автомобиля в связи с утилизацией понадобится 10 дней. Это если заявление заполнено правильно и все документы соответствуют, а также сотрудники Госавтоинспекции не имеют дополнительных вопросов к автовладельцу.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
В том случае, когда допущены ошибки заполнения заявления, то придется переписывать, а вот, если есть нестыковки документов с транспортным средством или сведениями об автовладельце, тут гораздо сложнее. Когда присутствуют неоплаченные штрафы или выявились другие проблемы, связанные с автомобилем, даже изменение паспорта автовладельца, но невнесение этой информации в документы машины грозят проблемами и задержками.
Важно! При любых изменениях узлов транспортного средства их замены или документах автовладельца необходимо регистрировать новые сведения в ГИБДД.
Правила программы утилизации автомобилей
Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности
Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.
С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
Программа утилизации автомобилей – федеральная целевая программа, действующая в Российской Федерации, которая предоставляет возможность владельцам морально устаревших автомобилей поменять свое транспортное средство на новое.
Федеральная программа преследует одну главную цель – поддержка российской автомобильной промышленности, и несколько побочных, вроде повышения уровня безопасности на дорогах.