Поговорим о транспортной экспедиции (Панкратова А.В.)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поговорим о транспортной экспедиции (Панкратова А.В.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


Документальное оформление.

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ. Экспедиторскими документами являются:

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@

Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:

– договор транспортной экспедиции;

– акт сдачи-приемки оказанных услуг;

– экспедиторские документы;

– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

– перевозочные документы.

При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка.

Порядок формирования дохода (вознаграждения) экспедитора.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 февраля 2011 года N 03-03-09/10 (О порядке формирования дохода (вознаграждения) экспедитора) сообщает следующее:

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, организация, исполняющая обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции и не являющаяся перевозчиком, при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.

Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.

Читайте также:  Сколько учатся на права в автошколе

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К основным услугам относятся:

  • организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают в себя:

  • получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Экспедиторские договоры

Чаще всего встречаются следующие:

  • Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
  • Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
  • Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.
  • Договор транспортно-экспедиционного обслуживания
  • Договор оказания услуг по организации перевозок грузов
  • Договор транспортной экспедиции (3)
  • Договор транспортной экспедиции экспортных внешнеторговых грузов
  • Договор транспортной экспедиции
  • Образец. Акт о простоях грузчиков и подъемно-транспортных средств (приложение к примерному договору на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций и погрузочно-разгрузочных работ на этих перевозках)
  • Образец. Годовой объем централизованного вывоза (завоза) грузов (приложение к примерному договору на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг и операций)
  • Образец. Договор на транспортное обслуживание
  • Образец. Договор на услуги порта по транспортно-экспедиторскому обслуживанию
  • Образец. Договор об экспедиционном обслуживании
  • Образец. Договор транспортной экспедиции
  • Образец. Объем централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом автотранспортного предприятия с осуществлением транспортно-экспедиционного обслуживания заказчика
  • Образец. Объем централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом автотранспортного предприятия с осуществлением транспортно-экспедиционного обслуживания заказчика
  • Образец. Типовой договор (соглашение) на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом в порты (на пристани) внутреннего водного транспорта
  • Образец. Типовой договор на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом в аэропорты
  • Образец. Типовой договор на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции, расположенные на территории рсфср (при выполнении транспортно-экспедиционных операций средствами железных дорог)
  • Образец. Типовой договор на централизованный завоз (вывоз) грузов автотранспортом общего пользования на станции железных дорог (при выполнении транспортно-экспедиционных операций средствами автотранспортного предприятия)
  • Образец. Учетная карточка выполнения установленных годовым договором объема централизованного завоза (вывоза) грузов и транспортно-экспедиционных операций и услуг
  • Примерный договор на транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов
  • Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов
  • Договор о транспортно-экспедиционном обслуживании
  • Договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг (международный)
  • Договор транспортной экспедиции 2

Деятельность эвакуаторов

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке автомобилей с использованием тягачей с прицепами и эвакуаторов?

Ответ: да, подпадает, если перевозка выполняется по возмездным договорам, заключенным с гражданами или организациями.

Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит определения автотранспортных перевозок. Поэтому для классификации услуг следует использовать нормы других отраслей права (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Согласно главе 40 Гражданского кодекса РФ организации и предприниматели оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров на основании договоров перевозки (ст. 784 ГК РФ). В соответствии с условиями таких договоров услуга перевозки заключается в том, что перевозчики обязуются доставить вверенный им отправителем груз в пункт назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ) либо перевезти в пункт назначения пассажира (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации грузом, предназначенным для перевозки, являются автомобили (п. 3 ст. 2 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если они удовлетворяют ряду условий. Таким образом, если деятельность организации (предпринимателя) по автоперевозкам соответствует всем перечисленным условиям, то независимо от характера перевозимых грузов она может применять ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/249.

Следует отметить, что при транспортировке неисправных автомобилей к местам их ремонта ЕНВД можно платить по другому основанию. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) такие услуги соответствуют коду 017610 подгруппы 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». Следовательно, при перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта ЕНВД нужно рассчитывать как с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-11-11/33, от 8 июля 2008 г. № 03-11-04/3/318.

Из этого правила есть исключение. Услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств на ЕНВД не переводятся (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ). Гарантийный ремонт выполняется за счет производителя (поставщика), поэтому владелец неисправного автомобиля эти услуги не оплачивает (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Таким образом, если неисправный автомобиль транспортируется к месту ремонта в рамках гарантийного договора (и потребитель эту услугу не оплачивает), такой вид деятельности под ЕНВД не подпадает. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/201.

Кроме того, ЕНВД нельзя применять в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Принудительная эвакуация выполняется в рамках производства по делам о нарушениях правил дорожного движения и не предполагает заключения каких-либо договоров с владельцами эвакуируемых автомобилей. С доходов от оказания таких услуг организация должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747.

Читайте также:  Как взыскать алименты за прошлые годы?

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
    • выручка от реализации:

Дт 62 Кт 90,

    • НДС от реализации:

Дт 90 Кт 68,

    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

    • косвенные затраты:

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

    • затраты учтены в финрезультате:

Дт 90 Кт 20, 26.

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

    • затраты отнесены на финрезультат:

Дт 90 Кт 44.

Во-первых, важно на этапе подписания договора купли-продажи товара согласовать, какая из сторон несёт расходы по доставке товара. Если в договоре указано, что доставка осуществляется за счёт продавца, то у покупателя нет никаких оснований учитывать такие расходы.

Во-вторых, в договоре нужно прописать, как именно расходы по доставке будут оплачиваться. Возможны два варианты:

  • отдельно, сверх цены товара;
  • включение доставки в цену товара.

В-третьих, доставка может производиться собственным транспортом продавца или покупателя, а также могут привлекаться специализированные перевозчики. Привлечь посредника может как покупатель, так и поставщик.

И в любом из этих вариантов будет свой пакет документов. Рассмотрим подробно каждый из этих вариантов.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:

  • Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
  • Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.

При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:

  • агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
  • исполнителем услуг по перевозке.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.

Плюсы профессионального экспедирования

Основное преимущество компании экспедитора перед обычными перевозчиками — меньшая стоимость сервиса. Более привлекательное ценовое предложение основано на том, что тарифы на услуги транспортной экспедиции рассчитываются за всю грузоперевозку в целом. Клиенту не требуется заключать отдельные договоры с каждым региональным перевозчиком, подстраиваясь под сиюминутные изменения прайса. У крупного транспортного экспедитора фиксированная стоимость сочетается с отлаженной логистикой, что выгодно и удобно заказчику. Помимо этого очевидного преимущества есть и другие:

  • отсутствуют расходы на аренду подвижного состава;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • упрощенный для клиента документооборот;
  • сокращение сроков оказания транспортно экспедиционных услуг;
  • консолидирование грузов на складах;
  • сохранность доставляемых грузов;
  • сопровождение опасных ADR грузов 1-7 классов.

Услуги экспедитора включают резервирование грузовых средств на конкретные даты, перевод документов на иностранные языки, прохождение таможенного контроля и многое другое. В обязанности транспортного экспедитора также входит контроль за соблюдением договорных обязательств, он следит за пломбированием и маркировкой контейнеров, работает с рекламациями. Все это выполняется в соответствии с правовыми нормами РФ и международными конвенциями о транспортной экспедиции.

Как правильно составить договор на оказание транспортных услуг?

Сталкиваясь с проблемой доставки товара, клиент ищет транспортную компанию и задумывается о том, как оформить ДОТУ и какие сведения понадобиться отобразить в данным документе? Участниками такого соглашения могут оказаться ИП, предприятия и физлица. Договор может оформляться на одну перевозку или на продолжительные взаимоотношения. По сути такое соглашение является типовым договором на предоставление услуг, с отсутствием специфических особенностей, отличающих такие соглашения от других.

Примечание.Чем точнее и детальнее в соглашении будут изложены требования и условия, тем легче они смогут осуществлять контроль процесса транспортировки груза и оценки результатов деятельности.

Заполнять документ требуется на листе А4. Договор не должен иметь ошибок, исправлений и зачеркиваний, как и подобное соглашение на предоставление услуг.

Алгоритм заполнения ДОТУ такой же, как любого другого соглашения, с отображением реквизитов сторон, их прав и обязательств друг перед другом, описания условий перевозок и их сроков, порядка приёма товара, расчёта за транспортировку, а также основания для разрыва сотрудничества.

Транспортная экспедиция. Документальное оформление, бухучет и налогообложение

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ.

Экспедиторскими документами являются:

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Читайте также:  Принуждение к увольнению: что делать работнику

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@

Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:

– договор транспортной экспедиции;

– акт сдачи-приемки оказанных услуг;

– экспедиторские документы;

– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

– перевозочные документы.

Услуги бухгалтера в транспортных компаниях

Именно из-за множества нюансов в организации бухгалтерского учета в транспортно-экспедиторских компаниях руководители таких организаций часто вынуждены обращаться к аутсорсинговым фирмам. Их обслуживание включает в себя разработку учетной политики фирмы-перевозчика, грамотное составление налоговой и иной отчетности с последующим предоставлением в органы государственного контроля, подготовку и сдачу бухбаланса, проведение кадрового учета, разработку и оптимизацию системы налогообложения и т.д. Самое главное, что помимо организации бухучета в транспортных компаниях с нуля, высококвалифицированные специалисты аутсорсинговых агентств могут оказывать консультации клиентам перевозчиков по всем вопросам, касающимся действующего законодательства в транспортной сфере и его изменений, и разрешать любые спорные моменты. При этом деятельность таких фирм ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что обеспечивает все гарантии для логистических предприятий, желающих воспользоваться услугами по ведению бухучета в транспортных компаниях по перевозкам.

Традиционно обыватели связывают данную операцию с физическим выбытием ТС, например, в случае его продажи или возврата по договору аренды (лизинга) или при разборке и утилизации. Но есть и иное выбытие ТС из состава балансовых активов. Когда объект перестает приносить экономическую выгоду или теряет такую способность, это уже не актив, доходы от которого уменьшаются расходами, а имущество, стоимость которого следует списать, не ожидая соответствующих доходов.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

Если экспедитор берется выполнять все работы единолично, то он взваливает на свои плечи не только решение организационных вопросов, но и занимается непосредственно перевозкой.

В таком случае цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. На основании статьи 249 Кодекса денежные средства, полученные от клиента, учитываются в доходах экспедитора для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Вполне логично, что все расходы, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут учитываться при налогообложении прибыли по общим правилам.

Согласно статье 154 Кодекса облагаемая база по НДС при данной схеме сотрудничества определяется как общая стоимость оказанных услуг. В то же время довольно часто экспедиторы перевозят грузы не только по России, но и транспортируют товары за рубеж. Правда, международные поездки таят в себе множество проблем.

Дело в том, что работы, непосредственно связанные с экспортом товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК). К таким услугам можно отнести: организацию и сопровождение перевозок, перевозку и транспортировку, организацию, сопровождение, погрузку и перегрузку вывозимых товаров.

Однако экспедитор способен оказывать и иные услуги, например получить необходимые документы или выполнить ряд таможенных формальностей. Вообще-то налоговики воспринимают сопутствующие экспедиторским услуги как деятельность, не связанную с ВЭД. В результате контролеры регулярно отказывают в применении льготной ставки на том основании, что данные работы прямо не предусмотрены в главе 21 Кодекса.

К счастью для налогоплательщиков, судьи рассуждают иначе. Арбитры указывают на то, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза. При этом перечень «экспортных услуг» не ограничен. А посему применение нулевой ставки является правомерным. Именно такой вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 20 ноября 2008 года по делу № А55-8864/08, ФАС Московского округа от 1 сентября 2008 года № КА-А40/7988-08 по делу № А40-1703/08-107-6 и ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2008 года № Ф08-2708/2008 по делу № А32-20879/2007-46/419.

Впрочем, гораздо чаще экспедитор выступает в роли «связующего звена» между клиентом и конкретными исполнителями. При этом доходами посредника признается лишь его вознаграждение. В то же время расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, подлежат возмещению и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 9 ст. 270 НК). Если же затраты экспедитора по условиям договора не компенсируются клиентом, то тогда они могут учитываться при налогообложении прибыли (письмо Минфина от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65).

Что касается НДС, то экспедиторы-«посредники» определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения. По сути, экспедитор лишь «перевыставляет» клиенту услуги, оказанные фактическими исполнителями. Следовательно, принять к вычету «входной» налог он не имеет права. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 30 марта 2005 года № 03-04-11/69.

Нельзя не упомянуть и об экспортных операциях, производимых экспедитором с помощью третьих лиц. В таком случае налоговики мотивируют свой отказ в применении нулевой ставки тем, что все работы производятся третьими лицами, а экспедитор лишь координирует их действия. Правда, судей это нисколько не смущает. По аналогии с исполнением договора своими силами, служители Фемиды считают обоснованным применение нулевой ставки по НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. по делу № А56-4649/2006; ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А40/830-08 по делу № А40-31999/07-33-189 и др.)

В заключение — пару слов о «смешанном» контракте, когда экспедитор часть услуг выполняет сам, а часть — заказывает на стороне. Как нетрудно догадаться, в договоре отдельно нужно указать стоимость услуг, оказываемых экспедитором, и размер вознаграждения за организацию перевозки.

Елена Мехоношина

🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *