Как юридическому лицу запустить процедуру банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как юридическому лицу запустить процедуру банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • не возвращенные кредитным организациям займы;
  • долги перед учредителями предприятия;
  • задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Финансовое оздоровление: юридические аспекты

До завершения наблюдения учредители организации-должника или иные заинтересованные лица вправе ходатайствовать о санации. План восстановления платежеспособности обсуждается собранием кредиторов. За извещение участников отвечает временный управляющий (ст. 76 закона 127-ФЗ).

Инициатор должен представить программу финансового оздоровления, составить график погашения задолженности. Одновременно решается вопрос об обеспечении. Юридический инструмент исключает злоупотребления, препятствует затягиванию процесса. Недобросовестные должники не могут воспользоваться новыми средствами в корыстных целях. Расходование капитала контролируется. Убытки, причиненные неправомерными действиями, будут компенсированы банковской гарантией, залогом либо поручительством.

Оздоровление вводится арбитражным судом. Основанием становится решение общего собрания. Без согласия кредиторов остановить процедуру банкротства юридического лица невозможно. Срок санации ограничивается 2 годами. Контроль выполнения должником программы осуществляет административный управляющий.

Компетенция этого специалиста определяется статьями 82 – 83 закона 127-ФЗ. Руководитель фирмы-банкрота не может заключать без его одобрения сделки с дорогими активами, а учредители обязаны согласовывать решения о реорганизации или преобразовании филиальной сети. Независимый специалист ведет реестр требований, созывает собрания, изучает отчеты о реализации программы санации. Ему разрешено участвовать в инвентаризации, ходатайствовать об отстранении недобросовестного директора.

Если в результате процедуры платежеспособность организации восстановится, а долги будут погашены, дело закрывают. Фирма продолжает коммерческую деятельность. Неудовлетворительные итоги позволяют перейти к конкурсному производству.

Коротко об упрощенном банкротстве

Вторым параграфом главы 11 закона 127-ФЗ предусмотрен особый механизм. Его применяют в отношении предприятий, фактически прекративших свою деятельность. Процедура позволяет оперативно перейти к реализации имущества должника и избежать внушительных затрат. Ключевым условием становится невозможность установления места нахождения руководителя или владельца бизнеса.

Заявление подается кредитором либо государственным органом. Доказывать достижение задолженностью 300 000 рублей не требуется. Достаточно подтвердить факт просрочки. Недостатком механизма является порядок финансирования. Деньги выделяет истец (постановление Правительства РФ № 573 от 21.10.04).

Преимуществом упрощенного банкротства юристы считают сокращенные сроки. Принять решение арбитраж обязан не позднее 1 месяца с момента подачи иска. Финансовое оздоровление, внешнее управление и наблюдение не вводятся. Конкурсное производство ограничивается календарным месяцем.

Другим случаем применения упрощенного механизма становится недостаточность имущества для проведения полномасштабной процедуры. Определение выносится, если активов должника не хватит, чтобы покрыть судебные издержки. Инструмент используется также при выявлении признаков несостоятельности ликвидационной комиссией.

Таким образом, признание финансовой несостоятельности компании – это многоступенчатый, затратный процесс. Переход от одной стадии к другой предельно формализован. Судьба организации-должника во многом зависит от позиции кредиторов. Собственники и руководители сохраняют над бизнесом номинальный контроль лишь на начальных этапах. Впоследствии определять судьбу фирмы они не могут.

Необходимость и преимущества банкротства

Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется тем, что грамотное проведение процедуры эффективно защищает интересы всех участников.

Преимущества открытия дела о банкротстве для компании-должника очевидны и заключаются в следующем:

  • защита имущества организации на время осуществления мероприятия;
  • возможность продолжения деятельности в случае успешного финансового оздоровления;
  • снятие ареста с собственности компании, что увеличивает возможности для расчета с кредиторами;
  • предоставление определенного лимита времени на ведение переговоров с кредиторами на предмет реструктуризации долга;
  • списание части долгов.

Для кредитора запуск банкротства также выгоден. Основные его преимущества выражаются в возможности принять участие в выборе арбитражного управляющего, а также гарантиях законного распределения имущества должника между кредиторами, которые обеспечиваются жестким контролем над происходящим процессом со стороны арбитражного суда.

Читайте также:  Что такое социальные выплаты и кому они положены

Проведение конкурсных торгов по банкротству

Имущество компании-банкрота реализуется в форме электронных торгов, которые проводятся на ЭТП (электронных торговых площадках). Такой подход к организации обеспечивает прозрачность и открытость мероприятия, позволяя получить за активы должника максимально возможную сумму денежных средств.

Схема проведения торгов предусматривает выполнение следующих действий:

  • формирование конкурсной массы;
  • оформление аукционной документации;
  • размещение лотов на ЭТП;
  • проведение электронного аукциона;
  • подведение итогов, оформление договоров и совершение сделок по продаже имущества.

Предметом торгов становится практически любое имущество компании-должника. В конкурсную массу обычно входят:

  • объекты недвижимости, включая земельные участки;
  • объекты незавершенного строительства;
  • транспорт, специальная техника и оборудование;
  • ценные бумаги и другие активы, находящиеся на балансе банкрота.

Тонкости мирового соглашения

Нередко дело о банкротстве прекращается судьей в результате заключения мирового соглашения. Такая возможность допускается на любом этапе процедуры. Мировое соглашение представляет собой документ, подписанный уполномоченным органом от кредиторов и руководством предприятия-должника. В нем содержатся детальные условия погашения кредиторской задолженности юридического лица, устраивающие обе стороны. Нередко в заключении мирового соглашения участвуют третьи лица, например, инвесторы, средства которых планируется привлечь для восстановления платежеспособности фирмы.

Признание мирового соглашения арбитражным судом и принятие решения о прекращении процедуры банкротства предполагает соблюдение нескольких обязательных условий. В их числе:

  • соответствие действующему законодательству о банкротстве юридических лиц;
  • учет интересов кредиторов, что подтверждается официальным решением коллегиального органа в виде комитета или общего собрания кредиторов;
  • документальное подтверждение полномочий руководства предприятия-должника для подписания документа.

Практика показывает, что подготовка и подписание мирового соглашения – самый простой и эффективный способ прекращения дела о банкротстве юридического лица. Грамотное его использование позволяет сэкономить время и средства всех заинтересованных сторон.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).

Стадии проведения процедуры банкротства юридического лица

Само мероприятие достаточно продолжительное и проводится в несколько этапов. Каждый из этапов подразумевает контроль проведения и соблюдения всех норма законодательства Российской Федерации.

Выделяются следующие стадии:

  • наблюдение за юридическим лицом, инициирующим процедуру банкротства;
  • финансовое оздоровление предприятия;
  • внешнее управление состоянием компании;
  • конкурсное производство;
  • возможность мирового соглашения с кредиторами.

Каждая стадия включает в себя различные мероприятия, проводится в определенные сроки. Рассмотрим каждый этап подробнее. На стадии наблюдения при процедуре банкротства юридического лица руководитель компании отстраняется от своей должности и заменяется внешним управленцем. Тот должен в короткие сроки ознакомиться с положением дел, изучить всю документацию, касающуюся экономической и хозяйственной деятельности объекта.

После ознакомления с состоянием организации временный управляющий организует внеочередное собрание кредиторов, на котором озвучивает результаты проведенного анализа. Совместными усилиями принимается решение в пользу проведения процедуры банкротства или прекращения данного мероприятия.

В случае если временный управляющий и собрание кредиторов приходят к единому мнению о нецелесообразности дальнейшего осуществления деятельности искомого предприятия, вступает в силу второй этап. Попытка финансового оздоровления компании может продолжаться не более двух лет. Именно такой срок установлен законодательно. Управляющий, назначенный арбитражным судом, проводит следующие мероприятия:

  • выполнение требований, выставляемых кредиторами;
  • поддержка текущих мероприятий по основной деятельности юридического лица с целью получения финансовой прибыли;
  • контроль над выплатами по обязательствам, задолженностям, в том числе – заработной платы сотрудникам.

При этой стадии возможен консенсус с кредиторами. Если на данном этапе кредиторы удовлетворены выплатами, все обязательства финансового характера юридическим лицом выплачены – процедура банкротства прекращается.

В ином случае мероприятия переходят в стадию внешнего управления. Судебные органы инициируют собрание кредиторов, на котором принимается решение о назначении внешнего управления юридическим лицом. Срок, на который принимается управление извне, составляет не более полутора лет. При этом все требования кредиторов отклоняются, выплаты по обязательствам не проводятся.

Внешнее управление, согласно законодательным актам, уполномочено принимать следующие решения:

  • реализация части имущества юридического лица с целью пополнения финансовых активов;
  • приостановка и даже закрытие производственных процессов, являющихся неэффективными с точки зрения ведения дальнейшей деятельности.

По истечению срока (либо непосредственно в процессе) может возникнуть финансовая ситуация, когда юридическое лицо будет готово расплатиться по всем обязательствам. Тогда процедура банкротства юридического лица приостанавливается. Осуществляются выплаты финансового характера, расчеты с кредиторами, должниками.

Если же через полтора года с момента подключения внешнего управления не происходит значительных сдвигов в финансовом положении предприятия, проводится следующий этап.

На основе конкурсного производства проводится реализация всего имущества, принадлежащего юридическому лицу. Все средства, полученные в результате распродажи имущества компании, передаются в распоряжение управляющих, которые в свою очередь занимаются выплатой по возникшим обязательствам. При полном расчете со всеми кредиторами юридическое лицо объявляется банкротом и происходит его ликвидация с оформлением всех соответствующих документов.

Выявление признаков банкротства

В том случае, когда организация имеет задолженность перед предприятиями, выступающими в качестве поставщиков, заказчиков и другими юридическими лицами, появляется необходимость в официальном объявлении о несостоятельности предприятия и начале процедуры банкротства. В этой ситуации, совет учредителей или генеральный директор перестает видеть шансы на будущее развитие собственного предприятия. В этот момент появляются задолженности не только перед лицами, выступающими в качестве инвесторов и кредиторов, но и перед собственными наемными работниками. Именно в данный момент, у хозяина предприятия возникают мысли о закрытии предприятия, ставшего источником проблем.

Важно обратить внимание на то, что данная процедура в отношении юридических лиц имеет высокую степень схожести с той ситуацией, когда физическое лицо объявляет себя банкротом перед финансовым учреждением. Несмотря на высокую схожесть этих ситуаций, имеется ряд специфических различий

Правила проведения данного процесса описываются в федеральном законодательстве РФ, в статье под номером сто двадцать семь. В 2015 году, в данную статью были внесены новые правки. В данной статье рассматриваются различные способы спасения организации, которые являются неотъемлемой частью всего процесса признания банкротства. По словам специалистов, данный закон выступает в качестве пошагового руководства, помогающий упростить закрытие организации.

По мнению экспертов, существует несколько основных причин, провоцирующих необходимость окончания предпринимательской деятельности. Это может быть как совокупность негативно влияющих факторов экономической ситуации, так и нелогичные поступки руководителей компании. Существует ряд признаков банкротства, на основе которых признается несостоятельность юридического лица:

  1. Величина общего долга перед кредиторами составляет сумму, превышающую 300 000 тысяч рублей. В данном случае, учитываются налоговые обложения и бюджетные расходы.
  2. Нарушение установленных сроков выплаты имеющихся задолженностей. В той ситуации, когда срок превышает 90 дней по конкретным контрагентам.
  3. Наличие просрочки в выдаче заработной платы и выходных пособий наемным сотрудникам.

Признаки банкротства юридического лица могут выражаться в виде:

  1. Невыплат заработной платы наемному персоналу.
  2. Наличия займов у кредитных организаций, требующих срочного погашения.
  3. Наличия долга перед учредительским советом.
  4. Задолженности государственным фондам.
  5. Долгов, с истекшим сроком оплаты перед поставщиками товарно-материальных ценностей, которые были доставлены в соответствии с условиями договора.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят

Этап №1 – «Наблюдение»

В соответствии с законодательством РФ эта процедура продолжается семь месяцев. Основные задачи этапа:

  1. Предпринять эффективную политику по управлению предприятием, чтобы в дальнейшем восстановить платежную способность должника;
  2. Сохранить имущество юридического лица, необходимое для оценки состояния компании.

Чтобы в будущем удовлетворить запросы каждого кредитора, для эффективного анализа и распределения оставшегося бюджета, назначается временный управляющий. Он выбирается судом и осуществляет управленческую деятельность во время этапа наблюдения.

Другой задачей, которую берет на себя управляющий, является составление реестра запросов кредиторов. Каждый кредитор с начала введения первого этапа банкротства начинает направлять требования управляющему. Эти запросы связаны с невыполнением банкротом своих договорных обязательств.

Другой шаг процедуры наблюдения – первое собрание кредиторов. На нем будет решен дальнейший порядок проведения банкротства.

Конкретно будут затронуты следующие вопросы:

  • Существует ли возможность заключения мирного соглашения?;
  • Кто будет избран на место арбитражного управляющего?;
  • Кто входит в состав комитета министров?;
  • Кто утверждается на место реестродержателя?

Каждый из этих вопрос решается голосованием.

Заключающие стадии экономической несостоятельности физического лица

Этапами завершения расчетов с кредиторами, а также освобождения гражданина от оплаты задолженности являются следующие операции:

  • Официальный отчет управляющего финансовым состоянием должника об итогах расчетов с кредиторами (после исполнения плана реструктуризации).
  • Публикация сведений в отношении завершения реализации имущества гражданина-должника.
  • Абсолютное освобождение гражданина от оплаты задолженностей перед кредиторскими лицами.
  • Публикация сведений по поводу прекращения производственного процесса по делу о финансовой несостоятельности физического лица.

Важно отметить, что в случае неисполнения гражданином плана реструктуризации судебные органы, как правило, возвращаются к третьему этапу. Если же должник организует сокрытие сведений о принадлежащих ему имущественных комплексах, суд переходит к выдаче исполнительных документов на неисполненные гражданином обязательства непосредственно перед кредиторами

Пятая стадия включает следующие этапы:

  • Публикация сведений о неиспользовании в отношении должника правила, аргументирующего освобождение от исполнения собственных обязательств.
  • Выдача исполнительной документации в отношении неисполненных гражданином обязательств перед кредиторами.

В статье рассмотрены все стадии экономической несостоятельности, о которых необходимо знать для того, чтобы суметь предупредить неприятные финансовые ситуации.

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2);

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).

Данный вопрос имеет свою историю. Так, в дореволюционном законодательстве России имелось только два варианта ответа на данный вопрос. В частности, по словам Г.Ф. Шершеневича, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, т.е. установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, т.е. предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором — с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором — предположение».

Следует заметить, что выдающийся цивилист отдавал предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам.

Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное — лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.

В юридической литературе в связи с использованием критерия неоплатности неоднократно высказывалось мнение, что он не отвечает целям и задачам институтам несостоятельности (банкротства). В частности, В.В. Витрянский по этому поводу отмечал, что использование критерия неоплатности «позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов».

Следует заметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран при определении признаков банкротства также используется принцип неоплатности. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение такой информации по различным причинам может быть весьма затруднительным.

В свое время Г.Ф. Шершеневич, говоря о неприемлемости принципа неоплатности в качестве основания несостоятельности должника, утверждал, что в этом случае кредиторам крайне затруднительно собрать сведения об имуществе должника и его ценности и что недостаточность имущества скрывается во внутренних отношениях должника, неведомых кредиторам.

По законодательству Франции процедуры несостоятельности могут быть начаты, если субъект не в состоянии выполнить обязательства посредством имеющихся в его распоряжении активов.

Интересен тот факт, что в Германии для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела. Общим основанием является неплатежеспособность, в качестве же дополнительного критерия может выступать превышение обязательств должника над стоимостью имущества (иными словами, критерий неоплатности).

По законодательству Китая кредитор правомочен подать заявление о ликвидации должника на основании того, что он считается неплатежеспособным, так как не может оплатить долги, когда они подлежат уплате.

Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. В соответствии с его положениями должник — юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан.

Такой же позиции придерживается и Закон о банкротстве 2002 г., признавая в качестве основного критерий неплатежеспособности.

Сравнивая сущность критериев неоплатности и неплатежеспособности, В.В. Витрянский приходит к выводу, что, «используя критерий неплатежеспособности, мы предполагаем, что должник, видимо, не имеет ликвидного имущества, чтобы расплатиться с кредиторами, поскольку иные причины неплатежеспособности исключаются действием принципа разумности и добросовестности участников имущественного оборота; если же мы применяем критерий неоплатности, то основанием для банкротства должника являются не предположения о причинах неплатежей, а фактическое состояние имущества должника, стоимость которого составляет сумму меньшую, чем величина кредиторской задолженности, — и пока это не будет доказано в суде, должник, не исполняющий своих обязательств, считается нормальным участником правоотношений, что разрушительно для имущественного оборота; вследствие этого возврат к критерию неоплатности должен быть вообще исключен из всяких рассуждений о реформировании отечественного законодательства о банкротстве».

Читайте также:  Добровольный отказ от родительских прав отца

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства).

Закон о банкротстве 2002 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее 500 тыс. руб.

В правовой литературе высказывается точка зрения о наличии еще одного признака несостоятельности (банкротства), носящего не столько содержательный, сколько формальный характер, а именно: для того, чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание ее судом.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника (ст.49).

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Согласно определению, приведенному в ФЗ, наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура проводится до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Обязанности временного управляющего:

– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

– проводить анализ финансового состояния должника;

– выявлять кредиторов должника;

– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

– уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

– созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 67).

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (ст. 20).

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

– в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

– в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после ��тверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.

Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *