Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ООО подлежит ликвидации по решению регистрирующего органа, то в данном случае, налоговой орган является регулирующей структурой, которая проводит процедуру согласно пунктам 3 и 4 статьи 21.1 закона No 129-ФЗ. Весь процесс ликвидации осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС). Его результатом является исключение данных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
Иногда налоговые органы, стремясь очистить реестр от неактивных компаний, принимают не только принудительные меры по закрытию таких организаций, но и оказывают поддержку бизнесменам в использовании других законных способов исключения из ЕГРЮЛ, таких, как добровольное закрытие или процедура банкротства.
Минусы и что не изменится
Принудительная ликвидация ФНС юридических лиц в 2024 году связана с рядом негативных последствий и проблем, которые неизбежно возникнут в этом процессе. Ниже перечислены основные минусы и неразрешенные вопросы:
- Потеря рабочих мест и социальные последствия. Ликвидация ФНС юридических лиц приведет к росту безработицы и потере рабочих мест сотрудниками данных организаций. Это может вызвать серьезные социальные проблемы и нестабильность на рынке труда.
- Перебои в обслуживании населения. Сокращение числа ФНС юридических лиц может вызвать проблемы с обслуживанием населения, особенно в отдаленных регионах. Граждане могут столкнуться с длительными очередями, задержками в получении необходимых документов и услуг.
- Увеличение бюрократии и коррупционных рисков. Возможен рост бюрократических процедур и административных барьеров после ликвидации ФНС юридических лиц. Это может повысить коррупционные риски и усложнить взаимодействие с правоохранительными органами и налоговыми учреждениями.
- Ухудшение качества налогового администрирования. Ликвидация ФНС юридических лиц может привести к снижению качества налогового администрирования. Отсутствие специализированных организаций, занимающихся налоговыми вопросами, может привести к провалам в сборе налогов и увеличению неуплаты налогов.
В целом, принудительная ликвидация ФНС юридических лиц в 2024 году сопряжена с множеством рисков и негативных последствий. Необходимо учитывать данные минусы и строить соответствующие меры для смягчения их влияния на общество и экономику.
Процесс ликвидации ООО через суд на основе решения налоговой организации
Если организация нарушала законы, осуществляла деятельность без необходимой лицензии или нарушила процедуру регистрации, то ликвидация ООО по инициативе налоговой организации возможна только через судебный порядок. Представитель налоговой подает иск в арбитражный суд и предоставляет соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для принудительного закрытия фирмы.
После подачи иска происходит следующее:
1. Образуется ликвидационная комиссия, которая публикует решение о ликвидации в Вестнике и информирует контрагентов о начале процедуры ликвидации.
2. По истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляется промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный судом.
3. Ликвидационная комиссия производит погашение долгов и обязательств ООО, а также распределяет оставшиеся активы между учредителями. После завершения процедуры ликвидации составляется окончательный ликвидационный баланс, который направляется в налоговую организацию для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что данное юридическое лицо прекратило свое существование.
Важно помнить! Если активов компании недостаточно для погашения всех долгов, на третьем этапе возможно открытие дела о банкротстве. Если причина ликвидации связана с нарушением законов в процессе работы, виновные лица, будь–то руководитель, бухгалтер или учредитель, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Для избежания принудительной ликвидации ООО налоговой инспекцией необходимо следовать законодательству, иметь все необходимые лицензии, разрешения и допуски, а также регулярно представлять отчетность, даже если она является нулевой.
При соблюдении этих условий у вас будет возможность самостоятельно закрыть компанию, в том числе провести онлайн-ликвидацию ООО. Кроме того, важно не просто бросать организацию бездействовать, поскольку она может быть признана неработающей и подвергнуться закрытию. В таком случае у вас есть возможность выразить свое несогласие с таким решением и подать возражение против исключения из ЕГРЮЛ. Если ваши доводы считаются обоснованными, компанию могут восстановить, и вы сможете продолжить свою деятельность на законных основаниях.
Последствия ликвидации недействующего ООО
Поскольку по решению налоговой недействующее юрлицо может быть только исключено из ЕГРЮЛ, то в данном случае корректно говорить о последствиях исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ.
С момента исключения юрлица из реестра прекращается его гражданская правосубьектность, т.е. юрлицо не может приобретать какие-либо права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком по делу, одним словом юрлицо уже не субъект права.
Несмотря на то, что сведения о недействующем юрлице будут исключены из ЕГРЮЛ, это не препятствует привлечению к ответственности лиц, которые уполномочены выступать от имени юрлица.
Кроме того, исключение юрлица из ЕГРЮЛ, не препятствует заинтересованным кредиторам или иным лицам обжаловать такое исключение.
Наш адвокат поможет Вам на любой стадии ликвидации, звоните и мы запишем Вас на первичную консультацию, чтобы разобраться в ситуации и принять решение по эффективным шагам в деле.
Основания для ликвидации юридического лица налоговым органом
Причины принудительной ликвидации юридических лиц налоговым органом указаны в статье 61 Гражданского кодекса РФ. Это основной документ, регулирующий вопрос прекращения коммерческой деятельности.
Так, решение суда может быть вынесено на основании обращения налоговой или местного самоуправления. Причины для прекращения деятельности ООО могут быть разными, закон предусматривает такие варианты:
- нарушение законодательства при регистрации организации, если устранить нарушение невозможно;
- организация осуществляет свою деятельность без лицензии или допуска к работе;
- бизнес ведет запрещенную деятельность или неоднократно нарушал закон.
Из-за чего может начаться принудительная ликвидация юридического лица
Полный список причин для закрытия организации по решению ФНС прописан в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Среди самых распространенных оснований:
- Недействующее юридическое лицо. Для этого общество с ограниченной ответственностью должно не предоставлять в Налоговую службу никаких документов в течение 12 месяцев. Также не должно быть никаких транзакций хотя бы по одному из расчетных счетов (п. 1 ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
- Отсутствие у компании лицензии на один и более видов деятельности. Также сюда относятся случаи, когда она просрочена.
- Указание недостоверных данных об организации при регистрации. Распространенные случаи – внесение неверного юридического адреса или наличие фиктивного директора. Предоставление любой недостоверной информации об ООО считается нарушением закона.
- Отсутствие у компании средств на добровольную ликвидацию.
- Наличие в составе общества с ограниченной ответственностью более 50 участников. При этом фирма не преобразуется в публичное АО.
- Стоимость активов компании в течение 1 года остается ниже величины ее уставного капитала.
Основания для закрытия ООО по решению налоговой
На законодательном уровне четко определены причины, в соответствии с которыми не действующую организацию могут закрыть. В числе оснований:
-
добровольно принятое учредителями фирмы решение;
-
вынесенное судебным органом решение;
-
в связи со сменой директоров, учредителей компании;
-
если фирма признана банкротом;
-
по решению налоговой инспекции.
ИФНС может сделать это сама, без привлечения судебного органа. Это допускается в том случае, если выполняются сразу два условия:
-
предприятие на протяжении года не подавало отчетность в налоговую службу;
-
компания не осуществляла любые финансовые операции на протяжении 12 месяцев.
В описанной ситуации приемлема принудительная ликвидация ООО. По итогу процедуры налоговая инспекция удаляет предприятие из ЕГРЮЛ.
Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц
Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:
- для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
- установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
- установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
- предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
- установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
- установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).
В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.
Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.
Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:
- учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
- учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
- ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
- при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).
Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:
- промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
- в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
- при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
- при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
- при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.
Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.
Причины принудительной ликвидации Общества
Для инициации принудительной ликвидации необходимы основания, которые указаны в статье 61 ГК РФ . К ним относят такие обстоятельства:
- при регистрации Общества было нарушено действующее законодательство и данный фактор невозможно исправить. Если же учредители имеют возможность внести изменения и устранить нарушения, то фирма может продолжить свою деятельность. Однако возможно привлечение к административной ответственности как самой организации, так и ее руководителей;
- фирма осуществляет деятельность, не оформив лицензию, когда такое требование устанавливается законодательством. Лицензия может быть получена к моменту начала производства о ликвидации, то есть нарушение может быть устранено. В таком случае привлечение к административной ответственности также возможно и широко применяется на практике;
- деятельность фирмы вовсе противоречит действующим правовым нормам. Например, организация торгует запрещенными препаратами или веществами, либо оказывает услуги, недопустимые в соответствии с законодательством РФ;
- цели, для которых фирма была создана, невозможно осуществить. Как правило, такая ситуация возникает уже после регистрации, так как иначе ООО было бы вовсе не зарегистрировано.
На практике, чаще всего фирма ликвидируется в принудительном порядке при наличии следующих причин:
- фирма создавалась на установленный уставными документами период, который завершился. Учредители имеют возможность внести изменения в документы и продлить срок действия организации;
- цели, для которых фирма создавалась, были достигнуты, и дальнейшее существование организации не имеет практического смысла. В данном случае также могут быть изменены цели, что требует внесения изменений в Устав;
- деятельность фирмы носит нецелесообразный характер, например, не приносит финансовой выгоды ее участникам. Так, если компания несколько лет подряд будет сдавать нулевые отчетности, у налогового органа возникнут подозрения;
- между учредителями имеются противоречия, которые невозможно устранить. Например, они касаются изменения направления последующей деятельности или финансовой политики;
- деятельность ООО не приносит финансовой выгоды. Учитывая, что основная цель ООО – это извлечение выгоды, долговременная деятельность без прибыли не имеет никакого практического смысла;
- учредители не принимают участия в деятельности фирмы. Например, они уже на протяжении длительного периода ведут иную предпринимательскую деятельность, не уделяя достаточного внимания ООО, что приводит к практическим и экономическим проблемам.
Преимущества и недостатки процесса
Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:
- если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
- подавать отчётность за последние периоды, не придётся.
Но имеет процедура и недостатки:
- по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
- кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
- длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.
К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.
Как ликвидировать компанию: три законных способа
- Актуально при снижении размера прибыли и уменьшения экономической рентабельности бизнеса;
- Предприятие ликвидируется с долгами или без, по решению учредителей;
- Производится после назначения ликвидационной комиссии;
- Проводится комплексный бухгалтерский аудит перед налоговой проверкой;
- Отправляются уведомления о предстоящем увольнении сотрудников в Государственную инспекцию по охране труда и миграционные органы;
- Все документы оформляются через ИФНС;
- Результатом ликвидации является получение свидетельства о снятии с регистрационного учета от налогового органа.
- Возможна при наличии задолженности перед контрагентами или работниками (кредиторами) на сумму от 300000 руб. для обычных предприятий, и от 1 000 000 руб. – для стратегических компаний;
- Дело рассматривается в арбитражном суде;
- Правом на обращение обладают должники, конкурсы, уполномоченные органы и сотрудники организации;
- Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
- На любом этапе возможно заключение мирного соглашения с целью реструктуризации долгов перед кредиторами.
- Учитывается финансовое положение компании и размер долгов;
- Разрабатывается индивидуальная стратегия;
- Можно снизить размер задолженности перед контрагентами или госорганами;
- Предприятие быстро избавляется от долговых обязательств;
- Учредители не рискуют имуществом;
- Все оформляется быстро и безопасно.
Порядок закрытия фирмы
На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.
В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:
- Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
- Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
- Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.
Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.
Как предотвратить принудительную ликвидацию
Важно как можно раньше выяснить, какова причина иска, по которой были поданы документы в суд. Когда устранить проблему легко, нужно сделать это как можно раньше
Бывает, что причиной становится такой момент, как фиктивный юридический адрес.
Если ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона, то остановить процесс вряд ли получится. При наличии противозаконной деятельности следует готовиться к штрафам. В ряде случаев предусмотрено уголовное наказание.
В каких случаях при закрытии ООО может грозить уголовная ответственность:
- Причинение ущерба;
- Нарушение авторских прав и использование поддельной продукции;
- Контрафактные товары в обороте.
По многим видам нарушений уголовной ответственности нет, но начисляются штрафы.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.