Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление по делу об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 подчеркивается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.
Комментарий к ст. 29.11 КоАП РФ
Комментируемая ст. 29.11 КоАП РФ устанавливает порядок объявления постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 КоАП РФ (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8 «Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием», 20.9 «Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения», 20.12 «Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему», в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию (ч. 3 ст. 29.11 КоАП РФ).
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 18.9 «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», 18.17 «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности», в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию (ч. 4 ст. 29.11 КоАП РФ).
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации (ч. 5 ст. 29.11 КоАП РФ).
Другой комментарий к Ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
2. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представтелю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу.
Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или невысылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.
3. По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст.20.9), пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12), копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.
4. Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано или опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.
С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Комментарий к статье 29.11 КоАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.
2. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.
3. Вручение копии постановления производится под расписку. Направление копии постановления осуществляется по почте заказным почтовым отправлением.
Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.
4. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Срок направления — три дня со дня вынесения данного постановления.
Представляется целесообразным установить аналогичное правило в отношении постановлений, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иными коллегиальными органами.
5. В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему (см. комментарий к ст. ст. 20.8, 20.9 и 20.12) лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.
Такое информирование соответствующей организации предусмотрено для оценки компетентными должностными лицами факта нарушения установленных правил и решения вопроса о целесообразности продолжения осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к обороту и использованию огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов), указанным выше лицом.
Другой комментарий к статье 29.11 КоАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела сразу же после его вынесения.
Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, в трехдневный срок с момента его вынесения. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.
Вручение копии постановления производится под расписку. Факт направления копии постановления фиксируется с помощью почтовых документов.
2. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.
Комментарии к ст. 29.11 КОАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.
2. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.
3. Вручение копии постановления производится под расписку. Направление копии постановления осуществляется по почте заказным почтовым отправлением.
Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.
4. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Срок направления — три дня со дня вынесения данного постановления.
Представляется целесообразным установить аналогичное правило в отношении постановлений, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иными коллегиальными органами.
5. В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему (см. комментарий к ст. ст. 20.8, 20.9 и 20.12) лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.
Такое информирование соответствующей организации предусмотрено для оценки компетентными должностными лицами факта нарушения установленных правил и решения вопроса о целесообразности продолжения осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к обороту и использованию огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов), указанным выше лицом.
Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обязано произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Так, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении этого вопроса необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23, в частности ст. 23.68. КоАП РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от 16 до 18 лет (в том числе дел, перечисленных в ст. 23.68 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также установить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им данного дела. Согласно ст. 29.2 КоАП РФ такими являются случаи, когда это должностное лицо приходится родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Согласно ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ при наличии указанных обстоятельств заявляется самоотвод.
В процессе подготовки к рассмотрению дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, правильно ли оформлены материалы дела. Этими материалами являются акт, фиксирующий нарушение законодательства об исполнительном производстве, объяснение нарушителя и свидетелей, иные материалы, необходимые для решения вопроса о применении мер ответственности.
Особое внимание следует обратить на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу. Их исчерпывающий перечень предусмотрен в ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (например, недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие)); действия лица в состоянии крайней необходимости; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ принять решение о прекращении производства по делу, которое оформляется в виде постановления.
Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также оценить, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. В случае недостаточности доказательств оно согласно ст. 26.10 КоАП РФ вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
На этом же этапе должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, есть ли ходатайства и отводы. Подробнее порядок разрешения ходатайств и отводов будет рассмотрен далее.
Этап подготовки дела к рассмотрению завершается принятием решения о назначении времени и места его рассмотрения. Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ процессуальной формой такого решения может быть определение с указанием места и времени рассмотрения дела, круга лиц, подлежащих извещению и вызову на рассмотрение дела.
После решения вопроса о назначении времени и места рассмотрения дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно вызвать лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП РФ. В связи с тем, что КоАП РФ не содержит указания на способ их извещения, должностное лицо может оформить вызов повесткой или требованием. Доказательством получения лицами, участвующими в деле, извещения о вызове является уведомление о вручении. Следовательно, направлять указанные документы необходимо заказной почтой с уведомлением о вручении или вручать лично под роспись. Выполняя данные действия, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обеспечивает реализацию процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
Отсутствие в материалах исполнительного производства доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления о штрафе.
Следующим этаном является непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении. В это время должностное лицо ФССП России или ее территориального органа, рассматривающее дело, должно выяснить все обстоятельства правонарушения и установить виновность лица в его совершении.
При рассмотрении дела следует соблюдать сроки его рассмотрения, установленные ст. 29.6 КоАП РФ. Так, дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня вынесения акта, фиксирующего нарушение законодательства об исполнительном производстве. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.
В соответствии с требованиями ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть соблюдены следующие процессуальные требования: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности: проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
Должностное лицо, рассматривающее дело, также должно выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины их неявки и принимать решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Следует учитывать, что дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2ст. 25.1 КоАП РФ).
Вместе с тем защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исполнение постановлений о назначении административного штрафа
Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.
Закон обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу уплатить соответствующую сумму.
КоАП РФ устанавливает три варианта добровольной уплаты штрафа:
а) если штраф взимается на месте, то виновное физическое лицо передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией;
б) физическим лицом сумма административного штрафа по частям или полностью вносится или перечисляется в банк или иную уполномоченную организацию;
в) сумма административного штрафа перечисляется с расчетного счета юридического лица в банк или иную уполномоченную кредитную организацию.
Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.
В каких случаях выносится постановление об административном правонарушении?
В соответствии с законом, вынесение постановления является конечным итогом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исхода может быть два. Сотрудник государственной службы выносит постановление о назначении наказания либо о прекращении.
Дело об административном проступке может быть возбуждено только на основании КоАП (кодекс об административных правонарушениях). Если законом деяние не считается нарушением, то санкции к вам применяться не могут.
Например, курение на детской площадке является противоправным деянием. Санкция за него предусмотрена ст. 6.24 КоАП. Поэтому сотрудник полиции имеет право возбудить административное дело и оштрафовать курильщика на сумму от двух до трех тысяч рублей. А если вы захотите днем на этой же площадке спеть, то вас за это наказать не смогут. Даже если ваш творческий порыв никому не понравится. Так как в нашей стране пение не считается административным правонарушением.
Кроме самого состава преступления, для начала производства по делу должны быть соблюдены определенные условия. Так, для вынесения постановления об административном правонарушении и привлечения к ответственности человека обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста. Также должна быть доказана вина и умысел правонарушителя.
Когда имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, а оно все таки возбуждено, то оформляется постановление о прекращении. Например, если нарушитель совершил проступок при крайней необходимости или умер. Также дело должно быть прекращено, если истек срок привлечения к административной ответственности. Полный список обстоятельств, при которых оформляется такой документ, вы можете посмотреть в конце статьи.
Постановление о назначении наказания за правонарушение или о прекращении производства оформляют сразу же после окончания рассмотрения дела. В течение трех дней оно должно быть направлено нарушителю, пострадавшей стороне и должностному лицу, которое составило протокол об административном проступке.
Статья 29.3 КоАП РФ. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
- При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
- При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
- Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
- По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
Другой комментарий к статье 29.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. В ч. 1, 2 данной статьи подразумевается постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9; п. 1 комментария к ст. 29.10). В ч. 3 данной статьи имеется в виду только постановление о назначении административного наказания.
О статусе физического лица, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, потерпевшего см. комментарии к ст. 25.1 — 25.4.
2. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.8 (нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к ним), ч. 2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ст. 20.9 (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения), ч. 1 ст. 20.12 (пересылка оружия), ч. 2 ст. 20.12 (нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов в нему) КоАП, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.
Состав административного правонарушения
Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект — лицо, которое совершает деяние, а также объект — то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.
Кроме объекта и субъекта в составе административного правонарушения разделяют такие понятия, как субъективная и объективная сторона. Первое понятие определяет наличие комплекса факторов, благодаря которым человека или юридическое лицо можно привлечь к ответственности (умысел, цель, вина). Что касается объективной стороны, то данное понятие определяет обязательность наличия причинно-следственной связи между деянием и последствиями, которые оно повлекло.
Комментарий к статье 29.11 КоАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.
2. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.
3. Вручение копии постановления производится под расписку. Направление копии постановления осуществляется по почте заказным почтовым отправлением.
Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.
4. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Срок направления — три дня со дня вынесения данного постановления.
Представляется целесообразным установить аналогичное правило в отношении постановлений, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иными коллегиальными органами.
5. В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему (см. комментарий к ст. ст. 20.8, 20.9 и 20.12) лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.
Такое информирование соответствующей организации предусмотрено для оценки компетентными должностными лицами факта нарушения установленных правил и решения вопроса о целесообразности продолжения осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к обороту и использованию огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов), указанным выше лицом.
Преимущества льготного периода
Самое очевидное преимущество: возможность потратить в 2 раза меньше денег. Менее очевидное преимущество: дополнительная стимуляция водителя. Немало штрафников, получив письмо с постановлением за превышение скорости, говорят себе: «Тут всего 500 рублей, не буду платить – у них и без меня дел хватает, забудут.» Действительно, бывает так, что про человека забывают, но бывает это очень редко. Куда чаще водитель в последний момент (при выезде за границу, при продаже машины, при смене прав) с удивлением узнает, что на нем висит штраф, из-за которого запланированное действие придется отменить. В итоге страдают все: штрафник не получает желаемого, государство не получает денег. Скидка в 50% – заманчивое предложение, которое стимулирует водителя заплатить сразу и не создавать проблем ни себе, ни другим.
Комментарии к ст. 29.10 КОАП РФ
1. Постановление по делу об административном правонарушении — важнейший процессуальный документ, которым завершается рассмотрение дела по существу.
2. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших данное постановление, а также их адрес.
Дело должно быть рассмотрено правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией (см. комментарий к ст. ст. 23.1 — 23.69).
3. Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).
4. Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности (см. комментарий к ст. 2.3), а также иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4 — 2.6, 2.8, 3.6 — 3.12, 4.1 — 4.3).
Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус (см. комментарий к ст. ст. 2.6 и 2.10), а также иные необходимые сведения.
5. После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).
Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, т.е. установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.
6. С учетом изложенного в постановлении указывается статья Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу.
7. Принятое решение по делу должно быть мотивированным. Кодексом предусмотрены различные виды постановлений: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9).
Таким образом, возможно принятие принципиально отличных решений по делу. Поэтому постановление по делу должно содержать обоснование назначения наказания определенного вида и размера или освобождения от административной ответственности.
8. В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления.
Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5).
9. При наложении административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, которая необходима в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа.
10. Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Кодекса вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о возмещении такого ущерба.
В этом случае в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (см. комментарий к ст. 4.7).
11. Когда судья назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, он решает вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания. Имеется в виду запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то одновременно решается вопрос о мерах, которые необходимы для приостановления операций по счетам.
12. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.10) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.
Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах.
При этом необходимо руководствоваться следующими положениями. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращени�� законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Общие правила обращения с такими вещами установлены в ст. 225 ГК РФ.
Вещи, изъятые из гражданского оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп.) или Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).
Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.
Изъятые награды Российской Федерации, РСФСР, СССР (ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям) подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.
13. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ с 1 июля 2011 г. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения исключается из перечня административных наказаний (ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
14. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом постановление по делу принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При этом важно иметь в виду, что необходимо достаточное количество присутствующих членов для признания заседания коллегиального органа правомочным выносить постановление по делу.
15. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление.
16. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, постановление по делу с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа. При этом его юридическая сила подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.
17. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением указанных устройств, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.