Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовные практики: что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Духовный рост – это разрушение и зачистка ненужного, которые необходимы, чтобы увидеть себя настоящего, таким какой ты есть в действительности. Из этого определения получается, что слово «рост» не совсем подходит. Это все же подразумевает улучшение, наращивания чего-либо. А духовное совершенство человека – это не то состояние, за которым нужно гнаться. Его просто нужно увидеть внутри себя. Это совершенство уже есть и оно всегда с тобой.
Что же такое духовный рост?
Посмотри только на детей, как они поступают без зазрения совести, боязни неудач и страхов. У них нет понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Дети способны на выражение любых эмоций, как положительных, так и отрицательных. Они совершают свои действия не ради выгоды, а потому что им нравится играть, ради прихоти, ради самого действия. И это состояние счастья очень глубоко скрыто в нас, а духовный рост является только способом достичь его.
Когда ты становишься взрослым, ты теряешь способность радоваться событиям твоей жизни и людям, которые тебя окружают. Сейчас считается нормальным постоянная деградация души. Большинство делают многие вещи лишь бы не казаться неудачниками. Людям важнее казаться, чем быть. Поэтому многие направляют все свои силы на личностный рост и хотят достичь успеха любой ценой. Но даже те, кто добивается его чувствуют внутреннюю пустоту и не могут сказать, что они счастливы.
Продолжительность практики
Итак, чтобы начать духовную практику, требуется лишь выбрать несколько её разновидностей (например, мантры, дыхание, работу с энергией, расслабление) и приступить к выполнению. Много времени поначалу это не займёт. Но продолжительность требуется наращивать. Главное — постепенно.
Начинайте с небольшого количества повторений каждой мантры, например, 9-ти. Если мантр много (соблюдайте разумный подход и здесь), можно снизить количество повторений одной до трёх. Постепенно увеличивайте его. Каждый день по одному. Раз неделю по три. Так, чтобы было комфортно. Чтобы вы успели привыкнуть.
Дыхание можно начать с минимального количества — 10-ти дыхательных циклов (вдох-выдох). Увеличивайте на 10 каждую неделю. Или сперва каждый день. После 30-ти — 60-ти — вы сами ощутите, когда становится тяжело — можно снизить темп, увеличивая количество раз в неделю.
Точно так же можно постепенно увеличивать продолжительность энергетической практики и расслабления, в последнем случае выполняя его более размеренно, плавно.
Утренняя практика может быть разминочной, то есть выполняемой с минимальным или небольшим количеством повторений. В таком случае вечерняя должна быть основной, длительность которой можно планомерно увеличить до часа.
Что такое духовная практика?
00:10:37 [Вопрос]: «Если продолжить, то это индивидуальные совершенствования или это погружение для раскрытия путей мира, собственным совершенствованием. Или это все-таки ты индивидуально погружаешься для индивидуального самосовершенствования и выхода на другой уровень»
00:10:58 [Рузов В.О.]: Путь — это всегда путь к Богу. Нет никаких путей мира. Есть путь к Богу. Поэтому, если человек погружается в путь к Богу, он встречается с Богом. Если он погружается во что-то другое, он встречается с чем-то другим. Что это другое никто не знает. Поэтому мы говорим о реальных духовных практиках. Реальная духовная практика — это всегда путь к Богу. Поэтому есть традиции, которые дают очень чёткие ясные понятные определения, как погружаться.
00:11:33 Как, например, классические традиции говорят: метод погружения состоит всего из двух вещей — это пост и молитва. Так говорят традиционные движения, и это правильно. В любой традиции есть пост и молитва. То есть пост — это система питания определённая, которая даёт какие-то ограничения, которые дают возможность контролировать язык. Язык — это главный контролирующий орган нашего тела. Если мы контролируем язык, контролируются основные функции тела. То есть поэтому все начинается с поста, потому что через язык осуществляется контроль всего тела. В этом йогический секрет. Поэтому пост — это обязательное явление. И соответственно само погружение уже, то есть контроль тела — это некоторое условие для погружения. А погружение осуществляется через молитвенную практику.
00:12:23 Поэтому какая бы традиция ни была, а она всё равно состоит из этих двух вещей — это какой-то вид поста и какая-то форма молитвы. И уже в зависимости от того, насколько человек целеустремлён, настолько процентов он принимает эти два явления. Настолько он принимает пост, настолько он принимает молитву. Поэтому результат также зависит от этого. То есть, если пост стопроцентный, молитва стопроцентная, тогда и результат стопроцентный. Если пост половинчатый, молитва половинчатая, тогда и результат половинчатый, все очень просто. Поэтому в духовной жизни нет ничего сложного с одной стороны. Сложность только в собственном состоянии предания, насколько процентов человек готов в это погрузиться. В общем-то, так во всём. Чтобы мы не взяли, как правило механизм всегда прост, проблема всегда в собственном желании человека.
00:14:01 Поэтому всегда этот путь индивидуален. В чем индивидуальность? Индивидуальность в том, насколько мы погрузимся, настолько будет результативность. Как, например, сейчас мы можем погрузиться в слушание. Если мы погрузимся на все 100%, это будет результативное слушание, мы извлечём благо. Но выйдя отсюда мы можем на какой-то момент отвлечься и все испарится. Наверняка, вы это замечали, что утром, помнишь вроде такие интересные вещи были, а какие не можешь вспомнить. Я постоянно себя на этом ловлю и мне что-то рассказывают, какой-то друг мне рассказывает, такая интересная идея, такая концепция. Я слушаю, думаю: «Как здорово, вот завтра всем расскажу, такая хорошая концепция». Если я это не записываю, на утро я думаю: «Да, вот опять расконцентрировались, все забыли, ничего невозможно вспомнить».
00:14:56 Поэтому, наверняка, вы замечали, что для знания не так уж много и надо. Для знания достаточно совсем небольшой информации и эту информацию можно перерабатывать всю свою жизнь. То есть фактически одного стиха из Бхагавад-гиты достаточно, чтобы всю жизнь его разбирать и вполне будет понятна вся система продвижения в этом материальном мире. В общем-то, ничего особенно сложного, поэтому как мы выяснили, сложность пути только в собственном нежелании погружаться в путь, то есть нежелание отдаваться этому пути на свои 100%. Есть некоторая, скажем так, излишняя практичность. Человек думает это не практично на все 100% погружаться в духовное развитие. Но, в действительности, даже тут он не прав. Потому что, если мы посмотрим вроде бы идея хорошая, что должно быть практичным, должна быть во всём гармония. Мы должны и духовные проблемы решать, и материальные. Звучит красиво, согласитесь. И многие ловятся на эту идею, что вот тут нужна гармония. Нет.
00:16:12 В действительности, невозможно материальными способами решать материальные проблемы. Даже для того, чтобы решать материальные проблемы, необходимо применять духовные способы. Поэтому нельзя 50 процентами духовных возможностей решать духовные проблемы, а 50 процентов материальных каких-то задач решать материальными способами. Нет, не получится. Поэтому и материальные и духовные проблемы мы должны решать, но решение их лежит через духовное развитие. Поэтому именно от этого и возникает неудовлетворённость, именно поэтому человек не удовлетворён на своём пути, потому что он немножечко не доверяет духовным способам решения проблем. Он все-таки, так сказать, пытается оставаться на рельсах практичности, думает, что практичность — это то, что его балансирует. Это не балансирует. Практичность в этом смысле — это материализм. А истинная практичность — это духовными способами решать все виды проблем, и духовные проблемы, и материальные проблемы. Вот это истинная практичность. Ложная практичность, когда человек пытается материальными способами решать материальные проблемы. Это ложная практичность, в действительности это просто атеизм, не более ��ого. Вот примерно так картина видится. Ага.
00:24:56 [Вопрос]: «Скажите пожалуйста, можно ли в одно и тоже время читать разные священные тексты, если человек ещё не определился по какому пути идти, то есть что касается [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Есть только два пути. Это путь к Богу и путь от Бога.
[Вопрос]: «К Богу».
[Рузов В.О.]: Ну так а в чем тут определяться?
[Вопрос]: «Ну вот, например, как выбрать молитву?»
[Рузов В.О.]: Любая молитва — это путь к Богу.
[Вопрос]: «Любая молитва?»
00:25:27 [Рузов В.О.]: Конечно. Есть только два пути — это путь к Богу и путь от Бога. Поэтому, если человек выбирает тип духовной практики, это не выбор пути. Путь уже выбран, путь к Богу. Он выбирает тонкости. Это как человек решил поесть. И он подходит к холодильнику, выбирает, что он будет есть. Но он выбрал главное, он будет есть. То есть как тут можно выбрать есть или поститься. Вот выбор, буду есть. И это уже его тонкости. Поэтому это не выбор пути. Это выбор уже, так сказать, совместимости, каких-то индивидуальных особенностей, тонкостей.
00:26:13 То есть но сам путь уже выбран, путь к Богу. Поэтому тут можно не волноваться. Можно хоть все вместе, никакой разницы нет. Уже в процессе пробования и доставания из холодильника разных блюд, вы естественным образом поймёте, что вам ближе. Вы поймёте соленные ближе вам блюда или сладкие. Вы естественным образом определитесь. Но сам путь вы решили — есть, поэтому просто начните есть. Если вы начнёте есть, вкус придёт естественным образом, вы сможете определиться. Потому что в нас есть уже какие-то врождённые вкусовые восприятия, вот этот вкус в нас уже врождён. С самого рождения уже что-то нам кажется вкусным, что-то не вкусным, что-то нам больше нравится, что-то меньше. И, в общем-то, поменять это не получится особенно.
00:27:15 Просто некоторые вещи мы не можем сразу осознать. Как мы пробуем какой-то заморский фрукт, не можем понять вкусно — не вкусно, что это такое. Но через какое-то время, когда мы распробовали, мы начинаем осознавать — да, это входит в мою категорию вкусного, а это не входит. Поэтому это даже и не выбор пути как таковой, нет. Это уже выбор, скажем так, моего индивидуального восприятия, это уже некоторое определение. Как знаете, в институт человек идёт учиться, он выбрал институт, но на каком-то курсе происходит выбор его специализации. Поэтому этот выбор идти к Богу или нет, это и есть концептуальные решения, которые делает человек. А уже остальное это специализация и тут концептуальной разницы нет.
00:28:20 Ну, конечно, эта вот каша-мала она ни к чему, когда все вместе. Это не даст опять-таки сконцентрироваться, потому что разные вкусы. Как есть, например, кусочек торта, кусочек квашенной капусты, торт, капуста, торт, капуста. То есть будет немножечко такое несварение. Поэтому когда человек слишком себя свободно ведёт в этом плане, то есть у него опять несварение получается. То есть он может потерять вкус ко всему, если он торт вместе с квашенной капустой съест, он потом ни на торт, ни на капусту не сможет смотреть.
С чего начать духовное развитие (настоящее)?
Как Вы уже догадались в настоящем духовном развитии мы не будем использовать традиционные способы «развития»: походы в храмы, молитвы, общение со священниками и прочее. Выше мы уже выяснили, что толка от этого в лучшем случае немного, а вот количество вреда может быть огромное.
Поэтому если Вам действительно важно знать, с чего начать духовное развитие, то это следующие вещи:
- Изучить, кем мы являемся по своей изначальной природе (понятие души-сущности);
- Осознать главные цели воплощения в физическое тело;
- Жить и развиваться в соответствии с этими целями на основе настоящих знаний о законах Вселенной (природы).
Дальше в статье мы рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
Сила и энергия духовных практик в жизни человека
У многих единоборства ассоциируются с насилием или воспринимаются как спорт. Действительно, в боевых искусствах главное — развитие отличной физической подготовки, тренировка силы, ловкости, внимания. На самом деле, многие единоборства являются сложными философскими учениями.
Вот список самых известных и популярных в народе боевых искусств с морально-нравственным кодексом:
- тхэквондо;
- айкидо;
- джиу-джитсу;
- дзюдо;
- самбо;
- ушу;
- каратэ.
Некоторые используют боевые искусства лишь как тренировку, для других — это внутренний рост и развитие.
Для укрепления связи с Богом, для соблюдения моральной и физической чистоты некоторые прибегают к аскетизму. Аскеза — это добровольное и осознанное ограничение самого себя.
Известны следующие аскезы:
- аскеза тела — соблюдение поста в еде, совершение паломнических поездок, ограничение телесных радостей и желаний;
- аскеза речи — говорить правду, не критиковать, не осуждать, не сплетничать, не навязывать свою точку зрения, уметь выслушать, уходить от скандалов;
- аскеза разума — жесткий контроль эмоций, усмирение гордыни, избегание негативных мыслей и эмоций.
Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий.
Это знание — царь знания, самая сокровенная из тайн. Это — чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно.
Воздержание от причинения вреда
Вторая заповедь призывает нас воздерживаться от кражи никогда не брать ничего, нам не принадлежащего. Принцип «не брать чужого» — основа общей идеи непричинения вреда. Надо отрешиться от алчности и никогда не брать для себя слишком много. Говоря в позитивном смысле, это означает также использование любых вещей с чуткостью, смыслом и культивирование в себе чувства общности со всеми в феномене этой жизни и чувства равноправия всех в обладании нашей планетой. Чтобы жить, мы нуждаемся в планетах, мы нуждаемся в животных, включая даже насекомых. Весь этот мир живых существ вынужден пользоваться общими ресурсами. Это корабль определённых размеров с определённым числом плывущих на нём пассажиров. Мы жизненно соединены и с пчёлами, и с прочими насекомыми, и с дождевыми червями. Не будь червей, аэрирующих почву, не будь насекомых, опыляющих растения, мы погибли бы от голода. Мы все переплетены в этой симфонии жизни. Если мы научимся любить нашу землю, то сможем быть счастливыми независимо от того, чем именно заняты в нашем общем творчестве, счастливыми тем счастьем, которое вырастает из удовлетворённости и гармонии. В этом источник истинной экологии. В этом источник доброго спокойствия в мире.
Сохранение ясного ума в духовной практике
Воздержание от бездумного употребления наркотиков заповедь пятая. Она призывает избегать приёма подобных веществ до степени, вызывающей хотя бы частичную утрату ясности ума, и призывает нас посвятить свою жизнь противоположному: развитию чистоты и постоянной собранности мысли. Ведь нам дан только один ум, и потому наш долг заботиться о нём.
В нашей стране миллионы алкоголиков и наркоманов. Их бездумное существование в чаду ужасных злоупотреблений наркотиками причиняет муки им самим, их семьям и всем, с кем они связаны. Да, жить сознательно, с ясной мыслью и чистой совестью непросто это означает, что мы должны смотреть в глаза страхам и болям, бросающим вызов нашему сердцу.
Искать убежище в наркотиках путь, несомненно, ложный. Вхождение в царство истинно человеческих ценностей и создание почвы для духовной жизни связаны с требованием внесения осознанности во все наши действия и отношения, в том числе в употребление наркотиков, в нашу речь, в дела, в жесты. Установление целомудренных, и гармоничных отношений с окружающим миром одаряет чувством лёгкости и свободы и придаёт уму устойчивую ясность.
Прислушайся к телу через дыхание
Эта практика называется техникой дыхания, является одной из древнейших. Она не требует много времени и сил. Такая практика хороша в моменте, например, после тяжёлого рабочего дня или после эмоционального всплеска.
Техника дыхания направлена на возвращение умиротворения и изгнание негативных эмоций.
Для неё тебе понадобится спокойная музыка (можно включить просто звуки живой природы, пение птиц), таймер, приложение на телефоне или часы (в Apple Watch есть приложение, которое будет показывать, как правильно дышать), удобная поза–это самое важное, можно сесть в позу лотоса, лечь или откинуться на что-то мягкое полностью расслабившись. И все. Можно начинать дышать. Используй подходы – минуту дышишь, две минуты перерыв и так пять раз.
После первых десяти вдохов–выдохов ты почувствуешь не только умиротворение, но и прилив сил, положительных эмоций.
Материальные проблемы на духовном пути
Как только центр смещается, как только мы Бога заменяем фоновой материей, то в жизни возникает определенный дисбаланс. И жизнь становится неестественной.
И так как жизнь становится неестественной, то Господь передает нас в другое ведомство — в руки кармы. Там нас через синяки и подзатыльники вдохновляют вернуть приоритеты обратно.
Поэтому приоритет в отношениях с Господом – его никогда нельзя менять, ни при каких обстоятельствах! Что бы там ни было, что бы с нами ни происходило. Может быть, нам о каких-то вещах нужно позаботиться, но приоритет должен всегда оставаться на духовном. Наши вечные обязанности должны всегда удерживаться в фокусе.
И в самом центре фокуса моей духовной жизни должно быть то, что я стараюсь раскрыться в отношениях с Богом. И если я удерживаю этот фокус, если я сосредотачиваюсь на самом главном, то это приносит удовлетворение Богу.
Многие причины имеют психологический характер.
В восточных духовных учениях часто говорят об эго личности, справедливо относя истоки страдания человека именно к нему и его стремлениям.
Психология также не обходит стороной тему эго. И если говорить, например, о психоанализе, где тема эго раскрывается достаточно полно, то с точки зрения этого учения, исток психологических проблем человека, а это ни что иное как внутренний дискомфорт (страдание), лежит в области неудовлетворенных желаний личности.
Разочарование от того, что твои желания не удовлетворены не исчезает бесследно, а локализуется в бессознательном человека и создает психологическое напряжение, которое проявляется в виде невротического состояния и поведения.
Это напряжение может проявляться двояко, как негативное психологическое состояние, которое по сути является страданием, или (и) в виде поведения, которое также часто является дезадаптивным, поскольку причины того, как мы реагируем на что-то, часто лежат не столько в самом текущем событии, сколько в нашем прошлом. Неудивительно, что такое поведение также часто не приводит к решению проблем, а наоборот, к их усугублению.
Этим и занимаются психологи, которые теми или иными способами корректируют поведение человека, когда архаичные поведенческие модели из прошлого просто заменяются на те, которые более актуальны на данный момент.
Например, если вы хотите построить отношения с партнером, то наиболее эффективным будет строить их исходя из сегодняшней ситуации, а не тянуть из прошлого старые проблемы с родителями и проецировать их на события, не имеющие отношения к настоящему моменту. К сожалению, многие люди поступают именно так, что становится поводом для появления все новых и новых проблем. И наше внутреннее напряжение только усиливается, приводя к неврозу и невротическим же реакциям.
Все это имеет свои последствия во многих сферах жизни, и если в обычной жизни мы можем долгое время «сливать» это напряжение, пользуясь многочисленными психологическим защитами, то для человека серьезно занимающегося такими вещами как медитации, это не всегда проходит, особенно, когда практика становится действительно интенсивной и эффективной.
Именно по перечисленным причинам некоторые психологи настоятельно рекомендуют не пренебрегать психотерапией людям, которые практикуют.
Осваивайте техники медитации
Как начать духовно развиваться? Без медитации не обойтись – они полезны для физического и психологического здоровья. Когда человек пребывает в покое, в настоящем моменте, он учится соединяться со своей духовной частью. Он начинает слышать себя, свои истинные цели.
Каждый день выделяйте себе время побыть в тишине, наедине с собой, прислушаться к своей душе, к ее желаниям. Страх одиночества - социально навязанный нам. Время наедине с собой дает возможность самопознания. Когда вы слышите себя, тогда можете дать своей душе то, что ей нужно - это и есть одно из направлений духовного роста.
Погружение в себя, замедление, самоанализ и тишина – то, что отлично усиливает нашу Луну в гороскопе.