Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таджикистан всё ещё изучает возможное присоединение к ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Евразийский экономический союз
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Почему Таджикистан не торопится вступить в ЕАЭС?
Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.
К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.
С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.
«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», — отмечают в ЕАБР.
Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.
Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.
Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.
— Власти Таджикистана долгое время отрицали наличие в стране новой коронавирусной инфекции, и даже было запрещено говорить о Covid-19. Что вам известно о масштабах заболеваемости и борьбе с ковидом в республике? Как решается вопрос с вакцинацией населения?
— Действительно, власти Таджикистана до конца апреля 2020 года не признавали существование случаев заражения коронавирусной инфекцией. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, Республика Таджикистан столкнулась, как и многие страны мира, с нехваткой тест-систем. Однако в конце апреля после доклада ВОЗ власти зарегистрировали первые случаи заболевания Covid-19. С поста министра здравоохранения как раз накануне визита делегации ВОЗ был уволен Насим Олимзода. В том же месяце в Таджикистане фиксировали большое количество случаев лёгочной пневмонии. Вторым важным фактором стало отрицание властями существования вируса, в стране продолжали проводить массовые праздники, такие как Новруз, и не ограничивали социальную активность.
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
- снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
- минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
- расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).
Этому способствовали:
- в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
- в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
- в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
- в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
- в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
- в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
- единая наднациональная валюта;
- парламент представителей ЕАЭС;
- нормы, определяющие внешнюю политику членов.
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.
Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.
1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.
1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.
1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.
2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.
Пошлины для участников союза
Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.
Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.
Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.
Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.
Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год
В настоящий момент действующими участниками ТС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.
С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.
О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.
Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны
/ В создании единого платежного пространства государства — участники Евразийского экономического союза перешли от стадии планирования к конкретным шагам в реализации намеченного. Ожидается, что общая платежная система в странах ЕАЭС появится до конца 2021 года, рассказал в беседе на директор Национальной системы платежных карт РФ Владимир Комлев.
Новости Сводное изображение 23.11.2021 Контент страницыИтоги реализации транспортной политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2021 году и задачи на краткосрочную перспективу руководители уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Союза обсудили на рабочей встрече, которая прошла 22 ноября в Москве в рамках «Транспортной недели – 2021».Особое внимание участники уделили деятельности Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта – вспомогательного органа Союза, созданного 14 мая 2021 года для реализации транспортной политики.
Первое заседание Совета руководителей намечено на первое полугодие 2021 года.
«С 1 января 2021 года обеспечивается плановое исполнение мероприятий «дорожных карт»
по реализации транспортной политики.
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии.
Документ был подписан 29.05.2014. Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Россия,Кыргызстан,Казахстан,Армения,Беларусь.
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году.
Новости 16.04.2021 Контент страницы Об этом заявили руководители профильных госорганов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на совещании под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктора Назаренко, которое прошло в ЕЭК.
«Полноформатное, как предусмотрено Соглашением по введению электронных паспортов транспортных средств, использование соответствующей системы начнется тогда, когда все участники ЕАЭС обеспечат оформление электронных ПТС и возможность их применения при регистрации автомобилей в своих национальных сегментах»
, – отметил министр ЕЭК. Сейчас российская сторона показывает наибольшую готовность к использованию электронных ПТС и завершила практически все процедуры.
Администратор систем АО «Электронный паспорт» проинформировал, что к декабрю этого года российский сегмент систем сможет оформлять 170 тысяч таких автопаспортов в месяц. В России с ноября 2021 года уполномоченные госорганы, а также производители автомобилей и их официальные представители будут оформлять только электронные ПТС. Всего рынок новых транспортных средств в Союзе составляет более 2,3 млн автомобилей в год.
Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС: 1. Пассажиру необходимо заполнить таможенную декларацию в случае перевозки следующих товаров:
- Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
- Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
- Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
- Культурные ценности;
- Драгоценные металлы и драгоценные камни;
- Вывозимые государственные награды РФ;
- Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
- Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
- Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
- Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
- Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
- Технические средства, имеющие функции шифрования;
- Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
- • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*
* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.
2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:
- Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
- Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
- Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
* Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:
- Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
- Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
- Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.
Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:
- Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
- Икра осетровых рыб весом более 250 граммов
К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:
- Природные алмазы;
- Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
- Котлы центрального отопления;
- Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
- Солярии для загара;
- Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.
На единую таможенную территорию Таможенного союза* запрещен ввоз насвая** в количестве, превышающем 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, для граждан пребывающих из Средней Азии. **Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Кто входит в таможенный союз с россией 2021
- страница1
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Новости 16.04.2021 Контент страницы Об этом заявили руководители профильных госорганов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на совещании под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктора Назаренко, которое прошло в ЕЭК.
«Полноформатное, как предусмотрено Соглашением по введению электронных паспортов транспортных средств, использование соответствующей системы начнется тогда, когда все участники ЕАЭС обеспечат оформление электронных ПТС и возможность их применения при регистрации автомобилей в своих национальных сегментах»
, – отметил министр ЕЭК.
Сейчас российская сторона показывает наибольшую готовность к использованию электронных ПТС и завершила практически все процедуры. Администратор систем АО «Электронный паспорт» проинформировал, что к декабрю этого года российский сегмент систем сможет оформлять 170 тысяч таких автопаспортов в месяц. В России с ноября 2021 года уполномоченные госорганы, а также производители автомобилей и их официальные представители будут оформлять только электронные ПТС.
Всего рынок новых транспортных средств в Союзе составляет более 2,3 млн автомобилей в год.
При этом подчеркнуто, что электронные паспорта будут вводится в странах ЕАЭС «безболезненно» для автовладельцев. Они смогут пользоваться бумажными ПТС столько, сколько сочтут нужным, пока не захотят поменять на электронный автопаспорт, не потеряют старый документ или пока их автомобиль не будет утилизирован.
Новые паспорта будут выдаваться обязательно в электронном виде. По итогам совещания госорганы договорились ежемесячно проводить мониторинг готовности национальных систем электронных паспортов к запуску в государствах-членах с привлечением Комиссии. Это необходимо, чтобы лучше понять возможности сторон к переходу на электронные ПТС.
Полноценный переход на электронный паспорт транспортного средства упростит взаимное перемещение транспортных средств, процедуры их регистрации для граждан, позволит участникам систем наблюдать за жизненным циклом техники, а госорганам – пользоваться достоверными базами данных единого формата во всех странах ЕАЭС.
04 октября 04 октября 04 октября 04 октября Комиссия Документы Новости и события
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
- Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Россия,
- Кыргызстан,
- Армения,
- Беларусь.
- Казахстан,
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС.
Новый виток прочной и взаимовыгодной интеграции запустили сегодня в Нур-Султане участники саммита ЕврАзЭс.
Любой современный автомобиль — это кузов из одной страны, двигатель из другой, электрика из третьей.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
МКГ: Какие перемены ожидают Таджикистан после 2020 года?
Ключевой вопрос для Таджикистана сегодня — покинет ли президент Эмомали Рахмон свой пост в 2020-м году и, в случае ухода, кого он выберет в качестве преемника, пишут авторы доклада «Возрастающие риски неумелого управления в Таджикистане».Эмомали Рахмон, который возглавляет страну с 1992 года, в соответствии с внесенными в 2016 году поправками в Конституцию Таджикистана имеет право выдвигать свою кандидатуру без каких-либо ограничений.
В Основной закон внесли поправки по сокращению возрастного ценза кандидатов на пост президента на пять лет — с 35 до 30 лет. Данная поправка даст право Рустами Эмомали, старшему сыну Эмомали Рахмона, выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих в 2020 году президентских выборах.
Авторы доклада отмечают, что Эмомали Рахмон в начале года назначил своего сына Рустами Эмомали мэром Душанбе. Ранее 29-летний сын президента занимал должность главы Агентства по финансовому контролю и борьбе с коррупцией.
Если Рустами Эмомали, которому в декабре 2017 года исполнится 30 лет, займет кресло председателя верхней палаты парламента Таджикистана, то, по мнению аналитиков, он может стать главой государства в случае кончины или нетрудоспособности своего отца, говорится в докладе МКГ.
Таджикистан и ЕАЭС: преимущества при любом раскладе
- С 2015 года в Таджикистане идет процесс рассмотрения целесообразности вступления в ЕАЭС. О выгодах и перспективах, которые получит республика после вступления в организацию — читайте в материале
- Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН – для Sputnik Таджикистан
- Границы макроэкономического влияния Евразийского экономического союза придвигаются непосредственно к Таджикистану.
На этой неделе Минэкономики Узбекистана опубликовало важный концептуальный документ посткаримовской эпохи – Концепцию комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года. Согласно документу, Узбекистан планирует до конца 2021 года подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
На втором этапе (2022-2025 годы) предполагается изучение вопроса о вхождении страны в ЕАЭС и Всемирную торговую организацию (ВТО). Также на этот период Ташкентом запланированы либерализация торговой политики и экспорта, пересмотр нетарифных тарифов и приведение их в соответствие с соглашениями и нормами ВТО.
В связи с этим становится очевидно, что границы макроэкономического влияния ЕАЭС непосредственно придвигаются к Таджикистану.
Весь регион идет в ногу
Напомним, что с октября вступают в силу правила ЗСТ между зоной ЕАЭС и Ираном, являющимся историческим другом, важнейшим донором Таджикистана. Евразийское объединение снизило импортные пошлины для Ирана по 502 позициям. Это касается наиболее востребованных товаров на постсоветском пространстве. В сфере продовольствия – фисташки, финики, инжир, изюм, креветки.
А также посуда, бытовая химия и ковры. Иран, в свою очередь, снизит пошлины по 864 товарам. Уже понятно, что страны ЕАЭС увеличат экспорт медикаментов, продукции химии, бумаги, текстиля, продукции сталелитейной промышленности, различных видов механического и электрического оборудования, автомобилей.
Прием, что важно для Таджикистана, это происходит на фоне стягивания торгово-экономического ядра вокруг ЕАЭС. Россия – главный торговый партнер республики, это известно даже школьнику. Но заметное влияние оказывает и Казахстан (товарооборот двух стран растет от года в год и достиг 700 млн долларов).
В прошлом году, после визита президента РУз Мирзиёева в Душанбе, в рамках новой повестки с президентом Рахмоном было подписано 27 соглашений в различных сферах, включая соглашение о снятии визового режима.
Естественно, оно будет влиять на развитие предпринимательской активности в регионе. Также продвинулись в параметрах эксплуатации Рогунской ГЭС. В целом Узбекистан достаточно активно возобновил деятельность на таджикском направлении: открывается новое посольство, растет число делегаций различных министерств и ведомств, укрепляются отношения в рамках совместных бизнес-проектов.
Ситуация может кардинально измениться
Поэтому разговор о формализации взаимодействия Таджикистана с ЕАЭС уже не является отвлеченным. В перспективе нескольких лет ситуация с условиями допуска компаний из третьих стран и режимов взаимодействия между ЕАЭС и другими государствами может измениться кардинально.
- Недавнее назначение такой знаковой для евразийской стратегии фигуры как академик Сергей Глазьев на пост министра по интеграции и макроэкономике ЕАЭС (вместо Татьяны Валовой) тоже сигнализирует о подобном развитии событий.
- Другое дело, что, конечно, в условиях сохранения режима ЗСТ СНГ (в которую входит Таджикистан) и сетки двусторонних соглашений между Таджикистаном и его основными торговыми партнерами (Россия, Казахстан, Узбекистан), а также заинтересованности в сохранении Таджикистана в орбите постсоветского притяжения, трудно себе представить, что Душанбе окажется в условиях экономической сегрегации.
- Но, с другой стороны, нужно понимать, что если преимущества при конкретных проектах взаимодействия будут отдаваться членам ЕАЭС и странам из ЗСТ ЕАЭС, то возможна ситуация потери для Душанбе реальных выгодных перспектив по конкретным проектам.
- В частности, если на сегодняшний день есть гарантии Астаны и Ташкента о снятии барьеров в плане транзита таджикских товаров в РФ, то в дальнейшей перспективе, без специальных соглашений с ЕАЭС, таковой ясности не будет.
- Преимуществ много, рисков нет
- Имеет смысл провести комплексный анализ преимуществ и рисков, которые дает постепенное сближение Таджикистана с ЕАЭС – как в формате ЗСТ, так и в рамках пошаговой гармонизации на пути полноценного членства в организации. Это:
– Возможность коллективных инфраструктурных инвестиций. Таджикистан может стать регионом более активного взаимодействия ЕАБР (Евразийского банка развития) и Азиатского банка, включая приход российских инфраструктурных банков. Косвенно это будет страховать от избытка китайского предложения в сфере долгосрочных госкредитов, будет способствовать выравниванию дисбалансов.
– Рост показателей в международных рейтингах. Таджикистан уже вошел в ТОП-20 стран-реформаторов в очередном рейтинге Всемирного Банка Doing Business 2020. Однако, как показала практика, членство в ЕАЭС усиливает тенденции продвижения вверх по данной шкале, благодаря обмену позитивным опытом в сфере административного управления и реформ исполнительной власти, оказывающей услуги населению.
– Проекты промышленной модернизации в рамках ЕАЭС. Многие аналитики сходятся в прогнозах, что в текущем и следующем году рост экономики Таджикистана составит порядка 7%. Это очень приличный показатель.