Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что ждет учителей в сентябре 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с растущим кадровым дефицитом на рынке труда большое внимание в 2024 году будет уделено целевому обучению в вузах и колледжах в интересах конкретных работодателей. На основе прогноза Правительства о наиболее востребованных в регионах и отраслях профессиональных кадрах Минобрнауки совместно с Министерством труда и соцзащиты представит список предприятий, которым нужны сотрудники.
Средняя зарплата учителей официально выросла до 63 тыс. Но есть нюансы
Медианная зарплата на ставку в муниципальной российской школе едва превышает «чистыми» 20 тыс.
В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат.
Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс. А самые нищенские зарплаты учителей в Карачаево-Черкессии — всего 21 тыс. Даже в Ингушетии, расположенной на втором месте с конца, средняя зарплата составила 30 тыс.
В целом данные по средней зарплате впечатляют, однако важные детали существенно снижают оплату труда педагогов в соотношении к их нагрузке.
Как подсчитало «Равенство.Медиа», нагрузка учениками выросла за 10 лет минимум на 27%. Если в 2013 году в школах было менее 14 млн учеников на 1,06 млн учителей, то сегодня их более 18 млн на 1,08 млн учителей. То есть в расчете на одного учителя было 13 учеников, а сейчас — почти 17. Бюрократическая нагрузка тоже выросла, хотя предпринимаются попытки ее сократить. Так, с 1 сентября вступили в силу изменения в федеральном законе об образовании, согласно которым, с учителей теперь запрещено требовать более того, что установлено законом. Перечень документов, которые обязан заполнять учитель, содержит «всего» пять пунктов:
- рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- журнал учета успеваемости;
- журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
- план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
- характеристика на обучающегося (по запросу).
При этом первые четыре пункта нужно умножать на количество классов и предметов. Например, если учитель ведет физику в 7-11 классах, то ему нужно подготовить пять рабочих программ. Если же учитель ведет в пяти классах русский язык и литературу, то ему нужно подготовить десять этих документов. То же самое касается журнала учета успеваемости, внеурочной деятельности и плана воспитательной работы. Также пишутся отчеты об исполнении каждого вида работы. Поэтому на педагоге по факту может «висеть» не один десяток документов.
Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх. И если влияние северных регионов незначительное, так как учителей там мало, то влияние Москвы, где проживает 10% населения России, очень существенно. В этих условиях гораздо важнее медианная зарплата, то есть та, больше которой и меньше которой получают половина учителей.
Если исходить из общероссийской пропорции за 2022 год, когда средняя зарплата по стране составила 65 тыс., а медианная — 40 (она как раз учитывает распределение населения по регионам), то в первом полугодии 2023 года, то есть даже после существенного повышения, медианная начисленная зарплата учителей составила всего около 39 тыс. После вычета налогов сумма уменьшается примерно до 33-34 тыс. Именно эта сумма делит учителей на две половины, одна из которых находится ниже данной черты.
Средние зарплаты учителей в других странах
Образовательная система различается между Россией и западными странами, но в пределах СНГ очень схожая. Рассмотрим, сколько платят за рубежом по нижеследующей таблице.
Страны | Среднемесячные доходы педагогов, 2023 г. | |
USD | RUB | |
Кыргызстан | $290 | 21 895 |
Азербайджан | $340 | 25 670 |
Казахстан | $345 | 26 048 |
Беларусь | $356 | 26 878 |
Грузия | $360 | 27 180 |
Польша | $1 850 | 139 675 |
Южная Корея | $2 000 | 151 000 |
Китай | $2 150 | 162 325 |
Франция | $2 750 | 207 625 |
Великобритания | $3 236 | 244 337 |
Япония | $3 350 | 252 925 |
Германия | $3 367 | 254 209 |
Италия | $3 390 | 255 945 |
Канада | $3 575 | 269 913 |
Новая Зеландия | $4 167 | 314 583 |
В мире профессия педагога очень важна, так как за счет их выполнения обязанностей формируется воспитанное и грамотное общество. Чем выше грамотность, тем выше уровень жизни. Что касается зарплат, то учителя во многих государствах получают среднемесячные размеры. На порядок выше в частных детсадах, школах, колледжах.
Если смотреть в разрезе списка, то в странах СНГ установлены примерно одинаковые цифры, приближены к российским. В Прибалтике в 3 раза больше.
В сравнении с западным уровнем, российский в 5 –10 раз ниже. Безусловно, здесь показаны средние, поэтому в небольших населенных пунктах, той же Германии, Канады, Италии учительские доходы вполовину меньше.
Сокращение бумажной работы у педагогов
Касается не только учителей, но и воспитателей детских садов и преподавателей вузов. На 2024 год определено 6 пилотных регионов, где будут активно «разгружать» педагогов. Это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Пензенская и Вологодская области. Эксперимент продлится до 1 марта. Далее планируется внести поправки в закон. Например, сейчас в законодательстве нет ответственности за то, что от преподавателя требуют заполнения лишних бумаг. Хотя законом установлена норма, ограничивающая перечень документов: три для обычного учителя, плюс два, если он классный руководитель. Пока не во всех школах это работает. Где-то документы до сих пор делают и на бумаге, и в цифре. Где-то заготавливают впрок.
«Планируем, что к 1 сентября 2024 года поправки в закон с учетом наработок вступят в силу. Когда все увидят в системе, что за то, за что раньше награждали, теперь наказывают, тогда это заработает. Пока система не верит, что за это точно не поругают», — отмечает руководитель Рособрнадзора.
Корректировка дифференциации зарплаты в зависимости от квалификации
Начиная с 1 января 2024 года, система начисления зарплаты учителей будет изменена с учетом квалификации каждого преподавателя. Введение дифференцированных тарифных ставок позволит создать справедливую систему вознаграждения учителей, учитывая их профессиональное развитие и достижения.
Теперь зарплата учителей будет расчитываться на основе не только общих стандартов, но и квалификационных характеристик каждого преподавателя. Данная система позволит мотивировать учителей стремиться к повышению своей квалификации ( обязательные программы смотрите ниже) и повышению уровня образования.
Уровень квалификации | Тарифная ставка |
---|---|
Высшая | 1,5 |
Первая | 1,3 |
Вторая | 1,1 |
Третья | 1,0 |
Изменится порядок обязательной аттестации
По новой системе аттестации этапы карьерного роста педагога выглядят так:
- Молодой специалист (выпускник педвуза);
- Учитель, соответствующий должности (с опытом работы 3 года и более, успешно сдавший аттестацию);
- Учитель-методист (опыт работы более 5 лет, наличие диплома методиста, полученного не ранее, чем за три года до прохождения аттестации, а также первая или высшая квалификационная категория);
- Учитель-наставник (стаж более 7 лет, высшая квалификационная категория, диплом о соответствующем дополнительном образовании).
Чтобы пройти аттестацию, педагогу необходимо набрать 70 баллов из 100 возможных. Молодому специалисту достаточно 60 баллов.
Эта оценка складывается из практической части и общих достижений.
Практическая часть подразумевает:
- прохождение письменного тестирования (ЕГЭ по преподаваемой дисциплине);
- видеозапись урока;
- решение педагогического кейса.
В этой части знания и навыки учителей будут проверять по ЕФОМ (единым федеральным оценочным материалам), а максимальное количество баллов, которое можно набрать, равняется 60.
Еще 40 баллов может принести учителю:
- Представление работодателя (40 баллов);
- Положительная динамика результатов учеников за 5 лет (до 20 баллов);
- Индивидуальные достижения учителя (публикации в СМИ, победы в конкурсах, отзывы выпускников, которые нужно собирать с помощью опросных листов на сайте школы, и т. п. — до 15 баллов);
- Оценка экспертов, прошедших специальную подготовку (до 5 баллов).
Интеграция современных технологий в учебный процесс
С 1 сентября 2024 года в российских школах будет введен новый формат обучения, который предусматривает интеграцию современных технологий в учебный процесс. Это позволит значительно улучшить качество образования и обеспечить более эффективное усвоение учебного материала.
Основными современными технологиями, которые будут внедрены в учебный процесс, являются использование интерактивных досок, электронных учебников и мультимедийных материалов. Интерактивные доски позволят учащимся взаимодействовать и общаться с учителем и другими учениками, а также решать задачи и выполнять упражнения вместе. Это поможет повысить мотивацию и интерес к учебе.
Электронные учебники и мультимедийные материалы предоставят возможность изучать учебный материал в интерактивном формате, с использованием текстов, видео, аудио и графических элементов. С такими материалами ученикам будет легче понимать и запоминать информацию, а также самостоятельно изучать учебный материал в удобное для них время и темпе.
Интеграция современных технологий в учебный процесс также позволит расширить возможности дистанционного обучения. Ученикам будет доступно онлайн-обучение с использованием специальных платформ и программ, которые позволят получать обратную связь от учителя, выполнять задания и тесты, а также общаться с другими учениками и преподавателями удаленно.
Таким образом, интеграция современных технологий в учебный процесс с 1 сентября 2024 года позволит сделать образование более доступным, интересным и эффективным для всех участников учебного процесса – учителей, учеников и их родителей.
Преимущества интеграции современных технологий: | Недостатки интеграции современных технологий: |
Улучшение качества образования | Нужен доступ к компьютерам и интернету |
Повышение мотивации учеников | Требуется обучение учителей |
Интерактивное обучение | Возможность отвлечения на неподходящие материалы |
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Корректировка дифференциации зарплаты в зависимости от квалификации
Начиная с 1 января 2024 года, система начисления зарплаты учителей будет изменена с учетом квалификации каждого преподавателя. Введение дифференцированных тарифных ставок позволит создать справедливую систему вознаграждения учителей, учитывая их профессиональное развитие и достижения.
Теперь зарплата учителей будет расчитываться на основе не только общих стандартов, но и квалификационных характеристик каждого преподавателя. Данная система позволит мотивировать учителей стремиться к повышению своей квалификации ( обязательные программы смотрите ниже) и повышению уровня образования.
Уровень квалификации | Тарифная ставка |
---|---|
Высшая | 1,5 |
Первая | 1,3 |
Вторая | 1,1 |
Третья | 1,0 |
Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2023 году?
Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено.
Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ. Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты.
В частности, к таковым относятся: Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
Порядок и сумма начисления зарплаты в 2024 году
С 2023 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:
- оклада;
- различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
- дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
- премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.
С 1 января 2024 года изменяются правила оплаты труда учителей: что нового?
С 1 января 2024 года вступают в силу новые правила оплаты труда учителей. Эти изменения были внесены в Закон «Об образовании» с целью повысить социальный статус и материальное положение педагогических работников.
Вот основные новшества в оплате труда учителей:
- Введение новых категорий учителей. Теперь учителя будут разделены на пять категорий в зависимости от квалификации и опыта работы. Каждая категория будет иметь свой уровень заработной платы.
- Индексация заработной платы. С начала 2024 года заработная плата учителей будет пересматриваться ежегодно с учетом инфляции и других факторов. Таким образом, учителя смогут рассчитывать на постепенное увеличение своего заработка.
- Увеличение оклада учителей. С начала 2024 года размер минимального оклада учителя будет значительно увеличен. Это позволит улучшить материальное положение педагогических работников и повысить их мотивацию.
- Возможность получения дополнительных надбавок. Учителя смогут получать дополнительные надбавки за выслугу лет, повышение квалификации, выполнение дополнительных обязанностей и достижения профессионального роста.
- Поддержка социально незащищенных категорий педагогических работников. В новом законе предусмотрены меры поддержки учителей, которые работают в труднодоступных и социально неблагополучных районах, а также учителей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, изменения в оплате труда учителей с 1 января 2024 года нацелены на повышение престижа профессии педагогических работников и справедливое вознаграждение за их труд. Это должно способствовать привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов в системе образования.
Новые требования к квалификации педагогических работников
С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к квалификации педагогических работников. Эти изменения вносятся для улучшения качества образования и повышения профессиональной подготовки учителей.
- Учителям будет требоваться иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Педагогика» или «Учитель».
- Педагогический стаж не менее 3 лет будет обязателен для всех педагогов.
- Наличие аттестации на соответствие занимаемой должности станет обязательным. Учитель должен будет проходить аттестацию каждые 5 лет.
- Педагогические работники также будут обязаны постоянно повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку с определенной периодичностью.
- Пополнение педагогического кадрового резерва станет особо актуальным. Для этого будет проводиться конкурс на замещение вакантных учительских должностей.
Новые требования к квалификации педагогических работников будут помогать создать профессиональную команду специалистов, которая сможет обеспечить качественное образование для всех учащихся.
Изменения в системе оплаты дополнительных нагрузок
С 1 января 2024 года в системе оплаты труда учителей произойдут изменения в отношении дополнительных нагрузок. Важно отметить, что данные изменения будут касаться только дополнительной работы, связанной с преподавательским процессом, которую учитель выполняет помимо обязательных уроков.
Одним из важных изменений, которое вступит в силу с начала следующего года, является пересмотр системы оплаты дополнительных нагрузок. Теперь оплата будет производиться не только по количеству выполненных часов, но и на основе сложности задачи, объема работы и использования новых технологий. Данный шаг позволит более справедливо оценить труд учителей и вознаградить их за вклад в преподавательскую деятельность.
Также стоит отметить, что с 1 января 2024 года будет введен новый перечень дополнительных нагрузок, за выполнение которых учителю будет начисляться дополнительная оплата. Среди таких нагрузок могут быть ведение кружков, предметных олимпиад, подготовка к экзаменам и другие педагогические мероприятия, которые выходят за рамки обычных уроков.
Кроме того, стоит отметить, что новые правила оплаты дополнительных нагрузок обязуют учителей вести детальный учет выполняемой дополнительной работы и предоставлять соответствующие отчеты. Это позволит упростить процесс начисления и контроля за выплатами.
Таким образом, изменения в системе оплаты дополнительных нагрузок, которые восстановятся с 1 января 2024 года, направлены на повышение справедливости и прозрачности оплаты труда учителей. Новые правила учитывают сложность и объем выполненной работы, что поможет более точно оценить труд педагогов и стимулировать их профессиональное развитие.
Изменения в системе стимулирования
С 2024 года педагогическим работникам предстоит столкнуться с рядом изменений в системе стимулирования. Одно из ключевых изменений коснется оплаты за результативность труда.
До текущего момента оплата педагогических работников в России осуществлялась по окладу, без учета их эффективности и достижений. Но новые правила позволят установить премии и доплаты за качественную работу и достижение определенных показателей. Такая модель может стимулировать педагогов к более активной работе и повышению качества образования.
Кроме того, изменения также касаются системы обучения и повышения квалификации педагогов. Теперь преподаватели будут обязаны регулярно проходить соответствующие курсы, чтобы получить возможность получать премии и доплаты. Это развивает профессиональные навыки учителей и повышает качество образования в целом.
Еще одно изменение связано с введением системы оценки результатов работы педагогов. Новая модель предусматривает проведение регулярных оценок и аттестаций, которые позволят определить эффективность работы учителей. На основе результатов таких оценок будут устанавливаться премии и доплаты, что способствует справедливому распределению вознаграждений.
В целом, изменения в системе стимулирования педагогических работников с 2024 года направлены на повышение качества образования и мотивации учителей к более активной и результативной работе. Они предоставляют возможность педагогам получать дополнительные премии и доплаты за свои достижения и эффективность труда, что в конечном итоге способствует улучшению образовательной системы в России.
Проблемы и ограничения
Несмотря на то, что новые правила оплаты педагогическим работникам начнут действовать с 2024 года, они не решат все проблемы существующей системы оплаты труда. Во-первых, введение новых правил может привести к неравному распределению средств между разными категориями педагогов. Некоторые работники могут оказаться в более выгодном положении, в то время как другие могут быть лишены права на дополнительные выплаты.
Во-вторых, новые правила могут оказаться недостаточно гибкими для учета индивидуальных особенностей работы педагогических работников. Разные школы и учебные заведения имеют свои особенности, и возможно, что новые правила не смогут учитывать все эти нюансы.
Также, стоит отметить, что новые правила не решат проблемы низкой оплаты труда педагогов. Даже с учетом введения новых схем оплаты, многие педагогические работники могут оставаться недостаточно оплачиваемыми за свою работу. Это может привести к ухудшению качества образования и негативно сказаться на мотивации педагогов.
Таким образом, хотя новые правила оплаты педагогическим работникам представляют собой шаг вперед в совершенствовании системы оплаты труда, они не решат все проблемы и ограничения существующей системы. Для полноценной реформы необходимо учитывать множество других факторов, чтобы обеспечить справедливую и сбалансированную оплату труда педагогов.
Повышение квалификации педагогического состава
С 1 сентября 2024 года планируется внедрение нового формата обучения, который потребует дополнительных знаний и навыков у педагогического состава. В связи с этим, масштабное повышение квалификации педагогов будет одним из важных аспектов реформы.
В рамках повышения квалификации педагогического состава планируется проведение различных семинаров, тренингов, мастер-классов и курсов по обновленным принципам обучения. Основная цель этого процесса — дать возможность педагогам овладеть новыми методическими приемами и инструментами работы с учащимися.
Кроме того, в рамках повышения квалификации будут акцентироваться такие аспекты, как психологическое сопровождение учащихся, работа с детьми с особыми образовательными потребностями, использование информационных технологий в образовательном процессе и т.д. Педагоги будут обучаться не только методологическим и педагогическим аспектам, но и современным тенденциям развития образования.
Для того чтобы облегчить доступ к обучению, будут использоваться различные интерактивные платформы и онлайн-курсы. Такой подход позволит педагогам обучаться в удобное для них время и темпе.
Повышение квалификации педагогического состава является важным моментом в реализации нового формата обучения. Только квалифицированные и подготовленные педагоги смогут достичь высоких результатов и обеспечить эффективное обучение учащихся в соответствии с новыми требованиями.