Имена Божии в Библии и их значение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имена Божии в Библии и их значение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отцы Церкви первых веков во многом основывались на древней, восходящей к Ветхому Завету традиции, согласно которой именование отражает суть обозначаемой им вещи, или человека. Применительно к именованию Бога многие богословы также говорили о священности, сакральности Его имен, но при этом – различали именование, которое дает Творцу человек (а все имена, которые содержит Писание – есть, по свт. Григорию Богослову, человеческие слова), и собственно сущность Господа.

Вот как писал об имени и сущности свт. Иоанн Златоуст:

«Свято и страшно имя Его! (Пс 110. 9), то есть вполне достойно удивления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника, им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства. Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: Свято и страшно имя Его. Если же оно свято, то для прославления его нужны уста святые и чистые».

До конца сформулировать церковное учение по этому вопросу удалось свт. Григорию Паламе, который выделил понятия «сущности Божества» и Его «энергий»:

  • первая – непостижима, невидима, а потому не может быть наименована человеком;
  • вторые – видимы, как то было на горе Фавор, когда ученики Христа видели Божественный Свет, а потому – могут быть названы.

При этом энергия – с одной стороны, нетварна, как Сам Создатель, будучи Его частью, с другой стороны – не есть собственно сущность Божества. Но человек через энергии познает Его, насколько это возможно для него, созерцая действия Господа в этом мире, давая им имена.

Христианские традиции

Еще во времена Апостолов известны случаи исцеления болезней «во имя Иисуса Христа». Вот самый известный, отраженный в «Деяниях Апостолов»:

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога»

(Деян. 3:1-8).

Так уже с первых веков сложилась традиция почитания Имени Божия.

Имена Бога, встречающиеся в Библии

Особенно часто в Библии Бог называется Элохим (что в переводе с иврита означает Эль (бог) с окончанием множественного числа, по-гречески Теос). Также Бог именуется Господом (производное от господин, на иврите Адонай, по-гречески Кюриос)

Сейчас мы перечислим имена Бога, встречающиеся в Библии:

Бог как минимум показывает Свои 5 имен, прямо говоря, что это Его ИМЕНА:

Ревнитель: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34.14).

Саваоф (в переводе Сила¸ Воинство): «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему» (Ис. 47:4).

Святой: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его» (Ис. 57:15).

Искупитель: «Только Ты — Отец наш; … Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63:16).

Тетраграматон – (Иегова, Яхве): «Господь муж брани, Иегова (тетраграмматон) имя Ему» (Исх. 15:3).

Как видно из текста Священного Писания, у Бога ни одно единственное имя. Более того, простого анализа достаточно, чтобы увидеть, что имена Бога несут информацию о Нем, характеризуют Его: Ревнитель, Сила, Святой, Искупить …

Показателен в этом ключе и анализ еще одного текста Библии — 33 и 34 главы книги Исход. В 33 главе мы читаем:

«(Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я ПРОВЕДУ пред тобою ВСЮ СЛАВУ Мою и провозглашу ИМЯ Иеговы пред тобою…» (Исх. 33:18,19).

А далее в 34 главе мы видим исполнение этого обещания – Бог прошел перед Моисеем и провозгласил ИМЯ тетраграмматона:

«И сошел Господь (тетраграмматон) в облаке … и провозгласил ИМЯ Иеговы (тетраграмматона). И прошел Господь (тетраграмматон) пред лицем его и возгласил: Господь (тетраграмматон) , Господь (тетраграмматон), Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, … прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания … Моисей тотчас пал на землю и поклонился» (Исх. 34:5-8).

Читайте также:  Оплата больничного по уходу за больным ребёнком в 2022 году

Как следует из текста, Моисей просил показать ему СЛАВУ Творца. На что Господь славу тут же связал с провозглашением Его ИМЕНИ. Но, ведь очевидно, что Создатель здесь не открывал Моисею имя тетрамматон, так как Он сделал это гораздо раньше, что мы разберем в следующем разделе статьи. Но Бог возвестил имя тетраграмматонА! Посмотрите – эта фраза повторяется неоднократно! Но если тетраграмматон – это имя, то как может быть у имени еще имя? Логическое и подтвержденное самой Библией объяснение существует только одно – имя указывает на характер. Поэтому Господь возвестил Свое имя, которое состоит не только из тетраграмматона, но и из других характеристик – человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый, истинный, прощающий, но справедливый… Это и есть ВСЯ слава Бога, которую Он, как и обещал, провел перед Моисеем!

В целом, любой человек, знакомый с Библией и историей знает, что имена в древние времена были не просто именами собственными, а носителями информации о том, кому принадлежали. Поэтому практиковалась смена имен при изменении определенных условий. Например, Иаков (проныра), был назван Израилем (победителем), Аврама (великого по отцу) Господь переименовал в Авраама (отца народов), Сару (княгиню) в Сарру (княгиню народов), Симона (Бог услышал) Христос назвал Петром (скалой)… Каждое имя имело смысл. Например, Иисус в переводе означает – Господь Спасет.

И имя Бога не является исключением из этого правила. Если с именами Ревнитель, Сила, Святой, Искупить все более менее понятно, то что обозначает имя Бога тетраграмматон (Иегова, Яхве)?

Как правильно читать тетраграмматон Яхве, Иегова или Сущий?

То, как правильно читать тетраграмматон на русском языке, зависит от способа. В основном, мы читаем иностранные слова, заменяя их на смысловые аналоги, то есть переводим их. В этом случае, как объяснено выше, тетраграмматон лучше произносить Сущий. Однако, иногда иностранные слова мы читаем, произнося на своем языке конкретные иностранные буквы. Особенно это касается имен собственных. В этом случае встает вопрос, правильно ли говорить Иегова? А может имя Бога Яхве?

Для Свидетелей Иеговы это чрезвычайно важно, так как они придают имени Бога большое значение, забывая, что основная его цель – отобразить характер Создателя.

Тем не менее, как правильно Иегова или Яхве, или не то и не другое?

На этот вопрос никто и никогда не сможет найти на 100% правильный ответ. Дело в том, что тетраграмматон – это записанные 4 согласные буквы, так как библейская письменность иврита не имела гласных букв. Боясь случайно нарушить третью заповедь Декалога «Не произноси имени Бога напрасно» (см. Исх. 20:7), Израильтяне несколько веков до нашей эры перестали произносить тетраграмматон вслух. Поэтому огласовка четырех согласных букв доподлинно не известна, так как об этом не сохранилось древних бесспорных письменных свидетельств. Не желая “напрасно” произносить тетраграмматон вслух при чтении Священного Писания его заменяли на слово Адонай (Господь) или Элохим (Бог). Так в некоторые переводы Библии попала ошибка – в значительной части случаев слово тетраграмматон было заменено на Адонай или Элохим.

В последствие христианские богословы попытались огласовать известные 4 согласные буквы, то есть узнать как же должен звучать тетраграмматон. И конечно христиане обратились к первоисточнику – еврейскому тексту Писания, сохраненному масоретами. Масореты – это евреи, ответственные за сохранение древних традиций, в основном Писания.

Масореты, пытаясь сохранить правильное произношение слов иврита, в начале нашей эры начали в тесте Библии ставить огласовку согласных букв. И конечно, такая огласовка была дана и имени Бога тетраграмматон. Однако, масореты не знали как правильно произносится тетрарамматон. Более того, они остались верны кардинальному исполнению третьей заповеди и не собирались произносить имя Бога тетраграмматон. Поэтому при огласовке тетраграмматона они использовали правило кере / кетиб – читаемое / написанное, согласно которому некоторые слова умышленно огласовывались неправильно из-за табу на их произношение. Согласно этому правилу, чтец, увидя такое слово, должен был читать его определенным образом. Тетраграмматон был огласован в ряде случаев гласными из слова Адонай, а в ряде из Элохим. Человек увидя на тетраграмматоне огласовку из Адоная должен был читать вместо тетраграмматона Адонай, а если были гласные из Элохима – то читалось Элохим.

Однако христиане вначале не знали этих правил иудаизма из-за дистанцирования от евреев. Поэтому, увидя в тексте масоретов огласованный тетрааграмматон, они приняли это как правильное, хоть и скрываемое озвучивание имени Бога. Огласовка тетраграматона гласными от Адоная встречается чаще и в разных вариантах произносится похоже на слово Иегова. Отсюда и появилось имя Бога Иегова.

То есть имя Иегова является придуманным именем Бога, и не может быть Его настоящим именем, ведь остаются следующие факты:

  • К чтению имени Бога иудеями применялось правило кере / кетиб (читаемое / написанное).
  • Тетраграмматон огласовывался не только гласными из Адоная, но и из слова Элохим, что даже в масоретском тексте дает несколько разных прочтений тетраграмматона.
  • Имя Иегова появилось лишь в средние века благодаря христианским переводчикам. Как можно быть уверенными, что они правы, если сами носители имени Бога иудеи никогда не употребляли имя Иегова и более того, они уверены, что это не имя Бога.
  • Произношение тетраграмматона не зафиксировано в древних (до нашей эры) иудейских источниках.

Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?

Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.

Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.

Читайте также:  Как продлить лицензию на оружие

Можно утверждать, что Иегова является «именем» Бога, в то время как Адонай является Его описанием. По аналогии, прежде чем Моисею было произнесено «имя» Яхве, можно утверждать, что «именем» для Бога было Эль или Эль Шаддай. В самом деле, даже в «имени» Эль Шаддай, можно утверждать, что слово Эль это «имя», а Шаддай (Всемогущий) является описанием.

Сначала послышался собачий лай. Это был дружеский лай. Пес подошел, радостно виляя хвостом. Садовая калитка со скрипом раскрылась, и человек устрашающего вида вошел мелкими, усталыми шагами. Одежда была испачканной, волосы сбиты от пыли и пота; он поднял глаза вверх — взгляд просил о помощи. Слезы катились по щекам пришельца. Лицо выражало мучительный вопрос: как его примут? Глаза отца, который вышел навстречу, были полны сострадания, добра, понимания. Не произнося ни единого слова, пришелец припал к отцовской груди. Дошел, наконец-то, домой. Дорогой друг, к кому ты идешь во время нужды, когда беспокойство, страх, неуверенность преследуют тебя, а испытания и зло ищут власти над тобой, когда силы оставили, когда слабость давит и чувствуешь, что не можешь нести бремя жизни? У кого ищешь помощи? Думал ли ты бежать к своему Защитнику, к Тому, Кто с раскрытыми объятиями терпеливо ждет, что ты придешь к Нему, доверишь все свои тревоги? «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10). В последующие сорок два дня ты познакомишься с именами Бога, чтобы узнать, к кому бежать за помощью в тяжелые времена. Желание Отца Небесного — раскрыться перед тобой, чтобы ты познал Его. «Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Исайя 50:10). Такой же была и молитва Иисуса Христа перед дорогой к кресту: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Это же было горячим желанием апостола Павла: «Чтобы познать Его» (Филиппийцам 3:10). Я хочу, чтобы это прекрасное познание стало целью твоей жизни. Позволь спросить: если кто-то попросил бы тебя рассказать, каков Господь, что бы ты ответил? Напиши, пожалуйста, ниже, как бы ты описал Бога человеку, не знающему Его?

Вопросы для размышления (6-й — 9-й день обучения)

1. Что ты расскажешь своему собеседнику об имени Господа ЭЛ ЭЛИОН? 2. Каким образом ты объяснишь всемогущество Бога в свете изученного? 3. В переводе ЭЛ ЭЛИОН означает «Бог Всевышний». Если ты принимаешь все, что узнал из Библии о Нем, какова будет твоя позиция в отношении: а) высших сфер; б) земных дел; в) бракосочетания и твоей семьи; г) детей и внуков; д) сатаны и сил тьмы? 4. Каким образом помогает тебе имя ЭЛ ЭЛИОН понять заповедь, гласящую: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:18). 5. Исходя из всемогущества Бога, какова сила сатаны? Зло оградимо или оно всесильно, как думают некоторые? 6. Если в Библии говорится о всемогуществе Бога, почему Он не препятствует дьяволу совершать зло? Подумай над книгой Иова. 7. Что ты узнал о всесилии Бога на примере жизни Иосифа? Случайно ли все в ней происшедшее или оно совершилось по определенному плану? Чьим был план? 8. Оглянись на твою прожитую жизнь и скажи, кто управляет ею: Бог, люди, ты сам, сатана или воля случая?

Как выглядит Бог по мнение церкви

В реальной жизни человек не может видеть истинный образ Бога. Каждому его облик предстает так, как он хочет. Единого вида не существует, ведь обращаясь с молитвой к Господу, человек представляет его так, как ему позволяет подсознание. И хотя церковь говорит, что Бог бестелесен, наше воображение все же ассоциирует его вид с чем-то.

Чаще всего образ Бога ассоциируется со старцем, у которого добрые глаза, длинные волосы и седая борода. Его глаза могут заглядывать в душу.
Однако Господь, не только нематериальный дух, который не имеет физического тела. Он находится там, где обитают серафимы, ангелы и архангелы, которые тоже не имеют физических тел. А если бы у Бога все же было лицо, как бы оно выглядело в реальности? Есть большая вероятность того, что оно бы выглядело как у обычного человека, ведь мы все созданы по его подобию. А какие эмоции оно бы выражало? Был бы он рад или огорчен нашими поступками? Ответы на эти вопросы зависят от нашей фантазии.

Нельзя думать о Боге ограничиваясь шаблонами, стандартные представления здесь тоже не подходят. Его образ живет в каждом человеке, и он выражается любовью господа.

Со временем в нашем сознании образ может измениться, появятся новые детали, но при этом перестанет развиваться. Мы получим тот вид, который пытались представить все время. Это будет кто-то близкий и узнаваемый.

Главное, что настоящий Бог всегда находится в нашей душе. Совершенно не важно, для кого как он выглядит, ведь обращаясь к нему, мы представляем его по-своему. Заметьте, что в Библии описано, как Господь являлся к святым каждый раз в разном образе.

Тетраграмматон — сакральное имя Всевышнего

Оно состоит из четырёх букв иврита Й-Х-В-Х. Никто точно не знает, как оно произносится. Одни полагают: Яхве, другие – Иегова. Но когда иудеи читают тору, то дойдя до этого секретного имени, не произносят его вслух, а вместо него говорят: Адонай. Что переводится как Господь, Господин, Вседержитель. И лишь первосвященник знал, как правильно произносить это тайное имя и использовал его как мантру. Известно, что иудеи пишут и читают справа налево. А это имя было зашифровано наоборот, чтобы никто не догадался. Итак, правильно оно было написано так: Х-В-Х-Й. Как известно, гласных букв в иврите нет, поэтому некоторые согласные произносятся как гласные и редуцируются. Например, буква «В» часто и в русском и других языках редуцируется в букву «У». Например: АВТО – АУТО. А вторая буква «Х» может употребляться для протяжения предыдущий гласной. Как в немецком языке, к примеру, Fahren – произносится, как Фаааарен. Тогда тайное имя Бога звучит так: ХУУУУЙ. Это слово и вибрация означает созидающую силу Творца.

Читайте также:  Какие пособия по беременности и родам будут начисляться в 2023 году?

Читая Ветхий завет, я озадачился тем, что когда Авраам заключил договор с Богом, то сделал себе обрезание. Какое отношение Бог имеет к человеческому пенису, как-то не логично. Но если принять, что имя Бога – ХУЙ означает Творящий пенис, то всё сходится и получается логично. А слово «Еврей» происходит тоже от имени Бога. ЯХВЕЙ – значит божественный человек. Но если прочитать в обратную сторону, то смысл получится – человек обрезанный. Или по латински: Homo Cutikus.

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно.

В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева.

Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3).

Бог, осудив людей на смерть, Сам принял это наказание вместо нас, чтобы мы могли быть оправданны.

Бог в лице Сына Божьего, Иисуса Христа, взял наши грехи на Себя. Он был распят на кресте, чтобы таким образом искупить нашу вину, чтобы мы могли иметь возможность получить прощение и спасение от осуждения.

Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Библия, Ис.53:5-7)

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (Библия, 1Пет.2:24)

Таков Бог. Он абсолютно святой и Он безгранично любящий. Как святой Судья Он осудил всех людей на вечную смерть в аду, потому что мы все грешны. Но как любящий Отец Небесный Он взял на Себя наше осуждение.

Раввинистическая интерпретация

Интересно посмотреть, как фраза “Я есмь Сущий” (אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה) была переведена также в настоящем времени в тексте “Таргум Йонатан”, раннем раввинистическом переводе Библии на арамейский, сделанным Йонатаном бэн Уззиэлем, учеником Гиллеля и знатоком Закона, жившем в Иерусалиме во времена Царя Ирода [1].

Он перевёл эту фразу на арамейский как “אֲנָא הוּא”, что на современном иврите (Ани hу) буквально значит “Я Он”. Это наиболее близкий способ сказать на иврите “Я есть” — настоящее время первого лица единственного числа глагола “быть”.

“Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.” (Исх. 3:14; синод. пер.)

“Бог ответил Моисею: — Я Тот, Кто Я Есть. Скажи израильтянам: ‘‘Я Есть’ послал меня к вам’.” (Исх. 3:14; нов. рус. пер.)

“И сказал Б-г Моше: Я буду…, как буду… И сказал Он: Так скажи сынам Исраэля: ‘Я пребуду’ послал меня к вам.” (Исх. 3:14; пер. Ф. Гурфинкель)

В раввинистической интерпретации тройное употребление слова отражает три времени: прошлое, настоящее и будущее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *