Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Основные цели Международных стандартов аудита
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.
Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.
Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.
На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.
Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Проверки аудиторских компаний
Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.
Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.
Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:
- казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
- такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
- СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
- результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.
Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.
И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.
Особенности двусторонней коммуникации
В новом стандарте МСА 600 уделяется особое внимание важности эффективного информационного обмена между аудиторской командой и аудиторами компонентов. Зачем именно — полагаем, уже понятно и так, с учетом роли аудиторов компонентов в новом, основанном на риске подходе. По этой причине информационный обмен между двумя сторонами должен, согласно новым требованиям, осуществляться в определенные моменты времени по ходу аудиторского процесса, в зависимости от характера участия аудитора компонентов в данном процессе.
Те требования, которые действовали до сих пор, недостаточно точны, на что указывали комментаторы в ходе предварительных обсуждений. Поэтому двусторонние коммуникации с новым подходом будут учитывать ожидания аудиторской команды, от которых зависит ответственность аудитора компонентов. На том они и будут строиться.
Руководство по применению в новом стандарте МСА 600 основано на пересмотренном МСА 260 “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”, но отличается своей спецификой, поскольку более явно учитывает факторы, определяющие выбор формы коммуникаций, обстоятельства, способствующие повышению эффективности коммуникаций, а также выбор подходящего для коммуникаций момента времени. Также руководство было дополнено материалами по коммуникациям в ситуации, когда имеет место (или есть подозрение, что имеет место) нарушение закона и/или правил регулирования.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
Международный профессиональный стандарт внутреннего аудита
Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610.
Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.
При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:
- показатели необъективны;
- аудиторы недостаточно квалифицированы;
- служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.
Характеристика целей и элементов задания, обеспечивающего уверенность
Первая часть МСА 100 подробно рассматривает цели задания, обеспечивающего уверенность и элементы этого задания. Выше были рассмотрены цели задания, обеспечивающего уверенность, основные виды таких заданий, а также виды заданий, которые не могут в силу своей специфики обеспечивать аудитору необходимый уровень уверенности.
Далее в стандарте представлены и подробно рассматриваются все основные элементы задания, обеспечивающего уверенность. К ним относятся:
- наличие трехсторонних отношений;
- наличие конкретного предмета или объекта проверки;
- наличие критериев;
- наличие методологии, позволяющей описать процесс проверки;
- наличие выводов.
Перечисленные элементы, несмотря на их различные комбинации и варианты, должны быть представлены в полном составе при идентификации задания, обеспечивающего уверенность.
Наличие трехсторонних отношений предполагает отношения между профессиональным бухгалтером, ответственной стороной и предполагаемым пользователем. Предполагаемые пользователи — например, акционеры. Ответственная сторона — это руководство компании. Как правило, ответственная сторона и предполагаемый пользователь представляют разные организации. Аудитор выражает свою уверенность об объекте проверки предполагаемому пользователю. Ответственность же несет ответственная сторона. Но бывают ситуации, когда предполагаемый пользователь и ответственная сторона являются одним и тем же лицом.
Аудиторские организации и реестр ЦБ
- Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
- При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
- Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
- Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
- Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
- Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление экономическим субъектом
ISA 260 «Communication of audit matters with those charged with governance»
Аудитор должен сообщать информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, лицам, отвечающим за управление предприятием.
Под термином «управление» понимается деятельность по наблюдению и контролю за предприятием, а также по руководству им. Лица, осуществляющие управление, несут ответственность за обеспечение целей предприятия, имеющих отношение к достоверности финансовой отчетности, эффективности и оперативности деятельности, соответствию применяемым законодательным требованиям и предоставлению информации заинтересованным лицам.
Под вопросами аудита, имеющими значение для управления, подразумеваются вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, которые важны, по мнению аудитора, и которые касаются лиц, ответственных за управление, при осуществлении ими контроля за финансовой отчетностью и раскрытием информации. Вопросы аудита, имеющие значение для управления, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора при осуществлении проверки. При проведении аудита в соответствии с МСА аудитору не требуется разрабатывать аудиторские процедуры специально для выявления вопросов, имеющих значение для управления.
Первая аудиторская проверка — начальные сальдо
ISA 510 «Initial engagements — opening balances»
Начальные сальдо — остатки на счетах, которые имеются на начало отчетного периода. Начальное сальдо определяется исходя из сальдо счетов на конец предыдущего периода и отражает результаты операций предыдущих периодов, а также учетную политику, применявшуюся в предыдущем периоде.
При первой аудиторской проверке аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства того, что:
- начальные сальдо не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность текущего периода;
- остатки на конец предыдущего периода были правильно перенесены на начало текущего периода или в необходимых случаях изменены;
- соответствующая учетная политика применяется последовательно, а изменения в учетной политике (при их наличии) были учтены и раскрыты надлежащим образом.
Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки
ISA 530 «Audit sampling and other means of testing»
Аудиторская выборка представляет собой применение аудиторских процедур менее чем к 100% статей, включенных в сальдо счета или в класс операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели равный шанс быть отобранными. Этот метод позволяет аудитору получить и оценить аудиторские доказательства, касающиеся некоторых характеристик статей, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов в отношении генеральной совокупности, из которой сделана выборка. При аудиторской выборке могут использоваться статистический и нестатистический подходы.
Использование аудиторской выборки при получении аудиторских доказательств считается уместным:
Следует различать два типа рисков.
1. Риск, связанный с использованием аудиторской выборки, возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который был бы сделан, если бы той же аудиторской процедуре была подвергнута вся генеральная совокупность.
В свою очередь, существуют два вида риска, связанных с использованием аудиторской выборки:
- при проведении тестов контроля аудитор может прийти к выводу, что риск средств контроля ниже фактического уровня, а при проведении тестов по существу — что существенной ошибки нет, хотя в действительности она есть. Риск данного вида с большой степенью вероятности может привести к недостоверному аудиторскому мнению;
- при проведении тестов контроля аудитор может прийти к выводу, что риск средств контроля выше, чем в действительности, а при проведении теста по существу — что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее нет. Риск данного вида влияет на эффективность аудита, поскольку приводит к дополнительному рассмотрению первоначальных выводов. Математическим дополнением таких рисков служит так называемый уровень доверия.
2. Риск, не связанный с использованием выборочного метода, является следствием факторов, которые заставляют аудитора сформировать ошибочный вывод по любой причине, кроме тех, которые связаны с объемом выборки. Так, аудитор может применить ненадлежащие процедуры, неверно трактовать доказательство, не обнаружить ошибку и т.д. Как в случае тестов контроля, так и при проверках по существу риск выборочного метода может быть снижен путем увеличения объема выборки, а риск, не связанный с использованием выборочного метода, — путем надлежащего планирования и контроля качества работы аудитора.
Аудитор должен определить метод отбора статей, подлежащих проверке, при получении аудиторских доказательств для достижения целей аудиторских процедур. Можно использовать следующие способы отбора.
- Отбор всех статей — исследование всей генеральной совокупности статей, которые составляют сальдо счета или класс операций (или страту в генеральной совокупности). Способ чаще применяется при выполнении процедур проверки по существу, чем при тестировании средств контроля.
- Отбор всех специфических статей — отбор специфических статей генеральной совокупности на основе информации о бизнесе клиента, предварительной оценки риска существенного искажения и характеристик генеральной совокупности. Отбор специфических статей на основании суждений зависит от уровня риска, не связанного с использованием выборки. Отбираемые специфические статьи могут включать:
- статьи с высокой стоимостью или ключевые статьи;
- все статьи, превышающие определенную сумму;
- статьи для получения информации;
- статьи для проверки процедур.
- Результаты процедур, применяемых к отобранным статьям, не могут проецироваться на всю генеральную совокупность. Поэтому аудитор должен проанализировать необходимость в получении надлежащего доказательства в отношении остальной части генеральной совокупности, если она является существенной.
- Формирование аудиторской выборки. Аудиторская выборка применяется к сальдо по счетам или классам операций. Выборочная проверка может проводиться с использованием статистического или нестатистического подходов.
Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства
Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.
Стандарт внешнего государственного аудита Счетной палаты РФ (СГА 302), утвержденный протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 21.04.2016 № 17К (1092), регламентирует порядок и вопросы, связанные с проведением аудита в сфере закупок. Проверки осуществляются Счетной палатой в рамках полномочий, предоставленных ч. 12 ст. 14 ФЗ № 41. О проведении аудита в сфере закупок читайте в другой нашей статье.
Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.
Итак, с 2018 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволит осуществлять эффективный аудит и обеспечить надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .
Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.
В частности, предусмотрены следующие изменения: