Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021-ом году: кому нужен, кто попадает, ключевые изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Ответственность, предусмотренная за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки
Если организация обязана предоставить заключение, но не сделала этого или сделала не в установленный срок, в законе предусмотрено привлечение виновных к административной ответственности. Сумма штрафов составляет:
- От трёхсот до пятисот рублей для должностных лиц;
- От трёх до пяти тысяч рублей для организаций.
Если проверка контролирующих инстанций выявит отказ от проведения обязательного аудита, будет составлен протокол об административной ответственности со штрафами в размере:
- От пяти до десяти тысяч рублей – при первом нарушении;
- От десяти до двадцати тысяч рублей – при повторном.
Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:
- Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
- Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
- Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
- Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
- Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
- Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
- Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
- Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Особенности проведения обязательного аудита
Обязательную аудиторскую проверку вправе проводить исключительно аудиторские организации, но не независимые предприниматели и лица без юридического образования.
Обязательный аудит в организации, чей уставной капитал является государственной собственностью более чем на 25%, может быть проведен только после размещения соответствующего заказа в порядке, определенном Федеральным законом РФ.
Аудиторская проверка организаций, чья отчетная документация содержит сведения, являющиеся государственной тайной, осуществляется только после получения допуска к работе с такими сведениями.
Все критерии обязательного аудита подлежат страхованию риска ответственности в случае нарушения пунктов заключенного с проверяемой организацией договора.
Организации, подлежащие обязательному аудиту
Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.
Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.
Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:
- акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
- компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
- проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
- обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
- обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).
Кто должен проходить обязательный аудит
Обязательный аудит годовой отчетности проходят ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ :
- любые организации, в том числе ООО и малые предприятия, у которых в году, предшествовавшем отчетному, выручка от реализации без НДС строка 2110 отчета о финансовых результатах более 400 млн руб. или сумма активов на 31 декабря строка 1600 бухгалтерского баланса более 60 млн руб.;
- все акционерные общества, независимо от величины выручки и активов;
- организации, чьи ценные бумаги допущены на ОРЦБ;
- организации, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом. Например, застройщики ч. 5 ст. 3 Закона N 214-ФЗ .
Полный перечень случаев обязательного аудита.
Обязательный аудит – это проверка всех бухгалтерской и финансовой отчётности компании, которая происходит ежегодно. Среди тех, кто должен проводить обязательный аудит, есть либо аудиторские организации, либо отдельные индивидуальные аудиторы с квалификационным аттестатом. Подробнее об этом можно прочесть в Федеральном законе 307, доступном к ознакомлению по ссылке.
Также ещё одно из требований к обязательному аудиту состоит в том, что только аудиторские организации могут проводить проверку, если компания является:
- Государственной компанией.
- Негосударственным пенсионным фондом.
- Организацией, не менее 25% процентов которой имеет государство.
- Кредитные и страховые компании.
Аудиторская проверка производится согласно российскому законодательству, а также в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Целями обязательного аудита признаются:
- Выражение мнения о достоверности данных в финансовой и бухгалтерской отчётности.
- Выявление ошибок учёта.
- Анализ бизнеса – выявление рисков, факторов развития, разработка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.
Последний пункт особенно важен, так как бизнес-рекомендации также входят в окончательное заключение, поэтому мнение в этой части должно быть выстроено корректно и взвешено, чтобы избежать неправильной трактовки.
Обязательный аудит 2019 и его альтернатива
Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.
Обязательный аудит 2019 и полезные дополнения к нему
Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:
- банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;
- организации, которые размещают ценные бумаги публично;
- группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- акционерные общества.
Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):
- достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;
- активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.
Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики.
При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.
И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения).
Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка.
Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).
Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей.
Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.
Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:
- предотвращено доначисление налогов и штрафных санкций на 586 млн рублей;
- обнаружен резерв на 1 млн рублей: выяснилось, что организация уплачивала налог на имущество по недвижимости, не являющейся объектом обложения.
- Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?
Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании.
При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки.
Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.
Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.
Наталья СапкоАудитор-методолог
Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.
- корректная промежуточная отчетность: если аудит проводится только 1 раз в год, то однотипные ошибки и неточности могут накапливаться из квартала в квартал и влечь значительные искажения в промежуточной отчетности, в т.ч. и в части активов. Если проводится системный комплексный обязательный аудит, специалисты изучают не только го��овую, но и промежуточную отчетность, сразу находят некорректные данные и своевременно рекомендуют работникам бухгалтерии исправить их;
- комфортная работа бухгалтерии: обычно обязательный аудит назначается на февраль-март следующего года. В такой ситуации аудиторам приходится потратить достаточно большое время на погружение в ситуацию, а бухгалтерской службе — одновременно готовить отчетность и работать с аудиторами. Гораздо удобнее, когда в этот период нужно проверить только четвертый квартал предыдущего года, а такая проверка потребует всего несколько дней нахождения аудиторов на проекте в особо напряженные для бухгалтерии месяцы. Проверка за первые три квартала ушедшего года уже будет выполнена заблаговременно;
- безлимитный консалтинг: больше не нужно будет дополнительно оплачивать консультации с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами. Если заказать системный комплексный аудит на 2019 год, задавать вопросы экспертам можно будет до конца 1-го квартала 2020 года. Более того, мы храним сведения обо всех ответах на Ваши вопросы. Это значит, что проверяющий аудитор знает, какие сложности возникали и как они разрешались.
«Правовест Аудит» отвечает за рекомендации, направленные клиентам (если клиент им последовал).
Это значит, что, если инспекция все-таки привлечет Вас к ответственности за неуплату налогов в проверенном нами периоде, Вы получите уплаченную сумму санкций (штрафы и пени) обратно от страховой компании «Ингосстрах». Страховая сумма по каждому договору на системный комплексный обязательный аудит — до 10 млн рублей.
Наталья Сапко Аудитор-методолог
- аудит базы 1С: в рамках системного комплексного аудита происходит тестирование нашими экспертами Вашей базы 1С. Если будут найдены ошибки, мы предоставим Вам рекомендации по автоматизации и устранению этих ошибок в учете;
- юридическая проверка договоров и других значимых документов: проведем экспертизу не только типовых договоров и уставных документов, но и иных документов компании по Вашему выбору, минимизируем хозяйственные и судебные риски;
- повышение квалификации: каждый бухгалтер должен следить за своей квалификацией, и «Правовест Аудит» поможет сделать это без труда! Не отвлекайтесь от текущих дел, мы напомним, когда следует посетить семинар или круглый стол с получением сертификата Института Профессиональных Бухгалтеров (на 40 часов);
- полезные материалы: несмотря на большую загруженность, Вы будете знать обо всех новостях законодательства и других важных темах с помощью статей наших экспертов и конспектов семинаров.
- Усиление системы внутреннего контроля компании: иногда бухгалтерии элементарно недостаточно времени для того, чтобы держать «подконтрольные процессы» в порядке (это касается ПУД, своевременной и корректной фиксации операций в учете и много другого). И это даже если не брать случаи, когда «беспорядок» создается умышленно, чтобы скрыть недобросовестные действия руководства компании. Как, например, в этих кейсах: Схема увода прибыли в 80 млн рублей раскрыта «Слабое звено» ценой в 500 млн рублей Поэтому собственнику полезно периодически делать «жесткую» независимую проверку, которую и предполагает системный комплексный аудит. Только так можно быть спокойным за сохранность своих активов. Кроме того, это поможет подготовить сотрудников компании к настоящей проверке со стороны налоговой или трудовой инспекции;
- сокращение налоговых рисков: по многим причинам компании не всегда удается правильно определить налоговую базу и учесть операции в налоговых декларациях в течение года без представления «уточнёнок». Если эти неточности выявляются только в конце года или начале следующего (как это происходит при стандартном обязательном аудите), то компания теряет внушительные суммы на уплату налоговых санкций. Но при системном комплексном аудите все выявляется своевременно и такие потери не происходят;
- страховка от налоговых претензий: даже по прошествии 3-х лет с момента окончания периода, проверенного в рамках системного комплексного аудита, мы предоставляем поддержку наших налоговых юристов во время проверки, разрешения налоговых споров до суда и в суде.
Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит
Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.
Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.
Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
На заметку
С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.
Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.
Когда назначают аудиторскую проверку?
Обязательный аудит служит для улучшения системы управления и объективной оценки деятельности. Он охватывает все материалы за определенный период, исходную документацию, финансовую отчетность. Аудиторская проверка поможет выявить:
- сильные и слабые стороны компании,
- реализовать планы, возможные отклонения от них и причины,
- финансовое положение компании,
- производительность сотрудников или эффективность имущества.
Аудиторская проверка государственных унитарных предприятий проводится после предоставления заказчиком архивной копии бухгалтерской документации на электронном носителе, по заранее составленному перечню. В процессе могут понадобиться дополнительные документы или информация для осуществления максимально точного анализа деятельности организации. Он включает в себя:
- Подготовку к аудиту, разработку плана.
- Выбор метода аудита и его верификацию.
- Критическую оценку и выводы, определение причин и следствий отклонений от базового условия, формулировка выводов для адресата протокола аудита.
- Отчетность о процессе проводимой проверки.
Обязательная проверка ГУП выполнима не только по изъявлению руководителя организации или предприятия, но в ряде случаев его необходимость определяется актами законодательства.
Заключительный шаг предполагает получение заключения о достоверности финансовой отчетности, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в письменном виде. Обязательные аудиторские проверки проводят сертифицированные (лицензируемые) аудиторские компании. Частота проверок должна учитывать масштабы проблем, возникающих в данной области.
Критерии обязательного аудита
Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:
- акционерные общества;
- кредитные учреждения;
- страховые фирмы;
- НПФ;
- инвестиционные фонды;
- компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.
Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:
- выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
- активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.
Обязательный аудит организации
Действующий Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
В ряде случаев аудит является обязательным и должен проводиться ежегодно. Обязательный аудит проводится аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Организация приобретает право проводить аудит со дня внесения информации о ней в реестр.
- Письменную информацию руководству компании. В ней представлены сведения о проведенной аудиторской проверке (включая данные об организации проведения обязательного аудита), выявленные нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о бухгалтерской деятельности компании клиента.
- Аудиторское заключение. Официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» постановляет, что заключение, выдаваемое по результатам обязательного аудита, входит в состав бухгалтерской отчетности.
Новые правила для АО
Непубличные акционерные общества освободят от обязанности проводить ежегодный аудит отчетности. С 2023 г. начнет действовать правило о том, что непубличные акционерные общества вправе, но не обязаны привлекать аудиторскую организацию или аудитора для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом обращаться за аудитом в аудиторскую организацию должны будут:
-
публичные акционерные общества;
-
непубличные акционерные общества, для которых законом установлена такая обязанность (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в новой редакции, п. 2 ст. 86, п. 3.1 ст. 88 Закона № 208-ФЗ в новой редакции).