Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие правила исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Длительность срока действия исполнительного листа устанавливает ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению (действителен) в течение 3 лет с даты вступления судебного акта в законную силу. Это общее правило и в ряде случаев есть исключение.
Возбуждение исполнительного производства
Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:
- требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
- решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
- в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.
Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.
Действия приставов в ходе исполнительного производства
Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.
Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.
Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?
- Вызывать стороны исполнительного производства.
- Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
- Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
- Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
- Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
- Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
- Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
- Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.
Какие бывают исполнения решения суда
- Добровольное выполнение решения суда, которое инициируется конкретным предложением, вручаемым должнику.
- Принудительное выполнение решения суда, производимое в определенный срок для добровольного выполнения решения.
Судебное решение исполняется тогда, когда вступают в законную силу. Исключение: немедленное исполнение. Как правило, исполнительное производство начинается исходя из заявления прокурора и взыскателя. Контролировать исполнение решения суда будет судья. Контроль по исполнению судебного решения осуществляет Министерство Юстиции Российской Федерации вместе с Министерством юстиции республик в составе Российской Федерации.
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, которые определяют порядок и условия принудительного выполнения судебного акта:
- закон об исполнительном производстве № 119;
- закон о судебных приставах № 118.
Они были приняты 21 июля 1997 года. Также условия и порядок принудительного выполнения судебного акта определяется другими законами, актами судебных и прочих органов.
Исполнительное производство — это установленный законом порядок принудительной реализации постановления суда. Оно может быть возбуждено и для физических, и для юридических лиц благодаря судебному приставу-исполнителю в стадии принудительного выполнения документов. Обращайтесь только к проверенным юристам, которые имеют большой опыт работы в исполнительном производстве.
Приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Отказ или отмена исполнительного производства
Изучая, что такое возбуждение исполнительного производства, нельзя забывать о факторах, которые могут стать причиной отказа в возбуждении или отмене дела.
Во-первых, важно правильно заполнить исполнительный лист, где будут корректно указаны основные сведения. Речь идет о:
- данных о вынесшим решение в суде;
- сведениях о рассматриваемом на заседании деле;
- информации о должнике.
При неполной или недостоверной информации судебный пристав имеет право отклонить заявление. Придется ждать шесть месяцев, чтобы подать документы заново.
Причинами отказа в возбуждении производства также могут стать:
- подача документа не в ту инстанцию;
- отсутствие заявления от заинтересованного лица при предъявлении исполнительного документа;
- несоблюдение срока подачи повторного заявления на заведение дела судебным приставом.
Стадии исполнительного производства:
Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.
1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.
2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.
3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.
Раccмотрим все стадии более подробно:
Прекращение исполнительного производства.
Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:
- оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
- после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях:
- смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ». Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.
Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:
- принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
- принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
- утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
- отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.
Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:
- прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
- после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
- в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
- исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Определение и ключевые признаки мер принудительного исполнения
На основании ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве мер принудительного исполнения выступает ряд действий, которые указаны в исполнительной документации, или ряд действий, которые совершаются судебными приставами-исполнителями для того, чтобы получить с должников имущество, сюда же входят денежные средства, которые подлежат взысканию по исполнительным документам.
Для мер принудительного исполнения свойственность применяться судебными приставами-исполнителями после того, как было возбуждено исполнительное производство. В ситуациях, когда судебный пристав-исполнитель установил срок для того, чтобы на добровольной основе исполнить требования, которые содержит исполнительный документ, то важно применять меры принудительного исполнения только после того, как данный срок истек.
В качестве мер принудительного исполнения на основании ч.3 ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» выступает:
- ряд обращений относительно взыскания на имущество должников, сюда же входят денежные средства и ряд ценных бумаг;
- ряд обращений относительно взысканий на выплаты периодического характера, которые получают должники в силу ряда правоотношений трудового, гражданско-правового или социального характера;
- ряд обращений относительно взыскания на имущественные права должников, сюда же входит право на то, чтобы получать платежи по исполнительному производству, в которых они выступают как взыскатели; право на то, чтобы получать ряд платежей по найму, аренде; право на исключительные права на ряд результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; право на то, чтобы требовать на основании договора об отчуждении или применении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; право на то, чтобы использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые принадлежат должникам как лицензиатам;
- изъятие у должников имущества, которое присуждено взыскателям, а также на основании исполнительной надписи нотариусов в ряде ситуаций, которые предусмотрены законом;
- наложение ареста на имущество должников, которое находится у них или у третьих лиц, во исполнении судебных актов относительно ареста имущества;
- ряд обращений в регистрирующие органы для того, чтобы зарегистрировать переход права на имущество, сюда же следует данный процесс, когда регистрируется переход права ценных бумаг с должников на взыскателей в ситуациях и порядке, которые установлены Законом «Об исполнительном производстве»;
- процесс совершения от имени и за счет должников действий, которые указаны в исполнительных документах, в ситуациях, когда данные действия не могут быть совершены без личного участия должников;
- процесс принудительного вселения взыскателей в жилые помещения;
- процесс принудительного выселения должников из жилых помещений;
- процесс принудительного освобождения нежилых помещений от пребывания в них должников и их имущества;
- процесс принудительного выдворения за границы РФ иностранных граждан или лиц, которые не имеют гражданства;
- процесс принудительного освобождения земельных участков от присутствия в них должников и их имущества;
- ряд иных действий, которые предусмотрены федеральными законами или исполнительными документами.
Специфика судебной практики в делах с мерами принудительного исполнения
Рассмотрим пример.
Гражданка (продавец) и гражданин (покупатель) заключили договор купли-продажи жилого помещения. Со временем гражданка направила в суд иск с требованием признать сделку купли-продажи недействительной. Иск был удовлетворен судом и, использовав ряд последствий ее недействительности, которые предусмотрены ГК РФ, обязал продавца возместить покупателю сумму, которая была уплачена как покупная цена, а покупателя – вернуть продавцу жилое помещение, которое было передано ему на основании сделки. Покупателем было исполнено требование судебного акта, то есть жилое помещение было передано обратно продавцу.
Но продавцом не были выполнены свои обязанности, покупная цена не была возвращена покупателю. На основании этого судебные приставы-исполнители, основываясь на исполнительном производстве, применили меры принудительного исполнения, которые установлены ч.3 ст.68 Закона «Об исполнительном производстве», наложили взыскание на имущество, которое принадлежит продавцу (речь идет о возвращении ей ранее жилого помещения, так как нет денежных средств и другого имущества для обращения взыскания). Так как жилое помещение, которое арестовано, не реализовали с торгов в срок в два месяца, взыскатель получил право оставить это имущество за собой на основании ч.11 ст.87 указанного выше закона.
В данном деле, которое стало предметом рассмотрения КС РФ, ряд действий и судебных приставов-исполнителей и взыскателя в полной мере соответствуют законодательству относительно исполнительного производства. Но как результат формально верного использования норм закона судебный акт остался неисполненным. На основании результатов процедур судопроизводства и принудительного исполнения осталось неизменным первое положение, которое стало основанием для того, чтобы подать иск относительно недействительности сделки. То есть жилое помещение осталось за покупателем, а деньги, которые заплатили, у продавца. Но продавец еще получил обязанность уплатить государству исполнительский сбор и штраф в исполнительном производстве и возместить расходы взыскателю. Помимо этого, в данной ситуации, если жилое помещение для того, чтобы реализовать в исполнительного производстве, оценили в сумму, которая равна изначальной стоимости оспоренной сделки, то для продавца важно возместить покупателю, который сохранил квартиру, 25% от ее стоимости.
Природа и специфика изменения способов и порядка исполнения
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона «Об исполнительном производстве» для взыскателей, должников, судебных приставов-исполнителей допустимо обращаться с заявлениями относительно изменения способов и порядка исполнения исполнительных документов в суд, другие органы и к должностным лицам, которые выдают исполнительные документы. Право судов относительно изменений способов и порядка исполнения исполнительных документов зафиксировано в ст.203 и 434 ГПК РФ, основываясь на имущественном положении сторон или иных обстоятельствах, имея обстоятельства, которые затрудняют исполнение судебных постановлений, в ст.324 АПК РФ, имея при этом ряд обстоятельств, которые затрудняют исполнение судебных актов.
Суды рассматривают вопросы относительно изменения способов и порядка выполнения в процедуре искового производства неполноценного характера, а в «упрощенном» порядке.
В Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Законе «Об исполнительном производстве» нет списка оснований для того, чтобы отсрочить, рассрочить или изменить способы и порядок выполнения судебных актов. В данных документах есть только критерии их обозначения. Речь идет об обстоятельствах, которые затрудняют исполнение судебных актов, при этом суду предоставляется возможность во всех конкретных случаях решать вопросы относительно их наличия, учитывая все обстоятельства дела.
Законодательством не определен способ и порядок выполнения исполнительных документов, не проведены различия непосредственно способов и порядка исполнения исполнительных документов. Также и для судебной практики свойственно использовать оба данных понятия нераздельно, акты же судов указывают на ряд изменений и способов и порядка исполнения. Далее мы рассмотрим в первую очередь изменение способов исполнения, а после и порядок выполнения.
При рассмотрении приведенных выше норм относительно изменений способов выполнения исполнительных документов, важно сконцентрироваться на том, что в качестве института изменений способов исполнения выступает исключение из принципов приоритетов выполнения ряда требований исполнительных документов в неизменной форме. Иными словами, недопустимость изменения сути исполнительных документов, указанных в них способов исполнения. В большинстве ситуаций на практике в исполнительном производстве рассматривают вопрос относительно замены способов исполнения относительно передачи имущества должников взыскателям в натуре на выплаты денежных компенсаций из-за затруднительного принудительного исполнения исполнительных документов относительно передачи определенных вещей.
Для института изменений способов выполнения на основании общего правила не свойственно охватывать ряд ситуаций перехода в исполнительное производство относительно исполнения требований относительно взыскания денежных средств от обращения взысканий собственно на ряд денежных средств должников к обращению взысканий на другое имущество должников для того, чтобы его принудительно реализовали для того, чтобы удовлетворить денежные требования взыскателей при недостаточности денежных средств должников. Речь об этом идет в ст.69 Закона «Об исполнительном производстве». В данной ситуации не нужно дополнительное санкционирование суда или иного органа действий судебных приставов-исполнителей, в качестве исключения выступают ситуации, которые прямо предусмотрены законом.
Совершенно ясно, что ряд изменений указанных в исполнительных документах способах выполнения на этапе их принудительного исполнения должны как основание иметь ряд особых, экстраординарных обстоятельств. В противной ситуации сложно будет судить об исполнительном производстве в качестве механизма реальной защиты и реализации на принудительной основе субъективных прав. Изменение способов исполнения на произвольной основе из-за закона или судебных актов может привести к ряду ситуаций, о которых говорится в Определении КС РФ от «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Братышевой Галины Григорьевны на нарушение ее конституционных прав п. 4 ст. 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»», о котором говорилось ранее, и при которых во время исполнения судебных актов достигли правового результата, обратного тому, который предложили в его резолютивной части.
Есть ряд важных вопросов, без понимания которых сложно разобраться в рассматриваемой теме. Важно понимать, что необходимо воспринимать как изменение способа исполнения исполнительных документов, какими являются объективные пределы данных изменений. Рассмотрим данные вопросы на ряде примеров изменения способов выполнения судебных актов относительно гражданских дел.
Для судебной практики свойственно наличие двух основных позиций в отношении пределов изменений способов выполнения судебных актов.
В соответствии с первой позицией ряд изменений способов выполнения судебных актов можно осуществить исключительно в тех случаях, когда решение вопросов относительно изменения способа принудительного исполнения на этапе исполнительного производства не имеет отношений к изменениям предметов исков, по которым вынесли исполняемые решения, не имеет отношения к разрешению новых споров относительно права.
Рассмотрим пример.
На основании решения арбитражного суда признали в качестве недействительной сделку купли-продажи ценных бумаг. Для должника на основании судебного решения было важно передать взыскателям 348495 именных акций обыкновенного характера на сумму 35 780287 руб. Важно отметить, что цена акций указана на дату, когда был заключен договор, который признан в качестве недействительного.
Так как ответчик не исполнял решение, а исполнительное производство уже завершили из-за невозможности взыскать, взыскатели обратились в суд с заявлением относительно изменения способов выполнения решений. Они просили суд взыскать 517 678 809 руб., что составляет цену акций по стоимости биржи на дату, когда было принято решение суда.
Суд решил, что фактически истцы предъявили требования относительно взыскания вместо акций, которые подлежат возврату на основании недействительной сделки, их рыночную стоимость, иными словами относительно применения ст.167 ГК РФ. На основании данной правовой нормы во время недействительных сделок все стороны должны возвратить иным все, что было получено по сделке, если же нет возможности сделать это в натуре, то важно возместить стоимость в денежном виде. Исходя из этого, в п.2 ст.167 ГК РФ говорится о двух последствиях недействительных сделок материального характера. Для того чтобы использовать какое-либо последствие, важно иметь определенные юридические факты, влекущие за собой ряд изменений или прекращение правоотношений материально-правового характера.
Так как у должника не было акций, то невозможно вернуть их в натуре. Но это не говорит о том, что для истцов нет возможности получить стоимость акций, иными словами, в данной ситуации говорится об иных материальных последствиях, которые по закону можно применять, но исключительно, имея определенные фактические обстоятельства. Данное требование важно рассмотреть суду, оценить фактические обстоятельства и вынести новое решение, иными словами, основываться на существе заявленных требований, а не менять ряд материально-правовых последствий недействительных сделок, прибегая к нормам процессуального права. Учитывая все это, требования взыскателей относительно изменения способов и порядка выполнения важно отклонить.
Учитывая приведенный пример, суть судебных решений нельзя изменить на уровне принудительного исполнения не только при помощи изменений способов его выполнения, но при помощи разъяснений исполнительных документов, способов их исполнения. Об этом говорится в ст.32 Закона «Об исполнительном производстве».
Виды судебных актов, порядок вступления в законную силу
В действующем российском законодательстве нет четкого определения судебного акта. Вместе с тем различные источники процессуального права определяют достаточно четко, какие акты судов являются судебными актами.
В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
В отличие от требований ГПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ) в ст. 15 определяет, что арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения.
Статья 64. Исполнительные действия
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
151) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 81 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 81 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
161) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 151 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
1. Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:
1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;
2) требований неимущественного характера;
3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
2. В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.
3. Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
5. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
7. Федеральная служба судебных приставов, получив из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информацию об уплате задолженности по исполнительному документу, в автоматическом режиме осуществляет проверку достаточности указанной уплаты и при подтверждении ее достаточности принимает постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации. В случае возникновения иных оснований для снятия данного ограничения и отсутствия технической возможности снятия данного ограничения Федеральной службой судебных приставов в автоматическом режиме судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
9. Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, осуществляется в электронном виде в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. В целях обмена указанной информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и единая система межведомственного электронного взаимодействия.
10. Копии постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о снятии данного ограничения направляются судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем их вынесения.
11. В случае снятия временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, Федеральная служба судебных приставов уведомляет должника о снятии данного ограничения путем направления соответствующего постановления с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. При невозможности уведомления должника указанным способом должник уведомляется о снятии временного ограничения на выезд из Российской Федерации в порядке, установленном частью 10 настоящей статьи.
Сроки на стадии возбуждения исполнительного производства
Самым важным для взыскателя является срок предъявления документов к исполнению. Согласно ГПК и закону № 229-ФЗ, исполнительный лист или иной документ можно предъявить к взысканию в течение 3 лет. Это правило распространяется:
- на обращение в ФССП для возбуждения производства и совершения исполнительных действий;
- на подачу документов по месту работы должника;
- на предъявление денежных требований непосредственно в банк или иную финансовую организацию.
Пропустив трехлетний срок, взыскатель не сможет требовать от приставов или иных лиц защиты своих интересов. Возможность принудительного исполнения за пределами этого срока допускается только по уважительным причинам и через суд.
Пока не истек трехлетний срок, взыскатель в любой момент может направить в ФССП заявление о возбуждении исполнительного производства. Даже если документы поступили в последний день указанного срока, пристав обязан принять его к производству. На стадии возбуждения производства применяются следующие сроки:
- если документы поступили в надлежащее подразделение ФССП, пристав обязан в течение 3-х дней принять решение о возбуждении производства, либо об отказе;
- постановление о возбуждении производства направляется взыскателю и должнику не позднее одного дня после его вынесения;
- специалист ФССП обязан дать должнику не более 5 дней для добровольного исполнения, что устранит обязанность платить исполнительский сбор.
Обращение взыскания на заложенное имущество
Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу — судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса. При обращении взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса судебный пристав-исполнитель на основании соответствующего ходатайства залогодержателя осуществляет обращение взыскания на заложенное имущество в ходе исполнительного производства. В случае отсутствия ходатайства залогодержателя об обращении взыскания на предмет залога и о его реализации в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса изымает предмет залога у залогодателя и передает его залогодержателю для последующей реализации.
Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.