Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменился расчет платы на общедомовые нужды (ОДН)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ЖК РФ подробно прописано, как проводится общее собрание членов ТСЖ, а вот проведение ОСЧ кооперативов часто вызывает немало вопросов. Порядок проведения ОСЧ товарищества во многом схож с порядком проведения ОСС (ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ). Общее собрание членов жилищных кооперативов проводится в соответствии с ст. 117 ЖК РФ и Уставом.
В ОСЧ участвуют только члены ТСЖ или ЖК
В ОСС принимают участие все собственники помещений в МКД и дольщики, независимо от возраста. Для общих собраний членов установлено ограничение. В ТСЖ/ТСН может вступить только владелец помещения, достигший 18 лет (определение Конституционного суда РФ от 22.01.2014 № 17-О). В жилищный кооператив вступают только с 16 лет по решению общего собрания членов кооператива (ч. 2 ст. 26 ГК РФ).
Члены кооперативов и товариществ собственников имеют право направить на ОСЧ своего представителя, оформив доверенность по общим правилам согласно ч. 2 ст. 48 ЖК РФ и ч.ч. 3, 4 ст. 185.1 ГК РФ. Доверенность может быть нотариально заверенной либо удостоверенной по месту работы, месту учёбы члена ТСЖ/ЖК, по месту его лечения в стационаре.
Список инициаторов ОСЧ фиксируется в Уставе товарищества или кооператива
Если формы проведения собраний членов ТСЖ/ЖК совпадают с формами проведения общих собраний собственников помещений в доме, то вопрос с инициатором таких собраний решается по-другому.
ОСС может инициировать любой собственник или управляющая таким домом организация по собственной инициативе или в случае, если поступит заявление об этом от собственников, обладающих 10% голосов от общего числа голосов в доме (ч.ч. 4, 6, 7 ст. 45 ЖК РФ).
Общее собрание членов жилищного кооператива созывается в порядке, установленном Уставом (ч. 1 ст. 116 ЖК РФ). Соответственно, в Уставе может быть утверждён список инициаторов ОСЧ: лиц или групп лиц, которые могут созвать такое собрание. Это могут быть правление кооператива, председатель правления, группы членов кооператива.
В соответствии с ч. 8 ст. 148 ЖК РФ, созыв и проведение собрания членов ТСЖ относится к обязанностям правления товарищества собственников. Но так же, как и в случае с жилищными кооперативами, ТСЖ может прописать в Уставе перечень инициаторов собрания. Однако это не значит, что другие члены ТСЖ, не упомянутые в Уставе, не могут инициировать ОСЧ,
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Заключение Договора На Одн С Рсо За Счет Собственников
Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Заключение Договора На Одн С Рсо За Счет Собственников». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении искового заявления, подчеркнув, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
По факту или по нормативу?
Начнем с того, что вообще входит в ОДН – плата за электричество для работы лифта, домофона и освещения, вода для мытья лестницы, холла, полива цветов (если они имеются), промывки отопительной системы.
Есть два пути развития:
- Первый. В случае, если будет установлен или уже имеется общедомовой прибор учета, оплата равными долями распределяется среди всех собственников. При этом, жильцы самостоятельно могут выбрать начисление по среднемесячному потреблению на общем собрании. В конце календарного года будет производиться перерасчет. Если фактические расходы окажутся выше внесенной суммы от жильцов, образовавшийся долг будет распределен среди собственников в зависимости от площади квартиры.
- Второй. В домах, где нет возможности установить прибор учета, расчет будет производиться по нормативу, который устанавливается органами государственной власти субъекта.
Действия ОАО «НЭСК» признаны правомерными
В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
При прямом договоре с поставщиком ресурса потребители получают счета, где отдельно прописываются их индивидуальное потребление и ОДН, рассчитанный исходя из площади помещения. Средства поступают поставщику и только на тот лицевой счет, по которому совершена оплата.
ВОПРОС № 2. МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО ПО ВЫБОРОЧНЫМ КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ?
Чем рискуют жильцы, переходящие на прямые расчеты?
Возможность избавиться от посредников в лице управляющих компаний и получать более качественные коммунальные услуги привлекает многих собственников жилья. Однако некоторые россияне, успевшие перейти на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, уже заметно растеряли свой энтузиазм. Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями оказалось для них вовсе не таким комфортным, как могло показаться на первый взгляд.
Например, в объединенной пресс-службе ДУКов Нижнего Новгорода нам рассказали о том, как нижегородцы столкнулись с необходимостью оплаты банковской комиссии при расчетах с компанией «Теплоэнерго»:
В настоящее время данный вопрос решается положительно — помимо пункта приема платежей в офисе компании, достигнута договоренность с «Саровбизнесбанком», и жители теперь имеют возможность в офисах банка теперь оплачивать квитанции за тепло без комиссии. Возможно, что в дальнейшем «Теплоэнерго» продолжит эти действия, и проблема комиссий как таковая перестанет существовать.
Также представители домоуправляющих компаний не исключили возможности обращения поставщиков в коллекторские агентства для решения проблем с должниками, поскольку поправки о передаче долгов за «коммуналку» профессиональным взыскателям обсуждались на протяжении всего 2019 года:
Несмотря на то, что на данный момент ситуация неопределенная, закон именно в такой форме может быть принят и будет применяться на практике. Домоуправляющие компании на протяжении многих лет вели работу с должниками, которая в основном носила «информационно-увещевательный» характер, без «угроз коллекторов» и не так часто доходила до судебных разбирательств. УК имеют богатую практику непосредственного контакта с собственниками и выстраивают работу по взысканию задолженности максимально корректно. Как будет организована эта работа у ресурсоснабжающих организаций — покажет время.
Специалист «Единого центра защиты» Илья Артемьев считает, что наличие посредников в виде ДУКов или ТСЖ делает коммунальные услуги для граждан дороже и усложняет контроль за финансовыми потоками. Самостоятельное управление потребляемыми ресурсами, включая прямые расчеты, позволяет собственникам грамотно расставлять приоритеты в необходимых работах и в случае необходимости решать вопрос о смене подрядчиков.
Посмотрим на минусы. УК за то и взимает деньги, что поиск специалистов, принятие решений и т. д. они берут на себя. И договоры, их правильность и безопасность лежат на юристах УК. Собственникам же придется это делать либо самим, либо опять же нанимать специалистов. То есть такая система подойдет тем домам, в которых есть крепкая инициативная группа, располагающая временем и желательно ресурсами, — предупреждает юрист.
Выбирая заключение прямого договора с поставщиками, помните, что содержать в порядке все инженерные системы в доме по-прежнему должна управляющая компания. Даже если платежи за воду и газ жильцы перечисляют ресурсоснабжающим организациям, жаловаться на качество услуг они, как и раньше, могут в свой ДУК. Работники управляющей компании будут обязаны устранять протечки труб и решать проблемы с электрикой: отказывать в ремонте коммуникаций, ссылаясь на прямой договор жильцов с поставщиками коммунальных услуг, они не имеют права.
Расчеты за общедомовой электросчетчик
Временно проживающие или пропиисанные могут быть учтены при расчете оплаты коммунальных услуг по нормативу в случае, если компании-поставщика есть доказательства того, что данные люди действительно проживают в квартире. Ими могут быть уведомления, которые данные граждане самостоятельно направили в такую компанию или акт, составленный участковым. Соответственно, если в Вашем случае таких документов нет, то компания не имеет право начислять за временно проживающих людей.
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме – по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно – нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ.
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г. Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел.
приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:• Освещение подъезда и придомовой территории;Бесплатная юридическая консультация:• Расходы на уборку помещений;• Расходы на отопление подъездов и технических помещений.Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:• Сигнализации и домофонов;• Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;Бесплатная юридическая консультация:• Технологические потери внутри МКД , связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.Это относится и к оплате потребленных
Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.
Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.
Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:
- расчет стоимости обслуживания;
- распределение суммы по списку жильцов;
- выставление счетов;
- контроль за своевременной оплатой;
- заключение договором с поставщиком услуг.
Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
Минусы прямых контрактов с РСО:
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Работа с должниками кропотлива и трудоемка:
- ведение учета плательщиков и неплательщиков;
- своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
- контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.
Как управляющие компании наживаются на оплате жильцами общедомовых нужд
Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Причины жалоб на работу РС могут быть:
- некачественно поставляемые услуги;
- перебои в подаче воды, свете, газа;
- неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.
Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения. Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.
Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2022 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2022 году.
- В Новосибирской области с 1 января 2022 года зафиксирован обновленный норматив потребления электроэнергии по ОДН на 1 кв. м для 3-этажных многоквартирных домов величиной 0,907 кВт/ч в месяц, для 5-этажных 2,210 кВт/ч, 12-этажных 4,411 кВт/ч, 13-этажных в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта – от 6,128 до 7,014 кВт/ч.
- В Ростовской области если многоэтажка оборудована только лампочками, придется оплачивать 0,6 кВт/ч в месяц на ОДН. Если есть лифт, норматив расходования электроэнергии увеличивается до 1,7 кВт/ч. Насосное оборудование в доме требует оплаты по расходованию света плюс 0,9 кВт/ч.
- В Саратове жильцы многоквартирного дома в 2 этажа оплачивают потребление ресурса при осветительных приборах в подъездах 0,59 кВт/ч за месяц, этажность в 4 этажа увеличивает размер до 0,84 кВт/ч, а при наличии насосного устройства норматив достигает 0,97 кВт/ч. В 9-этажке норматив ОДН по свету в 2022 году составляет 1,82 кВт/ч по минимуму, есть лифт – оплатите 2,4 кВт/ч, насос – 2,10 кВт/ч, силовые установки – 2,72 кВт/ч.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
The fringe back and sides of hair on scalp is known as donor dominant hair which will continue to grow throughout life of most men. This process works well since the hair follicles taken from the back of the head are genetically resistant to baldness and last quite long. What type of look can one expect after hair transplant? The density after final growth depends on the thickness of the follicular units which varies from individual to individual.
Это снизит потребление общим освещением в разы и продлит жизнь светильникам, так как снизится количество отработанных часов в сутки. Разницу в потреблении можете рассчитать сами, результат вас удивит. Мы рассказали о том, что такое общедомовые нужды по электроэнергии и какая методика расчета ОДН.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2022
Решение Верховного суда РФ от 12.10.2022года № АКПИ 16-779 оставило все пункты Постановления Пр-ва от 29.06.2022г.№ 603 в силе.И из этого следует: для собственников МКД,которые платят напрямую коммунальные услуги в РСО (ресурсоснабжающие организации)сверхнормативные ОДН они будут платить в РСО ,если добровольно приняли такое решение,а если решение не принято,то РСО передадут сверхнормативные ОДН в Управляющую организацию и она будет выставлять их собственникам из тарифа на обслуживание МКД или сверх тарифа.Но в любом случае сверхнормативные ОДН будут платить собственники.Правительство объяснило,что Постановление направлено на то,чтобы РСО, Управляющие организации вместе с собственниками МКД боролись за снижение ОДН.
Вариант № 1: При оплате через Управляющие организации(возмещении сверхнормативных ОДН Управляющими организациями коммунальникам по их счетам): Управляющие организации должны исполнять все технические вопросы в МКД: проводить проверку , ремонт инженерных сетей , оборудования и приборов МКД,проверять количество граждан в жилом помещении ,не оборудованном прибором учета,выявлять случаи воровства коммунальных услуг,штрафовать нарушителей и контролировать РСО(на основе договора)о правильности начисления к-ва услуги по приборам и по нормативу.
Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение. Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД. Но это снижает прибыль.
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.
Порядок перехода на прямые договоры с РСО
Речь идёт о ситуации, описанной в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ: нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.
Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.
Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.
При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.
Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры. Появляется вопрос: приводит такое решение к автоматическому исключению из предмета договора управления обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?
Общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение о переходе на прямые договоры с РСО (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ). В таком случае прямой договор считается заключенным с даты, определённой в решении ОСС.
По решению РСО этот срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О переносе срока РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС. Порядок уведомления описан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Изменение или расторжение ДУ МКД происходит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если другое не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).
П. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД. Поэтому принятие собственниками помещений в МКД на ОСС решение о переходе на прямые договоры влечёт изменение договора управления МКД в силу закона.
Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.
Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме.
Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Итак, собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, но управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги. Что можно сделать в такой ситуации?
Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг.
И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
- вывоз мусора;
- холодное, горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление.
По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднем��сячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций.
Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:
- увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
- упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
- наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.
Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.
Как исчислять долг по договорному объему потребления?
В протоколе общего собрания должно быть написано не только о том, что люди проголосовали за переход на прямые платежи, но и отмечена дата, с которой прямые договоры будут считаться заключёнными. Письменные договоры с каждым жителем заключать не обязательно, достаточно наличия протокола общего собрания.
В настоящий момент фактически Постановление Правительства РФ от шестого мая 2011 года под номером 354 (об услугах ЖКХ) не применяется. А это означает, что определить, кто конкретно предоставил показания, ссылаясь на обязанности собственников и исполнителей, невозможно. Поэтому пока не внесут поправки в данное постановление, выявляется немалый правовой пробел.
Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.
Прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией – это одно из последних нововведений в Жилищном кодексе. Теперь владельцы недвижимости имеют право на получение коммунальных услуг непосредственно от РСО. Но в воздухе зависло много вопросов, рассмотрим их.
Электроэнергия на ОДН распределяется между всеми собственниками (нанимателями) помещений дома пропорционально их доле в общедомовом имуществе (вычисляется площадь каждой квартиры и общая площадь нежилых помещений МКД).
С 1 июля 2020 года согласно постановлению Правительства РФ от 29.06.2020 г № 950 при расчёте платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды(ОДН) в домах, где не реализован способ управления через УК/ТСЖ/ЖСК, не применяется ограничение нормативом потребления на ОДН.
Порядок перехода на прямые договоры с РСО
7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ГРАЖДАН: в соответствии с действующим законодательством (ФЗ от 03.04.2022 №59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»), заключение договора с потребителем в отношении квартиры в письменной форме не требуется. До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, условия договоров, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО, определяются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.