ДТП при повороте налево и обгоне кто виноват

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП при повороте налево и обгоне кто виноват». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ДТП при повороте налево распространены. Они приводят к человеческим жертвам, материальному ущербу и иным негативным последствиям. Во всех видах ДТП при повороте налево вина чаще всего признается за человеком, поворачивающим в этом направлении, или за обоими участниками ДТП. Виноватым часто признают того, кто поворачивает, так как он обязан не создавать помех. «Помехи» — достаточно расплывчатое понятие, поэтому признать виноватым поворачивающего просто. Тем не менее, эксперты-автомобилисты нередко признают виновным водителя, совершающего обгон. Основная причина аварии — нарушение ПДД участниками дорожного движения. Эта причина исправима, водителям стоит повышать свою водительскую культуру, внимательно следить за дорогой, уделять время изучению ПДД. Такая профилактика существенно сократит количество ДТП.

ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

Как правильно обгонять впереди идущую машину?

Обгон можно назвать одним из наиболее рискованных и опасных маневров. И чтобы совершить это действие без негативных последствий, необходимо обладать достаточным опытом вождения и умением моментально анализировать и оценивать свои действия.

Для того, чтобы избежать ДТП при обгоне необходимо предварительно изучить правила дорожного движения. Именно в них можно отыскать подсказки к совершению маневра. Кроме того, нельзя забывать про внимательность на дороге.

Если необходимо совершить обгон на дороге в городе, то необходимо внимательно оценить ситуацию и при этом проявить немалую выдержку. Городские трассы характеризуются наличием огромного количества автомобилей, которые одновременно передвигаются. Вместе с тем, скорость движения на городских улицах имеет ограничения, и потому, при правильном подходе, вероятность устроить ДТП при обгоне минимальная.

Дтп при обгоне в 2019 году — на перекрестке, поворачивающего автомобиля, поворот налево кто виноват

Автомобили сейчас — популярный вид транспорта, и именно поэтому представляют опасность как друг для друга, так и для пешеходов.

Это усугубляется тем, что некоторые водители плохо знают правила дорожного движения, в частности обгонов.

Ведь около половины всех аварий происходит именно по этой причине, поэтому следует рассмотреть, как не допустить ДТП при обгоне автомобиля в 2019 году и кто будет виноват при аварии, если автомобиль поворачивал налево.

Обгон является одним из самых рискованных и опасным маневром, поскольку нужно понимать, на что способен автомобиль, и какая ситуация складывается на ближайшем участке дороги.

Чтобы не стать нарушителем и не спровоцировать ДТП при обгоне, следует понимать, как советуют делать этот маневр в ПДД, но и про базовую внимательность не стоит забывать.

Прежде всего, водитель просто обязан оценивать возможные риски и собственные способности при начале обгона.

Поскольку он подразумевает выезд на встречную полосу, то следует быть особенно аккуратным, дабы малейшая невнимательность не обернулась лобовым столкновением.

Всего есть три этапа выполнения правильного обгона, это прежде всего сам выезд на встречку, движение рядом с машиной, а также совершенный маневр обгона машины и возврата на попутную полосу.

Разбор ДТП. Зимний обгон

Этой публикацией мы открываем рубрику «Разбор ДТП», в которой будем рассматривать типовые и, напротив, необычные аварии, про которые с ходу не скажешь, кто виноват и как избежать подобного. Тема первого выпуска — зимний обгон. Этот маневр и летом относится к числу самых опасных. А в холодное время года тормозной путь длиннее, видимость зачастую хуже, а потерять управление можно в, казалось бы, безобидной ситуации.

Читайте также:  Сколько времени уйдет на выписку из квартиры

Начнем мы с классической аварии-головоломки, которая делит экспертов и простых автомобилистов на два одинаковых лагеря. Итак, обгон на зимней трассе, а обгоняемая машина внезапно поворачивает налево. Смотрим.

«ГАЗель» решила повернуть налево и получила в бок от быстрой «двенашки», совершавшей обгон. Однозначного ответа на вопрос «Кто виноват?» в данной ситуации нет, как и четкого определения приоритета той или иной стороны в ПДД. Одни скажут, что «газелист» не посмотрел в зеркала, другие — что «тазовод» превысил скорость и не убедился в отсутствии помех на полосе обгона. В данном случае налицо классический конфликт пунктов 8.1 и 11.1 ПДД. «При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения» — это общие требования для обгоняющего и поворачивающего. Выходит, что в некой идеальной ситуации оба автомобиля должны остановиться и вежливо предложить друг другу завершить маневр. Но в реальности все иначе, особенно когда бал правят невнимательность и сумбурные действия. Взгляните, водитель «ГАЗели» совершает маневр внезапно, притормаживая перед поворотом в самый последний момент, заставив даже водителя машины, из которой велась видеозапись, инстинктивно вильнуть вправо. На первый взгляд, качество видео не позволяет дать стопроцентный ответ насчет включенного «поворотника», но при внимательном замедленном просмотре сигнал все же просматривается. Формально «газелист» предупредил о своем намерении. Это все равно не спасло бы в этой ситуации, ведь легковушка совершает аж двойной обгон, причем на приличной скорости, явно большей, чем положенные на этом участке 40 км/ч. С учетом зимы тормозной путь увеличивается, значит, надо хорошо подумать, прежде чем разгоняться, да еще на встречке.

ДТП при повороте налево на желтый сигнал светофора

Нередки ситуации, когда один из водителей пытается совершить манёвр поворота автомобиля налево при движущемся навстречу через регулируемый перекресток транспорте. Чаще всего инспектор ГИБДД определяет, что вина лежит на водителе, совершающем поворот налево на перекрестке. ДТП, в котором оказываются два автомобиля, становится неизбежным в том случае, когда водитель совершающей поворот машины не соблюдает требования ПДД. Ими предусматривается обязанность водителя, совершающего поворот налево, пропустить все движущиеся прямо навстречу через перекресток или с поворотом направо транспортные средства. Рассмотрим две ситуации:

  1. Независимо от того, что для автомобилей, движущихся по встречным полосам, загорелся желтый свет, автомобиль, движущийся по главному направлению и въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение через опасный участок пути. Поэтому водитель, который собирается совершить поворот налево, во избежание аварийной ситуации обязан дать возможность движущемуся через перекресток транспорту завершить пересечение аварийно опасного участка, и уже после этого поворачивать.

Следует помнить также, что въезд на перекресток разрешается лишь при условии, что на светофоре горит зеленый разрешающий сигнал (п.6.6 ПДД). Единственным исключением является ситуация, когда для того, чтоб остановиться в момент загорания желтого сигнала, водителю необходимо совершить экстренное торможение, что может создать аварийную ситуацию для движущихся позади него автомашин.

Поэтому водитель, целью которого на перекрестке является поворот налево, должен пропустить все идущие навстречу автомобили и дождаться, когда они прекратят свое движение по желтому сигналу светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.

  • Водитель стремится проскочить перекресток на горящий желтый сигнал светофора перед тем, как загорится зеленый. В этом случае может сложиться ситуация, когда автомобили на встречной полосе начнут свое движение на зеленый свет.

И в первом, и во втором случаях вина за совершенное столкновение лежит, прежде всего, на водителе, совершающем поворот.

Подводя краткий итог, следует запомнить главное: водитель, намереваясь совершить поворот налево, обязан уступить приоритет движения встречному транспорту на зеленый сигнал светофора. Если он въехал на перекресток, и в это время загорелся желтый сигнал, он, снова-таки, перед манёвром обязан уступить дорогу находящимся на перекрестке автомобилям, движущимся по главному направлению.

ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал

Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним ТС начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:

  • на дороге со сплошной разметкой;

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Читайте также:  Как проверить авто на залог: все возможные способы и инструкции

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Виновник скрылся с места ДТП

Если виновник скрылся с места ДТП, первое, чего не нужно делать — это устраивать за ним погоню. В крайнем случае, это может сделать один из очевидцев. И только если это действительно необходимо — например, чтобы узнать номер автомобиля виновника.

Кроме того, вообще никогда не покидайте место происшествия. Даже если вы полностью уверены, что вы не виноваты в ДТП, и сильно спешите по делам. Другой участник может вернуться, вызвать сотрудников инспекции, и тогда скрывшимся — и, возможно, виновником — окажетесь уже вы. Доказать противоположное будет практически нереально. Единственная причина, по которой вы можете уехать — если требуется срочно доставить потерпевшего в больницу для оказания помощи, а иных транспортных средств для этого нет.

Поэтому оставайтесь на месте аварии и для начала постарайтесь запомнить всю информацию об автомобиле виновника: цвет, марку, модель, государственный номер. Снимите все на видео или фото. Если такой возможности нет, то запишите, чтобы впоследствии не забыть. Эта информация поможет узнать личные данные виновника ДТП. Далее включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки и позвоните в ГИБДД.

Постарайтесь не паниковать. Оглядитесь, чтобы выяснить, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения или видеорегистраторы в других автомобилях. Также полезно будет опросить очевидцев ДТП и взять их телефонные номера. Когда приедут сотрудники ГИБДД, сообщите им всю известную вам информацию о виновнике аварии. Внимательно прочитайте все документы, которые составят инспекторы.

Также, чтобы узнать виновника ДТП по номеру и марке автомобиля, обратитесь во все социальные сети и разместите там информацию о происшествии. Обратите внимание на группы вашего города (поселка). Возможно, через них вы найдете разыскиваемого вами виновника. Проявляя активность, вы будете иметь больше шансов найти неустановленного водителя и, соответственно, получить денежные средства на ремонт вашего автомобиля.

Когда органы ГИБДД установят виновника ДТП и узнают, где он проживает, вам об этом сообщат. Если у инициатора аварии есть полис ОСАГО, то, независимо от причин, по которым он скрылся с места происшествия, страховая компания возместит вам ущерб в полном объеме. Если страховку он не оформлял, то стоимость ремонта автомобиля можно взыскать через суд. Хуже всего будет ситуация, когда виновника ДТП не найдут. В этом случае взыскать все ваши убытки будет не с кого, страховая вам также не возместит ущерб.

Исключение: Если при ДТП причинен вред жизни или здоровью вам, вашим пассажирам или другим участникам аварии, то компенсационную выплату можно получить через РСА (Российский союз автостраховщиков).

Источники:

Гражданские дела, подсудные мировому судье

Право на получение компенсационных выплат

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

Если оба водителя нарушают

На самом деле схемы ДТП при поворотах налево бывают довольно сложными и запутанными. Так что и специалистам непросто определить, кто прав, а кто виноват. Тем более что не редкость ситуация, когда каждый из участников ДТП в большей или меньшей степени виновен в произошедшем.

Достаточно распространенными являются аварии, в которых все водители уверены, что совершали маневры, соблюдая правила дорожного движения. Например, часто возникают ДТП при выезде с прилегающей территории, особенно когда она выходит прямо на перекресток. При этом обе стороны аварии могут оказаться виновными в определенной степени.

Читайте также:  Как сменить юридический адрес ООО

Если одна машина будет выезжать с прилегающей территории даже на разрешающий сигнал светофора, управляющий ею водитель обязан пропустить транспортные средства, которые уже движутся по дороге. Но с автомобилями, которые едут прямо, все понятно. А как быть водителю, который в этот момент поворачивает налево на основную дорогу, пересекая траекторию, по которой должна ехать первая машина, совершающая выезд с прилегающей территории?

Штраф за отсутствие сигнала

Правда, бывают случаи, когда неработающие поворотники являются доказательством более серьезного нарушения. В пункте 2.7. ПДД дается определение так называемого опасного вождения и отмечается, что оно выражается «в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия…, препятствовании обгону»

Тем самым, опасное вождение часто совершается без подачи сигналов «поворотниками», однако их отсутствие в других ситуациях не означает, что водитель «ездит опасно» и виновен в какой-либо аварии.

Согласно п. 8.1 ПДД «поворотник» нужно включать при смене полосы движения, перед поворотом направо, налево или разворотом, перед остановкой у края проезжей части, перед началом движения от края проезжей части.

Спорные ситуации при ДТП при повороте налево

Даже в описанных ситуациях могут возникнуть спорные моменты, когда при очевидной вине обоих водителей или водителя, совершающего поворот налево, виновником ДТП оказывается водитель второго транспортного средства.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда ДТП произошло при попытке водителя завершить манёвр поворота при желтом сигнале светофора.

Итак, водитель начал маневр при зеленом сигнале, но при въезде за прерывистую линию на перекрестке для него, как и для встречного транспорта, загорелся желтый свет. Водитель поторопился завершить маневр, не убедившись, что по встречной полосе отсутствует движение машин. В результате — ДТП при повороте налево с двух полос. Кто виноват?

Казалось бы, вина начавшего поворот водителя очевидна — он не уступил дорогу движущемуся по главному направлению автомобилю. Однако следует выяснить, кто первым начал маневр — возможно, водитель, движущийся по встречной полосе, пренебрег желтым сигналом светофора и поторопился пересечь перекресток в нарушение правил на запрещающий движение сигнал. Внесение изменений в ПТС? Доказать это сложно, но можно.

Водителю, совершающему поворот и считающему себя невиновным в случившемся ДТП, придется доказывать:

  • на каком расстоянии от перекрестка был встречный автомобиль до мерцания зеленого света, предупреждающего о появлении запрещающего сигнала;
  • с какой скоростью он двигался;
  • имел ли водитель возможность экстренного торможения.

Лучшими доказательствами в подобных ситуациях может быть, как запись видеорегистратора, так и показания свидетелей. Решения только лишь одного инспектора ГИБДД здесь недостаточно, и свою правоту водителю, возможно, придется доказывать не только в специальной комиссии по разбору ситуации, но и в суде. Это принципиально важно, поскольку определение степени виновности влияет на возможную ответственность по гражданским искам, а также по искам страховых компаний.

Спорная ситуация может возникнуть и при ДТП на обочине при повороте налево.

В соответствии с требованиями ПДД, водитель, стоящий на обочине, перед выездом обязан включить сигнал поворота. Предположим, что он это сделал, и при включенном поворотнике начал выезжать с обочины, однако идущий сзади на обгон автомобиль его зацепил. В этой ситуации доказать свою правоту будет очень сложно.

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно

до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *