Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная пенсия в 2023 году: повышение и размер прибавки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Кого ждут «сверхвыплаты» в 2022 году
Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
участники и инвалиды ВОВ;
ветераны боевых действий;
инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.
После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:
Размер пенсии чернобыльцам на Украине и в Беларуси
На Украине величину пенсии определяет Кабинет Министров. Пенсия чернобыльцев в 2022 году будет повышена на 190-240 гривен. Для ликвидаторов аварии размер выплат будет равен:
Группа инвалидности | % от прожиточного минимума |
---|---|
1 | 180% |
2 | 160% |
3 | 145% |
Кому из чернобыльцев проиндексируют с 1 апреля 2022 года
Почему не пишут о повышении с 01.12.2022 гражданским ликвидаторам с инвалидностью в результате изменения в формуле ПКМУ 1210 зарплаты с 2006 года на 2014-15-16 годы?
Назначение указанных видов пенсий по государственному обеспечению будет осуществляться с учетом особого правового статуса чернобыльцев.
Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.
В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.
- пенсионеры, которые ранее лечили заболевание, вызванное радиационным облучением вследствие катастрофы от Чернобыльской АЭС;
- выше среднего пенсия выплачивается для инвалидов, которая получили инвалидность вследствие происшествия;
- лица, осуществлявшие ликвидацию трагедии в 1986-1990 годах;
- пенсионеры, которые на данный момент работают в зоне отчуждения;
- люди, эвакуированные сразу после трагедии, а также дети, рожденные уже после эвакуации – на момент аварии находились в утробе матери;
- в числе нововведений сегодня присутствует льгота для лиц, которые проживают или только работают в районах с льготно-экономическим статусом;
- ранее добровольно покинувшие зоны с повышенной радиацией;
- до сих пор получают пенсии нетрудоспособные граждане, которые ранее потеряли кормильца, участвовавшего в работах в чернобыльской зоне;
- нетрудоспособные родственники тех граждан, которые умерли вследствие воздействия радиации от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вследствие природной особенности радиации – снижение уровня по прошествии времени – каждые 5 лет происходит пересмотр территорий, которая относится к Чернобыльской зоне. Пенсионная реформа претерпевает изменения также каждые 5 лет. Последние изменения подписаны 8 октября 2022 года. Реформирование в большей степени затрагивает снижение размеров льгот или их полное прекращение согласно проведенному пересмотру экологической ситуации в районах, входящих в число Чернобыльской зоны.
Социальную пенсию по инвалидности увеличат с 1 апреля 2022 г. на 2,4%, что позволит довести средний размер выплат до 104,2% от уровня прожиточного минимума пенсионеров. Выплаты инвалидам I группы вырастут на 250 руб. и составят 10 609,17 руб. так же, как и пособия инвалидов с детства II группы. Пенсии детей-инвалидов и обладателей I группы после достижения 18 лет составят 12 730,82 руб. Пособия по II группе вырастет до 5 304,57 руб., а по III – до 4 508,91 руб. Аналогично изменятся и пособия льготных категорий граждан, чьи выплаты привязаны к базовой социальной пенсии.
Пенсионное обеспечение социально незащищенных граждан возложено на государство. Поэтому неработающие инвалиды получают фиксированные социальные пенсии, при отсутствии трудового стажа. Сроки выплат, условия начисления, принцип индексации социальных платежей прописаны в ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении», в который ежегодно вносятся правки, регламентирующие размер платежей. Этим же законодательным актом назначаются социальные пособия детям-инвалидам, а также инвалидам с детства.
Двукратная индексация пенсий в 2022 году: как будет проходить повышение пенсий с 2022 года
Руководитель департамента рассказал об опыте других государств по повышению пенсионного возраста. «Все страны – от Норвегии, Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании до Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана – приняли решении о повышении пенсионного возраста. Единственной страной на постсоветском пространстве, которая не приняла такого решения, остается Российская Федерация. Узбекистан уже заявил о том, что он будет приводить свой пенсионный возраст до общепризнанного уровня», – отметил Игнатьев..
«Поэтому в следующем году мы выполним то поручение, которое содержится в указе президента об ускоренной индексации пенсий, о росте пенсий пенсионерам, в реальном выражении. Это основная наша задача, и такие необходимые ресурсы и меры будут учтены в законе о Пенсионном фонде и, соответственно, в сопряженном с ним законе о федеральном бюджете«, — заверил первый вице-премьер.
Размер пенсии чернобыльцам 1987 в 2022
- Налоговые льготы родителям на детей
- Социальные льготы ветеранам
- Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
- Социальные льготы инвалидам
- Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
- Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
- Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
- Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
- Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
- Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
- 18.03.2022 г. Пенсионерам объяснили, почему в марте они получили меньше
Многим пожилым людям показалось, что в марте у них уменьшился размер пенсии. Специалисты Омского отделения Пенсионного фонда РФ объяснили, в чем причина разницы в выплатах.
- 17.03.2022 г. Силуанов рассказал о перспективах новой индексации пенсий
Пенсионеры — это одна из тех групп населения страны, за благополучием которых государство намерено и дальше пристально следить. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силанов в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1».
- 11.03.2022 г. Путин подписал закон о мерах поддержки граждан и бизнеса
Президент России Владимир Путин подписал закон, который содержит комплекс социально-экономических мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Документ, который разработали в правительстве РФ, должен защитить национальные интересы страны от недружественных действий иностранных государств и международных…
Граждане, которые проживают или работают в зоне отселения на данный момент, могут претендовать на максимальное сокращение пенсионного возраста на 7 лет. Если будущие пенсионеры проживают в зоне с правом на отселение, они могут подать документы раньше на 5 лет.
- для близкой родни умершего чернобыльца — 125%;
- для лиц, проживающих и трудящихся в зоне отчуждения в соответствии с Законом № 1244-1 — 200%;
- для тех, кто занимался ликвидацией аварии, а также дети матерей-одиночек, сироты и инвалиды I и II степени, в т. ч. граждане с инвалидностью III категории, имеющие нетрудоспособных подопечных — 250%.
- тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
- лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
- Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 гг; Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС — мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет.
- Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1988-1990 гг.Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на ЧАЭС; Работники ЧАЭС и зоны отчуждения. Мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет.
- Работники зон отселения; Граждане, переселенные из зоны отселения или постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возраст выхода на пенсию снижается на 3 года и дополнительно за 1 год проживания или работы в данной зоне, снижается на полгода. Снижение может быть не более чем на 7 лет.
- Постоянные жители зоны проживания с правом на отселение, а также добровольно покинувшие данную зону, имеют право на снижение возраста на 2 года. Дополнительно — за 3 года работы, проживания в данной зоне, возраст будет уменьшен на 1 год, но не более чем на 5 лет в общем.
- Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Снижение возраста будет на 1 год и дополнительно на 1 год за 4 года проживания или работы в указанной зоне. Но не более 3 лет в общей сложности.
Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльско�� АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 33930,80 руб.
- инвалидам II группы — 23751,58 руб.
- инвалидам III группы — 16965,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
- родителям погибшего — 16695,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.
Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).
- получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
- получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
- ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
- трудящие��я в зоне отчуждения;
- эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
- живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
- покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
- являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
- пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
- несовершеннолетних детей;
- совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
- супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
- нетрудоспособного супруга;
- нетрудоспособных родителей;
- нетрудоспособных бабушку и дедушку.
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Льготы и выплаты ликвидаторам ЧАЭС 2022 год
Право на пенсию в соответствии с ФЗ-166 имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
Пенсия по старости назначается:
1) гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 п. 1, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
2) гражданам, указанным в подпункте 2 п. 1, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам, указанным в п/п 3, 5 – 10 п. 1, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом “О страховых пенсиях” по состоянию на 31 декабря 2022 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
Какой стаж? Нет таких категорий в законодательстве о чернобыльцах. Вы определитесь для начала с точным названием зоны, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, на территории которой Вы проживали. А уже потом можно будет определить Ваш статус. В Законе № 1244-1 указаны точные даты для каждой категории льготников. К примеру, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 гг участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
- лечение;
- дорога;
- лекарства;
- отдых в санаториях.
Кейс Подвязникова должен стать модельным для чернобыльцев и подразделений Пенсионного фонда во всех регионах. Теперь ясно, что МСЭ обязаны указывать правильную причину получения хронических заболеваний и инвалидности в своих заключениях по ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Иная позиция чревата скандалом и судебными пересмотрами.
Податель жалобы, петербуржец Алексей Подвязников, был призван на военные сборы и направлен в 1986 году на атомную электростанцию в Чернобыль вместе с 526 тысячами таких же, как он. В 2022 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС.
Необходимо отметить, что граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, права на одновременное получение двух пенсий (страховой и государственной) не имеют. В связи с этим им следует выбрать для себя наиболее оптимальный вариант выплат, при котором сумма будет наибольшей.
Согласно действующему законодательству, пострадавшим от аварии на ЧАЭС пенсия по старости может быть назначена раньше общеустановленного срока, но не более, чем на 10 лет. Возраст выхода на пенсию определяется в зависимости от категории граждан и выглядит следующим образом:
- бумаги, подтверждающие родственную связь с погибшим чернобыльцем;
- свидетельство о смерти;
- другие документы в зависимости от конкретных обстоятельств (удостоверение опекуна, решение суда, справки из школы и т. п.).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Пе��вая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.
Бесплатная юридическая помощь
Скачать для просмотра и печати: Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Виды назначаемых пенсий Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляет по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами. Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав.
- в размере 250% от социальной пенсионной выплаты на стандартных условиях — ликвидаторам аварии; инвалидам первой и второй групп, установленным вследствие радиационного воздействия; детям, потерявшим обоих кормильцев (либо детям одинокой матери); для инвалидов третьей группы при наличии иждивенцев (им дополнительно выплачивается по 1653,28 руб.
Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году
Ежегодно 26 апреля отмечается памятная дата, посвященная очередной годовщине аварии на ЧАЭС. К этому дню многие регионы выплачивают единовременные компенсации. Например, в 2021 году власти Москвы выплатят чернобыльцам от 3 до 10 тыс. руб., в зависимости от статуса и категории льготника.
Вид пенсии | До 31.03.2022 | С 01.04.2022 (после индексации) |
По инвалидности 3 гр. | 4927,29 | 5306,69 |
По старости, по инвалидности 2 гр., по потере одного кормильца | 5796,78 | 6243,13 |
По инвалидности 1 гр., по инвалидности 2 гр. с детства, по потере двух кормильцев или одинокой матери | 11593,58 | 12486,28 |
По инвалидности 1 группы с детства, детям-инвалидам | 13912,10 | 14983,33 |
Когда пересмотрят пенсии ликвидаторам ЧАЭС с инвалидностью
Наименование документа (сведений) |
Источник сведений, способ получения |
---|---|
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность | заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр) |
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
3. Сведения о государственной регистрации смерти | ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
4. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (вследствие лучевой болезни и других заболеваний) | заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — единая государственная информационная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
5. Решение суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности) |
заявитель посредством представления копии решения суда о нахождении на иждивении |
6. Сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности | Пенсионный фонд Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
7. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка | ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
8. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) | Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
9. Сведения о государственной регистрации заключения брака |
ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
10. Сведения о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования — для детей, достигших 18-летнего возраста, но не более чем до достижения ими возраста 25 лет |
заявитель посредством представления подтверждающих документов |
11. Сведения об общей сумме заработка умершего кормильца за 12 месяцев до его смерти |
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
12. Сведения об общей сумме заработка за фактически проработанное умершим кормильцем число месяцев, за которые имеются сведения о заработке и которые предшествовали месяцу смерти кормильца |
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |