Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Получение водительских прав на спецтехнику
Права на управление спецтехники имеют свои особенности к получению. Для этого нужно пройти специализированные курсы в учреждениях, список которых есть в государственной инспекции Гостехнадзора по отдельным регионам РФ. По окончании курсов каждый водитель проходит аттестацию, в результате которой получает свидетельство о праве на управление отдельным видом спецтехники, например, трактором. Если такой водитель захочет пересесть на другой вид спецтехники, то необходимо будет переобучение.
Госпошлина за такие права составляет 500 рублей. Ее можно оплатить через банк или терминал соответствующего отделения Гостехнадзора.
Сдают экзамены также в два этапа: теория и практика. В теоретический блок входят: вопросы безопасной эксплуатации и особенности ПДД в части спецтехники. Если экзаменуемый не сдал теорию, то к практике он не допускается. На подготовку к пересдаче даётся минимум 7 дней.
Если теоретическая часть сдана успешно, то в течение 3 месяцев необходимо сдать практический блок, включающий вождение на закрытой площадке и на открытой местности по специальному маршруту. Если лицо не смогло сдать экзамен три раза подряд, то оно обязано повторно пройти обучение на специализированных курсах с получением подтверждающего документа, иначе к экзамену не допускается.
После успешной сдачи экзамена в инспекции Гостехнадзора по месту регистрации или проживания вы получите права на вождение конкретного вида спецтехники. Срок действия — 10 лет.
Получение прав на другие категории
Выбрав вид транспорта, которым в дальнейшем будет осуществляться управление, можно переходить к изучению условий получения удостоверения и возможности управлять транспортом.
К примеру, перевозка различных грузов производится на транспортном средстве, требующего открытия категории «С». К сдаче экзамена допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста, а к управлению – только после 18 лет. Эти же условия распространяются и на управление трициклами, квадроциклами или легкие грузовики.
ВАЖНО !!! Открытие категории «Д» возможно только после достижения 21-летнего возраста. В этом случае водитель сможет осуществлять управление транспортом с более 8-ми пассажирскими местами.
Если открыть категорию «Д1Е» и «ДЕ», то у водителя появится возможность управлять автопоездом или транспортом с прицепом свыше 750 кг. Эти категории можно открыть с 21-летнего возраста. Управление трамваями или троллейбусами возможно тоже с 21 лет.
Действие прав старого образца
Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.
Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.
При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.
Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.
Новый список документов для получения прав
Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.
Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.
Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.
Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.
Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.
Когда появится все остальное?
Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).
Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.
Распространенные вопросы
Есть права категории «А1», чтобы получить «А», нужно снова сдавать экзамен?
Чтобы получить в водительском удостоверении отметку А, нужно заново проходить обучение в специализированном учебном заведении и сдавать экзамены.
Обязательна ли медсправка для получения прав на мотоцикл?
Чтобы открыть категорию А, необходимо пройти осмотр у ряда врачей и получить медицинский документ формы 003-В/у.
Будет ли штраф за езду без шлема?
За езду на мотоцикле без шлема законом предусмотрен штраф: для водителя — 1000 руб, для пассажира — 500 руб.
В заключение можно добавить, что закон позволяет пройти подготовку в автошколе до того, как молодому человеку исполнится 16 или 18 лет — это значительно сэкономит время юного автомобилиста и позволит после достижения требуемого возраста сразу записаться на экзамен в Госавтоинспекцию.
Для получения прав категории AI требуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт (ВНЖ);
- медицинское заключение по форме 003-В/у;
- 2 фотоснимка 3*4 см на матовой бумаге в любом цветовом исполнении, с левым уголком;
- удостоверение на управление техникой самоходного типа (если выдавалось ранее);
- ВУ любой другой категории (при наличии) и справка из ГИБДД о том, что кандидат не лишен права управлять ТС.
Для какого типа техники не нужны права?
Существует в нашей стране и перечень колесных транспортных средств, управление которыми допустимо без полученного водительского удостоверения. Давайте рассмотрим основные типы технических средств, которыми может управлять любое лицо, вне зависимости от возраста и без каких-либо документов.
- Велосипед – одно из самых популярных средств передвижения не только в нашем огромном государстве, но и в других странах мира. Следует понимать, что в правилах дорожного движения прописано, что транспортное средство — велосипед — и его водитель должен соблюдать ПДД, так же как это делают автомобилисты.
Если конечно слушаться законодательство, то велосипедисты вправе передвигаться только по велодорожкам, но данное правило сложно соблюдать в нашем государстве, так как не все дорожные полотно оборудованы полосами для велосипедов. Кстати сегодня существуют специальные электромоторы для велосипедов, которые позволят вам сделать из своего двухколесного друга миниэлектромотоцикл.
- Иные колесные средства. Так же законодательство нашего государства позволяет пользоваться гражданам без водительских документов медицинской коляской, моноколесом, сигвеем, газонокосилками. Интересно что сегодня существуют газонокосилки в виде мини-автомобилей, и на них можно с легкостью передвигаться на большие расстояния.
- Мотоспорт. Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают пользование спортивным инвентарем на спортивных площадках без какого-либо водительского документа. То есть по сути автогонщик может не иметь прав вообще. Именно поэтому на мотокроссах можно встретить даже подростков возрастом до 16 лет, хотя им согласно законодательству выдаваться права не могут вообще.
С какого возраста можно управлять автотранспортом
Возраст, с которого можно начать водить автотранспорт, зависит от его категории:
- Легким мототранспортом с двигателем до 125 куб см разрешается управлять с шестнадцати лет. Подросток не должен иметь медицинских противопоказаний к вождению, пройти обучение в автошколе и получить права.
- После совершеннолетия можно водить легковые автомобили, грузовики и любые мотоциклы. Но управлять транспортными средствами, относящимся категориям «BE», «CE», «C1E», «DE», к которым относятся легковушки и грузовики с прицепом, можно только спустя год после получения ВУ «В» или «С».
- Возить пассажиров на городском и междугороднем автотранспорте можно с 21 года. Исключение – армейские автобусы. Военнослужащие, прошедшие обучение в автошколах по направлению военкоматов, могут управлять ими с 19 лет. По достижении 21 года они допускаются к вождению гражданского общественного транспорта без повторного обучения и сдачи экзаменов.
Возраст для выдачи прав для каждой категории
Возрастные рамки напрямую зависят от выбранного для езды транспорта. Для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия, стаж, о котором необходимо знать. В целом, пойти учиться на любой механизм раньше 16 лет не получится, это минимальная граница, максимальной не существует. Пояснить ситуацию наглядно поможет таблица.
Категория | Возраст | Возможные нюансы |
---|---|---|
А1 (мототехника с объемом двигателя не больше 125 см3) | 16 | — |
М (мопеды, скутеры, квадроциклы) | 16 | — |
А (мотоциклы 2-3-4 колеса, с массой до 400 кг) | 18 | — |
В (легковые машины с весом не больше 3,5 т и количеством мест до 8-ми) | 18 | — |
ВЕ (легковые авто с прицепом) | 19 | Для открытия данной категории, водитель обязан иметь один год стажа «В». |
В1 (квадрициклы и трициклы) | 18 | Квадроциклы в эту категорию не входят |
С (грузовой транспорт с весом более 3,5 т) | 18 | Получать можно одновременно с категорией «В» |
С1 (грузовой транспорт с массой от 3,5 до 7,5 т) | 18 | — |
С1Е (автомобили и грузовой транспорт с прицепом) | 19 | Для оформления обязательным условием является наличие годового стажа |
D и D1 (транспорт для осуществления пассажирских перевозок) | 21 | Для получения прав такой категории лицам необходимо иметь водительский стаж минимум 3 года. Исключением являются военнослужащие, проходящие срочную службу. Для них возрастное ограничение составляет 19 лет. |
DE (автобусы с прицепом) | 19 | Проходить обучение и открывать категорию допускается лицам, имеющим стаж более 1 года. |
D1E (небольшие автобусы с прицепами) | 19 | Обязательным условием является наличие категории D1 и год вождения с ней. |
Обобщив представленную информацию, следует заметить, что начальным возрастом для многих категорий является 18-19 лет. Обучение допускается и раньше, чем будет отмечено совершеннолетие, но сдача экзамена заранее недопустима.
Права при получении водительских прав
Эксперты уверены, что чем раньше ребенок начнет обучаться правилам поведения на дороге, тем в большей безопасности он будет находиться. Уже с 3-5 лет можно начинать объяснять детям правила на пешеходных переходах, рассказывать о принципах работы светофоров. В 7-8 лет ребенок должен знать, как безопасно пересечь улицу, так как многие первоклассники самостоятельно возвращаются со школы домой. Также нужно начинать объяснять правила для велосипедистов. Специалисты считают, что данные меры позволят сократить детскую смертность на дорогах.
Если законом определен минимальный возраст для получения водительских прав, то существует ли максимальный? Отвечаем – нет!
Получить права могут даже граждане пенсионного возраста. Однако следует понимать, что не каждый водитель в возрасте способен пройти водительскую комиссию, особенно окулиста и невропатолога. Если есть проблемы со зрением либо нарушение координации движений, о вождении транспорта можно забыть.
Россия – самая строгая страна в отношении возраста получения водительских прав. Большинство стран доверяет управление транспорта более молодым людям.
Некоторые американские штаты, Марианские острова и Сальвадор позволяют управлять транспортом лицам достигшим 15 лет, однако рядом должен сидеть взрослый человек с опытом вождения.
Германия и Исландия допускают к управлению транспортом с 17 лет, а Эстония, Израиль и Франция – с 16, но в сопровождении взрослого водителя.
Предложение о снижении возраста получения прав в России поступало от депутата Госдумы Василия Власова. Он предлагал начать выдачу прав гражданам с 16 лет. По его словам, многим молодым жителям отдаленных районов, где плохо налажено транспортное сообщение, приходится идти на нарушение закона, чтобы добраться на обучение из села в город на машине. Но его инициатива была отклонена.
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект от автоинспекции, предлагающий разрешить выдачу прав лицам с 17 лет. Но будет ли он принят – покажет время.
К экзаменам в ГИБДД некоторые выпускники автошкол допускаются не сразу. Дело тут не в уровне подготовки, а в возрасте. Для каждого типа транспорта есть свои минимальные возрастные требования:
- сдавать на права для скутера, мотоцикла объемом двигателя до 125 куб. см (категория А1) можно с 16 лет;
- сдавать на права на мотоцикл (категории А), на автомобили категории B с подкатегориями, С с подкатегориями можно с 17 лет;
- сдавать экзамены на право управления автобусом можно с 20 лет, военнослужащим с 19 лет.
Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;
- на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
- на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
- на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.
Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.
Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.
- В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
- В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
- В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
- На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
- В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.
Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.
Чтобы осуществлять передвижение на мотоцикле или мопеде, необходимо быть старше 16 лет. Перевозить пассажиров на мототранспорте можно только при наличии 2-хлетнего вождения этого вида транспорта. Поэтому возить с собой девушку подросток сможет не ранее, чем ему исполнится 18 лет.
При сдаче экзаменов, нужно учитывать, что категория «А» несколько отличается от категории «А1». Различия заключаются в объеме двигателя и мощности управляемого транспорта.
В разных странах существуют различные возрастные ограничения для получения водительских прав. Например, в Беларуси человек уже после 16 лет может обучаться вождению транспорта согласно категориям АМ и А1. После достижения 17 лет можно учиться и получать права категории А и С.
В Молдове существуют другие возрастные разделения. Оформить права категории А можно только после достижения лицом 24 лет. А вот удостоверение С выдается с 21 года. Садиться на мотоцикл разрешено уже с 14 лет.
Возраст для получения обычных водительских прав установлен законодательством. Соответственно, водить персональный автомобиль можно не раньше 18 лет. При необходимости в 16 лет можно получить права на вождение мопеда, но только с разрешения родителей.
Права категории М – что это такое?
Список категории прав, действующих в РФ, закреплен в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Ранее владельцы мопедов могли ездить без прав. Однако постоянное нарушение ПДД и многочисленные аварии, которые происходили по вине лиц, не получивших допуск к вождению, продемонстрировали присутствие необходимости в ужесточении норм законодательства.
Бюджетная мототехника стоит недорого. Отсутствие потребности в получении водительских прав привело к тому, что большое количество неопытных людей оказались за рулем мопедов и скутеров. Разъезжая по автомагистрали, владельцы транспортных средств подвергали опасности свою жизнь и безопасность иных участников дорожного движения.
Нововведения привели к ужесточению контроля за безопасностью движения. В результате внесения категории М в водительское удостоверение удалось спасти жизнь и здоровье большого количества людей.
Сегодня владельцы даже небольших мопедов в обязательном порядке должны получить водительские права с категорией M.
Представитель Госавтоинспекции имеет право остановить гражданина и выполнить проверку удостоверения.
Права категории М позволяют легально управлять мототранспортом с объемом двигателя до 50 кубов. Однако если у человека открыта иная категория удостоверения, проходить отдельное обучение не придётся. В этой ситуации категория М считается открытой по умолчанию.