Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний управляющий при банкротстве: назначение, полномочия, права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Полномочия внешнего управляющего
- Временно запретить истребования кредитов и снять арест на имущество организации за исключением того, решение по аресту которого было принято в арбитражном суде.
- Обратиться в суд с исками, признавать в судебном порядке действующие договора недействительными.
- Взыскивать дебиторскую задолженность и любые долги.
- Отказывать в исполнении по договорным обязательствам организации.
- На любом этапе деятельности заключать мировые соглашения.
- Закрывать убыточные филиалы.
- Увольнять или временно отстранять персонал, включая руководящий.
- Повышать квалификацию или проводить переобучение персонала, если того требуют обстоятельства.
- Выпускать эмиссию ценных бумаг и векселей согласно ФЗ «Об акционерных обществах».
- Открывать или закрывать банковские счета, необходимые для ведения деятельности организации.
- Перепрофилировать организацию/производство с учетом потребностей рынка.
- Продавать или сдавать в аренду имущество предприятия (по согласованию с советом кредиторов) после предварительной независимой оценки.
Важно: арбитражный управляющий не может продавать имущество и сокращать персонал, если это повредит хозяйственной деятельности предприятия.
До составления плана по стабилизации предприятия внешний управляющий должен выяснить причины банкротства, составить проект по восстановлению платежеспособности и хозяйственной деятельности организации.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
Как назначается конкурсный управляющий
Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.
Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.
Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.
Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.
Отчет конкурсного управляющего
После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.
Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:
-
продажу собственности должника;
-
погашение кредитных обязательств;
-
предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.
К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.
Как при банкротстве назначают конкурсного управляющего?
Процедура при банкротстве — юридических лиц или физических, неважно – одинакова. Финансовый управляющий предыдущего этапа подает судье отчет. По его результатам принимается решение о переходе к финальной стадии банкротства – продаже активов «с молотка». Конкурсным управляющим назначается либо тот же менеджер, что вел предыдущий этап, либо новый.
ВНИМАНИЕ! Собрание кредиторов вправе подать суду ходатайство о смене не только самого управляющего, но и СРО, которую он представляет.
Чем больше активов осталось у компании ко времени завершающего этапа, тем легче найти конкурсного управляющего. Вознаграждение конкурсного управляющего, помимо фиксированной платы за этап (25 000 руб. за банкротство физлица, 30 000 руб. за банкротство юрлица), составляет до 7% средств, вырученных на торгах. Это серьезная мотивация. Если же продавать фактически нечего, поиски управляющего могут затянуться.
Отстранение или освобождение от обязанностей
Мы уже упоминали, что «неприкосновенностью» финуправ не обладает. И, хотя подобное случается достаточно редко, он все же в любой момент может быть отстранен от дела – временно или навсегда. Произойти это может в результате:
- Удовлетворенного судом ходатайства собрания кредиторов. Если собрание сочтет, что конкурсный управляющий плохо справляется со своими обязанностями и/или его квалификация не соответствует должности – это будет достаточным основанием для отстранения
- Мотивированной жалобы любого заинтересованного гражданина на убытки, которые причинил, либо может ему причинить деятельность конкурсного управляющего
- Несоответствия специалиста квалификационным требованиям – если кто-то из заинтересованных сторон процесса выяснил это и может доказать суду
- Исключения конкурсного управляющего из состава СРО за нарушение ее устава – как только СРО предоставит судье эту информацию.
- Нарушения конкурсным управляющим требований КоАП – если любое заинтересованное лицо подаст на это жалобу судье, и судья найдет, что нарушения действительно имели место
- Самоотвода, взятого самим конкурсным управляющим
Назначения внешнего управляющего
Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.
Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.
Особенности правового положения внешнего управляющего
Одновременно с введением внешнего управления арбитражный суд выносит определение об утверждении внешнего управляющего. Внешний управляющийв отличие от временного или административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе – и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность или влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т. д. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Помимо этого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20 % размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.
Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.
Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:
- имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
- кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
- после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.
Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.
Закон устанавливает общий период для финансового оздоровления и внешнего управления предприятия-банкрота – 2 года. Из него на внешнее управление может быть отведено не больше 1.5 лет. Продление возможно, но только по ходатайству взыскателей и целесообразности – внесения важных корректировок в план либо достижение ощутимых успехов в приостановлении процедуры банкротства. Максимально возможный срок продления – дополнительные 6 месяцев.
В соответствии с ч.3 ст. 92 №127-ФЗ, временные рамки для управления могут быть уменьшены по ходатайству, как взыскателей, так и конкурсного управляющего.
Важно! Отдельные сроки поставлены для предприятий градообразующего и фермерского типов, пострадавших от природных катаклизмов. В таких ситуациях возможно увеличение срока процедуры до 2,5 лет.
Обязанности арбитражного управляющего
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:
- Наличие высшего образования
- Стаж работы на должности руководителя
- Стажировка в качестве помощника АУ
- Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
- Отсутствие судимости
- Наличие договора социального страхования
- Внесение в СРО членских взносов
Ответственность арбитражного управляющего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве является основанием для отстранения судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Права управляющего в деле о несостоятельности
- Руководствуясь планом внешнего управления, управляющий вправе распоряжаться собственностью и имуществом юрлица — должника;
- Может заключить мировое соглашение от имени юридического лица;
- В соответствии с нормами Федерального закона 127-ФЗ «О несостоятельности» может заявить отказ от исполнения заключенных компанией договоров;
- Имеет право от имени должника заявить в суде о недействительности решений и сделок, а также о признании последствий недействительности, в случае если сделки были заключены юрлицом с нарушением закона;
- Требовать взыскания убытков, если последние были причинены действиями или бездействиями руководства предприятия, совета директоров, собственников имущества, или лицами, которые действовали от имени должника по доверенности равно как и любыми другими лицами, имевшими право действовать от имени должника согласно учредительным документам;
- Вправе совершать и иные, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ действия.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Срок внешнего управления
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):
- Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
- Заключать мировой договор от имени банкрота.
- Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
- Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
- Прочие права.
- Принять по инвентаризации имущество банкрота.
- Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
- Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
- Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
- Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
- Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
- Вести данные в реестре кредиторских требований.
- Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
- Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
- Прочие обязанности.