Об ответственности за разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об ответственности за разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.

Комментарий к ст. 13.12 КоАП

Комментируемая статья содержит пять смежных составов административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил защиты информации.

Порядок лицензирования деятельности в области защиты информации определен Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532) и Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504).

Сертификация средств защиты информации регулируется Положением о сертификации средств защиты информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608) (с послед. изм.).

Часть 5 комментируемой статьи, устанавливающая повышенную ответственность за грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), введена Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

В сфере деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области технической защиты информации;

— соответствие помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности, техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— выполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

— наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

— наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

В сфере деятельности по технической защите конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

— использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются: по ч. 1 и 2 — граждане, должностные лица и юридические лица, по ч. 3 и 4 — должностные лица и юридические лица, по ч. 5 — индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.

Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Особенности получения доступа к гостайне

Многие граждане считают, что для работы с засекреченными материалами достаточно устроиться в любое силовое ведомство. Однако это не так. Например, полицейский кинолог может проработать 30 лет в правоохранительных органах, но так и не увидеть ни одного секретного документа.

Иногда допуск можно получить автоматически, при назначении на определенную должность. При этом гражданин может даже не проходить никаких дополнительных проверок. Подобное возможно при получении таких должностей:

  1. Судей. Доступ к засекреченной информации дается на период исполнения должностным лицом определенных полномочий.
  2. Депутатов Госдумы.
  3. Членов Совета Федерации.
  4. Адвокатов. В данном случае допуск дается лишь тем лицам, которые ведут дела, непосредственно связанные с государственной тайной. Адвокат получает возможность изучить материалы конкретного дела. Иные данные остаются для него недоступными.

Для вышеперечисленных лиц не предусматривается специальная процедура допуска. Например, перед тем как предоставить адвокату засекреченные данные, его предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. В случае нарушения режима секретности, должностное лицо будет привлечено к ответственности.

Читайте также:  Как изменятся правила социальных выплат инвалидам-чернобыльцам?

Сложнее получить допуск к секретным материалам обычному гражданину. Ему придется пройти через ряд проверок.

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

Разглашение и распространение персональных данных без согласия субъекта

Хранить, использовать, дополнять, копировать, блокировать и совершать другие операции с ПДн необходимо исключительно после того, как получено одобрение от субъекта. Причем человек должен дать официальное согласие в электронном либо письменном виде, предварительно ознакомившись с целями, методами, объемом и сроками обработки частных сведений. Если оператор действует самовольно и передает секретные данные иным лицам, то имеет место незаконное распространение персональных данных. Каким образом производится передача информации другим организациям, гражданам или общественности, не имеет значения, в любом случае за совершенные действия виновника накажут. Поводом для начала уголовного производства может служить как заявление субъекта в правоохранительные органы, так и инициатива надзорного органа, который обнаружил признаки несанкционированных операций в рамках плановой или внеплановой проверки.

Нарушением признается разглашение персональных данных без согласия владельца не только в том случае, если он не подписывал соответствующий документ, но и при отзыве ранее предоставленного разрешения. То есть нельзя продолжать обработку, если получили по всем правилам оформленное заявление об отзыве от гражданина либо его законного представителя.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена.

Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

  • Прекращение допуска к государственной тайне: порядок, основания
  • Разглашение государственной тайны: ответственность, срок
  • Разглашение государственной тайны: судебная практика
  • Государственная тайна: закон о государственной тайне в редакции 2021 года, доступ к сведениям, режим государственной тайны, способы сохраннеия государственной тайны
  • Допуск граждан к государственной тайне: порядок
  • Допуск к государственной тайне: формы, условия допуска, порядок оформления, как получить доступ
  • Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют: методика проверки

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Ответственность сотрудника органов внутренних дел за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну?

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются:

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

приказом МВД России от 20 августа 2010г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»;

приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»;

приказом МВД России от 12 сентября 2013г. № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации».

Что такое государственная тайна

Комментируемая статья содержит пять смежных составов административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил защиты информации.

Читайте также:  Несовпадение номера двигателя с ПТС: узнай наконец правду

Порядок лицензирования деятельности в области защиты информации определен Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532) и Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504).

Сертификация средств защиты информации регулируется Положением о сертификации средств защиты информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608) (с послед. изм.).

Часть 5 комментируемой статьи, устанавливающая повышенную ответственность за грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), введена Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ.

В сфере деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области технической защиты информации;

— соответствие помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности, техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— выполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

— наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

— наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

В сфере деятельности по технической защите конфиденциальной информации грубыми нарушениями признаются нарушения следующих лицензионных требований и условий:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

— наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

— использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются: по ч. 1 и 2 — граждане, должностные лица и юридические лица, по ч. 3 и 4 — должностные лица и юридические лица, по ч. 5 — индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.

Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья 13.12 КоАП РФ. Нарушение правил защиты информации

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

  1. Главный признак, характеризующий служебную тайну, — сведения, не подлежащие разглашению, связаны с работой государственных, муниципальных органов. В связи с тем что правовой механизм определения служебной тайны и работы с ней недостаточно прописан в действующем законодательстве, единой классификации служебных тайн нет.
  2. Безусловно будут являться служебной тайной:
    • «чужая тайна» частного лица или юрлица, если ею владеет служащий госструктуры;
    • служебные сведения о работе госструктур, муниципальных структур, не являющиеся государственной тайной, но имеющие ограничения в доступе согласно внутренним документам;
    • тайна следствия и судебная тайна.
  3. Ряд исследователей-правоведов выделяет в особые категории еще налоговую, медицинскую тайну, тайну, связанную с записями актов гражданского состояния населения. Не являются служебной тайной сведения, направленные на сохранность жизни, здоровья населения, реализации их прав и свобод.
  4. Защита служебной тайны состоит в подписании соответствующих документов о неразглашении при приеме на работу. Применяются также технические, организационные меры защиты. В КоАП и УК РФ предусмотрены статьи, наказывающие недобросовестных чиновников за разглашение тайной информации.

Вырастут административные штрафы за разглашение данных ограниченного доступа

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство. Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе. По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий.

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Читайте также:  Что будет, если не платить за коммунальные услуги

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:
ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Принципы и задачи стандартизации

Законодательный акт о стандартизации указывает цели и понятия выполнения стандартизации в Российской Федерации, в составе которых присутствуют следующие ключевые понятия:

  • Безопасность считается самым значительным ориентиром в выполнении процедур по стандартизации.
  • Исследование смысла выполнения функций стандартизации в соответствии, с социальными и экономическими свойствами, которые наблюдаются в стране.
  • Действующие требования и правила не могут блокировать независимый бизнес либо другую коммерческую деятельности.
  • Стандарты создаются и внедряются исходя из взаимной заинтересованности всех участников любой деятельности, учитывая любою позицию и формируя результирующие нормативы на всеобщих основаниях.
  • Стандартные нормативы обязаны постоянно преображаться, с целью становления и формирования научно-технического прогресса.
  • Во время создания и внедрения стандартной документации обязаны принимать во внимание нормативы законов государства, кроме этого требования госконтроля и органов надзора, приемлемость условий и требований, включающихся в новоявленные стандарты.
  • Стандартные нормативы в сфере регулирования не имеют возможности копировать один другого.

Все понятия стандартизации осуществимы исключительно с учётом всеобщего сходства во мнениях абсолютно всех привлеченных участников. Во время создания и внедрения нормативов и правил стандартизации определяются приемлемые положения к перечню и качественным показателям предмета стандартизации. Данные нормативы и правила обязаны в полной мере соответствовать потребностям страны и определённого покупателя либо заказчика.

При бизнес-процессах, происходящих в стране, стандартизация осуществляет некоторые ключевые процедуры: социальную, экономическую и коммуникативную. Во время выполнения экономической процедуры все привлеченные участники имеют возможность пользоваться самой свежими и правдивыми данными об изготавливаемых изделиях. Данная информация достигается заказчиками и покупателями в практичном и ясном формате. При заключении договора, один из участников имеет возможность нацеливаться на сноску стандартных требований.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок

Уголовная ответственность за нарушение режима секретности

Уголовная ответственность.

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей. Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *