Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).
Правила исчисления налога на недвижимость
Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.
Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).
Дата оценки | Остаточная стоимость (тыс. руб.) |
на 01.01 | 150 |
на 01.02 | 145 |
на 01.03 | 140 |
на 01.04 | 135 |
на 01.05 | 130 |
на 01.06 | 125 |
на 01.07 | 120 |
на 01.08 | 115 |
на 01.09 | 110 |
на 01.10 | 105 |
на 01.11 | 100 |
на 01.12 | 95 |
на 31.12 | 90 |
Всего | 1560 |
Среднегодовая стоимость | 120 |
Налог на имущество (ставка 2,2%) | 2,64 |
Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.
Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.
Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Налог на имущество организаций
Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 30 НК РФ.
Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. вводится законами субъектов РФ и с момента введения действия обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Законами субъектов могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Плательщиками налога признаются:
- – российские организации;
- – иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Налоги и их назначение
В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:
- Общий налог.
- Целевой налог.
Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.
Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.
Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.
Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:
- это налоги на транспорт;
- это налоги на воспроизведение сырьевой базы.
Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Особые налоговые режимы
Специальные налоговые режимы установлены для всей страны, на федеральном уровне. Но именно региональные власти могут сами решать, на каких условиях и кто именно вправе их использовать.
В частности, региональные власти могут принимать решения по следующим режимам налогообложения:
- ЕСХН.
Единый сельскохозяйственный налог. Его платят хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые занимаются выращиванием фруктов и овощей, разведением животных и птицы. Они могут платить ЕСХН вместо налога на прибыль, НДФД для ИП, налога на имущество.
Однако, 70% деятельности таких хозяйств должно быть связано именно с фермерством. Если речь идет о рыбном хозяйстве, то количество сотрудников не должно превышать 300 человек.
Подать заявление на переход на ЕСХН можно до 31 декабря, чтобы со следующего года платить по новой ставке в 6% с суммы полученного дохода. Или в первые 30 дней с момента регистрации организации или ИП. Платится сельскохозяйственный налог раз в полгода, так же подается отчет. ЕСХН призван помочь небольшим фермерским хозяйствам, чтобы им было проще вести учет и платить налоги.
- УСН.
Упрощенная система налогообложения. Заменяет налог на прибыль и НДФЛ. Ставка с доходов варьируется от 1% до 6%, с разницы между доходами и расходами — от 3% до 15%. Региональные власти имеют право установить по УСН нулевую ставку.
Однако, такой упрощенный режим налогообложения нельзя применять в следующих случаях:
- МФО, страховщикам, ломбардам и банкам.
- Компаниям с доходом свыше 112,5 миллиона рублей, полученным за 9 месяцев.
- Организациям, имеющим филиалы.
- Адвокатам и нотариусам.
- Иностранным предприятиям.
- Компаниям с более чем 100 сотрудниками.
Подать заявление на переход на УСН можно, как и в случае с ЕСХН, до 31 декабря или сразу после регистрации фирмы. Уплата налога происходит раз в год, подается итоговая декларация. Каждые три месяца вносятся авансовые платежи.
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.
Какие классификации налогов?
Теория:
По уровням бюджета |
Федеральные, региональные, местные |
---|---|
По характеру налоговых ставок |
Пропорциональные, прогрессивные, регрессивные |
По субъектам налогообложения |
Налоги, уплачиваемые гражданами, налоги, уплачиваемые организациями |
По способу взимания |
Прямые, косвенные |
Федеральные, региональные и местные налоги: таблица
Одной из главных изменений в сфере бухучета стало объединение отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2021 г. Теперь сведения о доходах физлица будут подаваться в отдельном приложении расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Также законодатели утвердили новые перечни медицинских услуг по медицинской эвакуации, паллиативной помощи и дорогостоящего лечения по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов и услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).
Льготы IT-компании получили и по страховым взносам (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ). Бессрочные пониженные тарифы страховых взносов установлены в размере 6 % на ОПС, 1,5 % на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % на ОМС. Также важным условием применения пониженных тарифов станет категория работодателя, а именно: те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты, а также те, кто является разработчиком изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Законодатели установили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. За истекший год организации обязаны заплатить налог не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это закреплено в п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Также, как и с транспортным налогом, для земельного установлены новые сроки уплаты — не позднее 1 марта следующего года, а срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. «б» п. 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.
Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.